Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. «С нами Будда!» Как война в Украине изменила российский буддизм

«С нами Будда!» Как война в Украине изменила российский буддизм

Иллюстрация «7х7»
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Война в Украине затронула и поменяла все сферы жизни россиян. Российское общество разделилось на тех, кто поддерживает государство, тех, у кого «все не так однозначно», и антивоенно настроенных граждан. Внутри последователей религиозных движений происходит то же самое: церкви и сообщества раскалываются, лидеры и верующие выбирают одну из сторон. «7х7» исследует происходящее в серии материалов.

Этот выпуск посвящен российским буддистам, к которым себя относит существенная часть населения трех субъектов РФ: Бурятии, Тувы и Калмыкии. Жестокая мобилизация и ужасы войны внесли разлад в сообщество буддистов. Многие из них делают антивоенные высказывания и уезжают за границу. Другие — едут на линию фронта вопреки ценностям буддизма. Но жесткого осуждения противоположной позиции, кажется, среди них нет, обнаружил журналист Алексей Волошинов, искавший буддистов-эмигрантов в Монголии.

Молчание эмигрантов

«Религия — уже не религия. Она оказалась под властью», — сказала корреспонденту «7х7» Даяна (имя изменено).

Даяна сразу после окончания школы в Туве переехала в Монголию и живет там уже почти двадцать лет. Из всех буддийских верующих родом из РФ, с кем удалось поговорить журналисту «7х7», она чувствовала себя увереннее всех. Как объяснила сама Даяна, потому что долго находится не в России. Но она готовит «пути отступления» в одну из стран Запада на случай, если в Монголии у нее начнутся проблемы.

Буддисты из регионов России еще никогда не были так сильно запуганы. Так считают исследователи современного буддизма, с которыми консультировался «7х7» во время подготовки этого материала. Все они рекомендовали не ездить для общения с буддистами даже в столицу Монголии Улан-Батор. В лучшем случае журналистов там ждут отказы от интервью. В худшем — конфликт с местными властями.

 

Многие герои, согласившиеся поговорить с «7х7», просили изменить их имена, хотя они не находятся в России. И все равно они подвергли себя риску, потому что эмигрантское сообщество выходцев из буддийских регионов — Калмыкии, Тувы, Бурятии — очень узкое. Вычислить человека легко, даже если он высказывается анонимно.

«Активистам здесь [в Монголии] оставаться тяжело», — сказала основательница монгольского НКО Freedom Wing, которое занимается помощью беженцам, монголка Золзая Нямдорж.

Однажды ей пришлось помогать российскому антивоенному активисту, который попал в неприятности из-за своей позиции, когда уже пересек российско-монгольскую границу («7х7» не удалось уточнить, что с ним случилось). В Монголии очень лояльно относятся к россиянам, уехавшим от мобилизации или с антивоенными взглядами, но только если они не занимаются активизмом. Подавляющее большинство граждан РФ едут в Монголию учиться, работать, заниматься бизнесом.

Еще недавно в Монголии был достаточно высокий уровень свободы слова, и международная организация «Репортеры без границ» ставила эту страну в рейтинге свободы прессы выше Сербии, Греции и Израиля. Но за последний год Монголия потеряла больше 20 позиций в рейтинге, а местные власти стали еще осторожнее относиться к своим критикам.

Отразилось это и на российских активистах, а также тех, кто выступает против войны в Украине и политики Владимира Путина. К примеру, в феврале 2023 года медиа сообщали, что в аэропорту Улан-Батора был задержан калмыцкий активист Батыр Боромангнаев. Он хотел запросить в Монголии политическое убежище. В течение нескольких дней ему угрожали депортацией в Россию, где его будут преследовать за открытую антивоенную позицию. В итоге Боромангнаев смог улететь в США. А в июне 2024 года силовики в Улан-Баторе разогнали акцию местных протестующих, которые выступали против визита в страну президента Беларуси Александра Лукашенко.

Боевые ламы: как духовные лидеры буддизма поддерживают войну в Украине

В зоне боевых действий в Украине буддизм представлен не только мобилизованными буддистами из Бурятии, Тувы, Калмыкии и других регионов. К примеру, летом 2023 года российские государственные СМИ стали активно рассказывать о единственном в России «военном ламе», который прибыл на фронт, чтобы поддержать солдат. Речь идет о члене общественного совета Минобороны РФ, ламе Баире Батомункуеве из Бурятии. С 2012 года он работает помощником командира мотострелкового соединения по работе с верующими военнослужащими. В 2019 он был награжден медалью «За укрепление боевого содружества». Сам Батомункуев рассказывал, что к буддизму пришел, когда проходил срочную службу на севере. Там он попал в пургу и «чудом выжил, вспомнив все буддийские молитвы, которые слышал в детстве».

Работу Батомункуева на фронте Минобороны в своих пресс-релизах описывает так: «Он помогает военнослужащим укрепить веру, ответить на сложные духовные вопросы и мобилизоваться при решении задач по защите своего отечества».

Иллюстрация «7х7»

Зимой 2023 года в сети стали появляться репортажи об открытии в «зоне СВО» двух полевых храмов: православного и буддийского. «Буряты не убегают с поля боя, если еще есть юрта, которая стала дуганом [храмом]», — сказал глава Буддистской традиционной сангхи России Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев

Вероятно, вдохновившись фразой «Мы русские, с нами Бог», выступая в эфире местного радио через несколько дней после начала войны, Дамба Аюшеев сказал: «У нас должен быть крепкий и надежный тыл. С нами наши сахюусаны [божество гневного вида, взявшее клятву защищать Учение Будды], с нами наши великие хамбо-ламы, с нами Будда».

Председатель Центрального духовного управления буддистов Геше Йонтен (Сергей Киришов) поздравлял Владимира Путина после выборов в марте 2024 года. Он не стал поддерживать войну в Украине напрямую, но порадовался, что российское государство в последние годы «стало уделять особое внимание сохранению и укреплению наших традиционных духовно-нравственных ценностей».

Летом 2023 года в Улан-Удэ прошел международный буддистский форум, на открытии которого Дид Хамбо-лама Буддийской традиционной сангхи России Дагба Очиров (заместитель хамбо-ламы) выступил против «однополярного мира». «Само время требует от нас, буддистов, собраться на международный форум на территории России и сказать свое решительное слово: “Мы — за многополярное мировое сообщество”. Ведь только так на нашей планете будет установлен баланс разума и процветания, взаимоуважение народов и конфессий будет истинным и прочным, понимание интересов друг друга не будет лживым», — сказал он.

В разговоре с изданием «Люди Байкала» военный из Бурятии вспоминал, как перед боями в его полевой лагерь в зоне боевых действий приезжали православные священники и буддийские ламы. «Я сначала к попам сходил, а потом — к ламам. Потому что на фронте веришь во все, честно говоря. Ламы наши прочитали молебен и сказали, чтобы мы шли на врага без злости и агрессии. Ну, типа стреляешь в ВСУшника и не радуешься, если попал, а сострадаешь ему. Потому что это по-буддийски», — сказал он журналистам.

В том же тексте «Люди Байкала» привели слова ламы Олега Намжилова из Бурятии: «Сейчас мы, обычные буддисты, оказались в таком положении, что мы ничего не решаем. Наши ребята ушли воевать вынужденно. Наша задача — их поддержать. Если мы от них отвернемся, скажем, что они предатели и скоты, то кто мы такие после этого?».

Уехавший из России в США летом 2022 года из-за антивоенных убеждений бывший настоятель Кыренского дацана в Бурятии лама Балдан Базаров считает, что мнение буддийских лам влияет на отношение российских буддистов к войне. Те, кто поддерживают боевые действия, по его мнению, получают от этого определенную выгоду. В беседе с «7х7» Базаров сказал: «Скажем, хамбо-лама не может попросить ничего лично для себя [буддийским монахам запрещено пользоваться деньгами], но он, например, в Кремле просил Путина построить дацан в Москве, который буддисты сами не могут сделать уже с прошлого тысячелетия. Некоторые ламы ездили на войну в Украине поддерживать своих соотечественников. Им [ламам] дают деньги на дорогу, чтобы они съездили туда-обратно, жили в Москве в гостинице — это для них тоже “плюшки”. Они показывают, что они думают о государстве, а после этого, например, могут что-нибудь попросить для своего дацана».

«Помощь солдатам — отрицательная карма»: антивоенно настроенные буддисты

Сам Балдан Базаров, по его словам, планировал переехать не в Соединенные Штаты, а в Украину, чтобы там «помочь украинцам защитить свой дом, своих детей и близких». «Я хотел попасть в Украину, чтобы оттуда доносить правду моим соотечественникам — бурятам и монголам, которые верили в пропаганду Путина», — сказал лама.

Противоречия между антивоенным духом буддийской веры и желанием поехать в одну из воюющих стран, по его мнению, нет: «Война — это проявление сансары [мир страданий, страстей и несвободы, неразрывно связанный с повторяемым циклом рождений и смертей в буддизме]. Будда объяснял, что нужно отдаляться от любых проявлений сансары. Но в то же время, если кто-то приходит убивать тебя в твой дом, ты должен защищать свою семью, своих близких и родных. Когда твои родственники идут в соседний дом и начинают там кого-то убивать, даже в обыкновенной жизни без всякого религиозного учения ты должен их осуждать. А у нас получается, что наши родственники поехали убивать, и мы должны поддерживать это ради какого-то эфемерного государства. Это неправильно». А вот помощь российским мобилизованным с принципами буддизма не соотносится, утверждает Базаров: «Люди поехали в Украину убивать людей, и любая помощь им — это отрицательная карма».

На вопрос, насколько справедливы призывы к Украине сложить оружие первой, чтобы война остановилась, Базаров отвечает: «С точки зрения буддизма сложить оружие должны обе стороны, но не одна. У людей бывают разные мнения по разным вопросам, и это нормальное явление. Кто-то призывает тех, кто подвергается насилию, поднять лапки кверху, лежать и получать удовольствие, пока какой-то садомазохист начинает глумиться над тобой. Есть люди, которые это поддерживают, но у них свои интересы. Они не думают о людях, которые умирают в Украине. Они думают о своем благополучии, а благополучие всей Земли, всего населения, начинает изменяться в худшую сторону».

У Базарова напряженные отношения с главой российских буддистов Дамбой Аюшеевым. Когда Балдан уехал из России, хамбо-лама в своем телеграм-канале написал: «Наш Балдан Базаров пребывает здесь среди беженцев в Нью-Оркском аэропорту имени Кеннеди. Такова участь беглецов» [авторская орфография сохранена]. Аюшеев закрепил это сообщение в своем канале. «Он адресовал это одному-единственному человеку — Путину. Смысл выставления этого комментария был именно такой, у него был один адресат», — считает Базаров.

Комментируя высказывание Аюшеева в поддержку войны, Балдан Базаров говорит: «Хамбо-лама показал, что в нем больше русского, чем бурятского или монгольского». Но добавляет, что в его заявлении «есть своя правда». «Так как он действует в той традиции, которая возникла еще в Российской империи, когда позволили проповедовать буддийскую религию, те хамбо-ламы, которые избирались на этот пост, должны были принести клятву верности российскому государю. Так как хамбо-лама принес присягу российскому правителю, он не может свою клятву изменить. Другой вопрос, что, кроме него, никто не принимает на себя такие клятвы верности государству. Они [ламы] приносили клятвы относительно своего духовного совершенствования, отрицания всего плохого, что связано с сансарой. Поэтому у меня здесь больше вопросов не к руководителю сангхи, а к тем ламам, которые свободны от этой клятвы, но поддерживают войну».

Вероятно, самое яркое антивоенное заявление в российском буддизме сделал президент Объединения буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче (Эрдни-Басан Омбадыков). «Украинская сторона, конечно, права. Она защищает свою страну, свою землю, свою правду, свою Конституцию, свой народ», — сказал он в сентябре 2022 года в интервью ютуб-каналу «Алхимия души».

Через несколько месяцев российские власти внесли Ринпоче в список иностранных агентов (при этом он является гражданином США), и он ушел с поста верховного ламы Калмыкии. «Народу Калмыкии и всем последователям буддизма в эти трудные времена я желаю сохранять мужество, стойкость и приверженность идеалам сострадания, любви и ненасилия, на которых зиждется исповедуемое нами Учение Будды», — такими словами Омбадыков прокомментировал свою отставку. МВД Калмыкии лишило верховного ламу республики вида на жительство в России.

В феврале 2023 года новым верховным ламой Калмыкии был назначен настоятель главного буддийского храма республики Тендзин Чойдака. О его политических взглядах ничего не известно.

Самая антивоенная религия на войне

Журналист «7х7» почти неделю вел переговоры с Сергеем (имя изменено) об интервью. Он боялся проблем из-за общения со СМИ. Как и многие жители буддийских регионов России, Сергей уехал в Монголию из-за мобилизации, объявленной в сентябре 2022 года.

Иллюстрация «7х7»

Власти Бурятии и Калмыкии проводили мобилизацию особенно жестко. По данным бурятских активистов, за трое суток с 21 сентября в военкоматы там увезли примерно 7 тыс. мужчин при объявленном Минобороны мобилизационном плане в 300 тыс. человек на всю страну.

Калмыкия стала одним из немногих регионов России, где норму по мобилизации перевыполнили. Вместо положенного 1% там, по разным данным, призвать смогли от 2% до 3% резервистов.

При этом, по данным совместного анализа «Медиазоны» и BBC, на войне в Украине погибло по меньшей мере около 1500 жителей Бурятии (восьмой показатель по стране) при населении региона в 972 тыс. человек (52 место по всей России). В Тыве с населением 338 тыс. человек (78 место по России) погибло как минимум 618 военных (35 показатель по стране).

Для многих верующих буддистов именно крайне высокая вероятность попасть на войну стала основной причиной эмиграции. Уже 22 сентября, на следующий день после начала мобилизации, очевидцы стали публиковать видео длинных очередей на российско-монгольской границе.

Первыми там оказались жители приграничных населенных пунктов Бурятии и Тувы. Позже Улан-Батор и для калмыков стал популярным направлением для переезда. Кроме географического расположения, дело заключается в том, что калмыки, буряты, тувинцы и другие относятся к монгольским народам, проживающим на территории РФ. В Монголии их считают «своими» и принимают как дома, объясняют местные жители.

Расхожее представление о буддизме — что это самая антивоенная религия из существующих. «Не убивай» — первый из пяти обетов буддизма. Причем убивать нельзя не только людей, но и животных, в том числе насекомых.

«В основе принципов буддизма всегда лежит стремление к миру. Буддисты должны помогать всем, кто страдает от этой войны», — сказал преподаватель департамента философии и религиозных учений Монгольского государственного университета Демберель Сухбаатар. Но сразу добавил: «Каждый гражданин обязан защищать свою страну, каждый из них несет за свою страну ответственность. Поэтому, возможно, некоторые граждане России отправляются на фронт. А некоторые монахи, чтобы облегчить их страдания и напряжение, стараются внушить им спокойствие духа».

Сергей рассказал, что не следит за новостями в мире. «Потому что в первую очередь мы должны следить за тем, что находится в поле нашего контроля. На то, что говорит какой-то человек, мы не можем повлиять. Если ты ничего не можешь с чем-то сделать, то и переживать из-за этого не стоит», — пояснил он. В частности, признался Сергей, он равнодушно относится к любым высказываниям лидеров буддизма. Но добавил: «Буддизм не поддерживает насилие в любой форме».

Действия лам, которые периодически появляются на линии фронта, Сергей объясняет тем, что в буддийской традиции монашеская сангха должна работать «во благо всех живых существ». «Многие люди, которые идут на войну, возвращаются и испытывают ее последствия. Война оставляет шрам на жизнях всех людей вне зависимости от того, на какой стороне баррикад они были. И монахи стараются сделать так, чтобы люди вернулись домой в целости и сохранности, а войны и конфликты как можно быстрее прекратились. Потому что это неправильно. Так не должно быть», — рассуждает буддист.

«Мы очень опечалены страданиями людей. Мы молимся за всех, кто страдает от войн», — рассказал монгольский монах из самого большого дацана Монголии Гандантэгченлин. Именно в нем находится штаб основанной в 1970-х «Азиатской буддийской конференции за мир» — международной организации, главная задача которой — объединить буддистов Азии в их стремлении к миру и спокойствию на Земле. 

По словам монаха, люди из буддийских регионов России часто приезжают в Монголию и Гандантэгченлин, чтобы изучать религию, но большинство из тех, кого он знает, чаще возвращаются на родину, чем остаются в Монголии. Цитируя высказывание, прозвучавшее на одном из мероприятий Азиатской буддийской конференции за мир, собеседник «7х7» сказал: «Мы можем встречать цветами тех, кто направляет на нас оружие».

«Буддисты следуют принципам своей веры, но у каждого буддиста, даже у лам, есть обязанность уважать Конституцию и законы своей страны. Поэтому все буддисты должны уважать решения своего правительства и стараться не вступать в конфликт с ними», — сказал преподаватель Монгольского государственного университета Демберель Сухбаатар. 

Исповедующая смесь буддизма с шаманизмом тувинка Даяна придерживается совсем другой позиции: «Буддизм — это философия против насилия. Это религия, которая диктует, что и животные, и люди, и даже растения — все должно жить в гармонии. В принципе, они [представители российского буддизма] не должны поддерживать войну. Те, кто сейчас сидят и поддакивают правительству, я считаю, уже давно продали себя и свою религию. Они подставили очень много верующих буддистов, они лицемеры». Но, по ее словам, такая реальность в российском буддизме складывалась уже давно и планомерно.

Неоднородность во взглядах буддистов, возможно, объясняет еще один принцип буддизма, который вспомнил в беседе с «7х7» Балдан Базаров: «Учитель Будда говорил: не принимайте мое учение, потому что сказал это Будда. Вы проверьте, нужно ли оно вам, полезно ли и приносит ли пользу».

Вера в попытке облегчить страдания

Оценить масштабы «буддийской эмиграции» из России на фоне войны тяжело. По отрывочным данным, которые предоставляет государство, речь идет о тысячах человек. По данным властей Монголии, за 10 дней с объявления мобилизации в страну из РФ въехало 6200 россиян. При этом российская ФСБ сообщала, что в 2022 году россияне побили пятилетний рекорд по въездам в Монголию и еще несколько стран ближнего зарубежья.

Иллюстрация «7х7»

Даяна, которая помогает российским беженцам, сказала: «Все религиозные организации, которые я здесь знаю, помогали россиянам после мобилизации». Она вспомнила, что осенью 2022 года русскую речь на улицах Улан-Батора можно было услышать намного чаще обычного. К приезжим, по ее словам, монголы относились очень тепло.

Война в Украине очень сильно отразилась на повседневной жизни людей из буддийских регионов России. Но на сам буддизм, его институции и их восприятие внутри страны, она, кажется, такого большого влияния не оказала.

Говоря об ударах по российскому буддизму, эксперты в разговорах с «7х7» даже чаще, чем войну в Украине, вспоминали отказы во въезде в Россию далай-ламе в 2002 и 2010 годах. Тогда Кремль испугался, что его приезд может повлечь за собой конфликт с Китаем, власти которого в свое время изгнали далай-ламу из Тибета.

Преподаватель Демберель Сухбаатар рассказал, как уже после начала войны участвовал в одной из буддийских конференций, которая проходила в Бурятии: «Мне кажется, главной ее целью была терапия от войны. Потому что для бурятов, которые уходят на эту войну, для родителей, которые потеряли на этой войне своих детей, эта конференция была способом снять напряжение и облегчить свои страдания».

Все собеседники «7х7» придерживаются разных позиций. Кто-то честно говорил, что не считает вторжение в Украину «однозначным явлением». Кто-то выступал с резким осуждением военных действий. Но, так или иначе, для каждого из них буддизм — это в первую очередь способ облегчить страдания людей.

«Буддийское сообщество всегда молится за скорейшее прекращение всех войн», — заключил буддист Сергей. 

Источники «7х7» повторяли одну мысль: на войне страдают люди. Одни говорили так о российских мобилизованных, другие — об украинских военных. Третьи — о тех, кто потерял на этой войне сына, а четвертые — о тех, в чей дом прилетел снаряд. За редкими исключениями, почти никто не стал критиковать ни тех лам, которые регулярно появляются на фронте, чтобы там помогать солдатам российской армии, ни тех, кто открыто выступил против войны.

Материалы по теме
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Вооруженные конфликтыИсторииСвобода совестиУкраинаУкраина-Россия