Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Между пропагандой и Писанием. Как война в Украине изменила жизнь российских протестантов

Между пропагандой и Писанием. Как война в Украине изменила жизнь российских протестантов

Иллюстрация «7х7»
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Война в Украине затронула и поменяла все сферы жизни россиян. Российское общество разделилось на тех, кто поддерживает государство, тех, у кого «все не так однозначно», и антивоенно настроенных граждан. Внутри последователей религиозных движений происходит то же самое: церкви и сообщества верующих раскалываются, лидеры и паства выбирают одну из сторон. «7х7» исследует это в серии материалов.

Этот выпуск посвящен протестантам. Статистика показывает, что их число в РФ сопоставимо с количеством православных христиан, регулярно посещающих церковь и участвующих в обрядах. При этом все протестанты — воцерковленные люди, постоянно участвующие в службах и жизни своих общин. Горизонтальное устройство протестантских организаций отражается на позиции верующих: они могут заставить пасторов прекратить провоенные выступления. Но учитывая осторожное отношение российских властей к «нетрадиционным» религиям, протестантские лидеры чаще выбирают поддержку Путина.

Демарш орских протестантов

В конце сентября 2022 года община протестантской церкви «Дом Отца» в Орске (Оренбургская область) заявила о своем отказе от российского гражданства. Пастор Валерий Марков от имени всех прихожан, присутствовавших в кадре, объявил, что последние события — то есть мобилизация на войну в Украине, которую он назвал «охотой за молодыми прихожанами», — стали «красной чертой» для верующих.

«Мы не поедем убивать. Убийство — это зло. Мы не собираемся ехать в соседнюю страну и убивать там людей. Мы сядем в тюрьму, но выступаем против войны. То, что происходит сегодня, — это беззаконие, ложь, грех и проклятие, пришедшее на страну», — сказал Валерий Марков.

В последующих интервью пастор напоминал, как он с 2014 года говорил, что Путин — «это не просто плохой и проворовавшийся руководитель, а самый настоящий антихрист. <...> Это доказывается тем, что он делает и как он себя ведет».

Церковь «Дом Отца» в Орске была частью Российской Церкви христиан веры евангельской (РЦХВЕ) — одного из трех объединений протестантизма в России. Остальные церкви «Дом Отца» входят в Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (РОСХВЕ) — крупнейшее в России протестантское объединение, в котором более 1300 местных религиозных организаций.

За три дня до видеообращения орских протестантов во главе с Валерием Марковым заместитель Начальствующего епископа РОСХВЕ в ЦФО Андрей Дириенко, он же старший протестантский пастор ярославской «Церкви Божьей», на воскресной проповеди в Ярославле выступил с противоположным по смыслу посылом. «Я благодарил Бога, когда услышал о мобилизации. <...> Собирать армию — это же библейское право царя, и ты не cможешь с этим поспорить. Призываю вас, молитесь за местные военкоматы, чтобы [на войну в Украине] пошли те, кто способны что-то там делать. <...> Наши мамы и бабушки вымолили своих сыновей в 1941 году. Сегодня же кто-то злословит царя. Но ведь это Бог дал царю такое право, и ты не поспоришь», — сказал Дириенко.

Война в Украине показала, что внутри протестантского сообщества, как и среди всех россиян, существуют противоположные оценки войны в Украине. При этом некоторые протестантские лидеры могут позволить себе публично выступить с антивоенной позицией, а прихожане — заставить молчать провоенного пастора.

Как устроен российский протестантизм

По опросам 2023 и 2024 годов (ВЦИОМ и «Левада»), в России до 1,5 млн протестантов, или меньше 1% населения. Однако, согласно исследованиям Романа Лункина, руководителя Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, протестантов больше: до 3 млн человек (то есть 2% россиян). Эти данные относятся к 2014 году, но их не оспаривали ни в научных кругах, ни в самом сообществе верующих протестантов. Также Лункин считает, что в России до 10 тыс. религиозных объединений относятся к протестантизму.

Иллюстрация «7х7»

Количество протестантов сопоставимо с тем, сколько в России воцерковленных православных христиан, посещающих церкви в главные праздники РПЦ — Рождественские и Пасхальные богослужения. Согласно официальным отчетам МВД РФ, православные рождественские богослужения в 2024 году посетили 1,4 млн человек (1% населения), пасхальные в 2023 году — 2,8 млн человек (2% россиян). Данные по 2024 году МВД не опубликовало.

Это важное сравнение. В 2019 году действующий епископ РОСХВЕ Константин Бендас в интервью высказался так: «Особенность протестантизма в России в том, что здесь нельзя быть номинальным протестантом [протестантизм не «передается по наследству», это не «вера предков»]. Те, кто себя называют протестантами, на самом деле ими являются по самой высшей шкале воцерковления. Это люди, которые посещают богослужения не реже одного раза в неделю, которые не просто знают основополагающее вероучение и книгу своей конфессии (Библию), а также читают ее не меньше одного раза в неделю. Это люди, которые молятся ежедневно, живут общинной жизнью, знают друг друга, дружат семьями и общаются вне церковной воскресной службы».

Протестантизм — это одно их трех главных направлений христианства наряду с православием и католичеством. Оно включает в себя огромное количество независимых церквей, конфессий и церковных союзов.

Протестантизм возник в XVI веке в Европе на волне противостояния и оппонирования главенствующей тогда католической церкви. Одной из важных дат в протестантизме считается 1517 год: тогда католический монах Мартин Лютер в немецком городе Виттенберг опубликовал свои «95 тезисов». В этом документе содержалась критика вероучения и практики католичества, которые, по мнению Лютера, извращают Христианство и дискредитируют веру. Помимо критики Лютер выдвинул главный вероучительный тезис протестантизма — только Библия должна являться источником христианского вероучения. Христианин, по мнению Лютера, должен сам налаживать взаимоотношения с Богом, не ориентируясь на авторитет церкви и священников как посредников.

Первые протестанты появились в России при Иване Грозном, а при Петре I протестантизм стал заметной общественной и культурной силой. Несмотря на изменения в российском законодательстве, к началу XX века на территории Российской империи возникли Союзы баптистов и евангельских христиан, реформаторские церкви, методисты, Армия Спасения, адвентисты. Во времена СССР протестантские церкви подвергались репрессиям, как и другие религиозные организации. Руководителей общин и рядовых верующих сажали в тюрьмы и отправляли в лагеря, расстреливали, лишали прав. Новый рост численности протестантов совпал с общерелигиозным подъемом в начале 1990-х годов.

Российские власти обратили внимание на протестантов в 2014 году. Причиной стал Евромайдан. Тогда на улицах Киева церковные лидеры вместе с рядовыми прихожанами активно включились в противостояние. Протестантские пасторы комментировали события, давали им нравственные оценки. На самом Майдане проходили молитвенные собрания. Самая яркая иллюстрация участия протестантов в Евромайдане — назначение Александра Турчинова исполняющим обязанности президента Украины. Он являлся проповедником протестантской церкви «Слово жизни».

Между отдельными церквями и протестантскими союзами России и Украины исторически существовали тесные связи как на уровне пасторов, так и среди прихожан. Украинские миссионеры и проповедники внесли большой вклад в возрождение и распространение протестантских течений христианства в РФ после 1990-х годов. Однако Евромайдан активизировал процесс размежевания российских и украинских церквей в вопросах отношения к властям, а также способам ведения политической борьбы. Один из главных лидеров российских протестантов, действующий начальствующий епископ РОСХВЕ Сергей Ряховский в ноябре 2014 года стал давать негативную оценку новым властям Украины. Он сказал: «За последний год ни один из представителей различных религий, представленных в этой стране, не отлучил от церкви политиков и других людей, ответственных за преступления. Власти Украины <...> не желают нести ни политическую, ни социальную, ни финансовую ответственность за то, что происходит на юго-востоке страны». Другими словами, Ряховский продолжил линию российской пропаганды.

Появление так называемого «пакета Яровой» — антитеррористических поправок в законодательство РФ — в июне 2016 года ужесточило контроль за деятельностью «нетрадиционных» религий. В частности, власти запретили вести миссионерскую деятельность в жилых помещениях, обязали миссионеров носить документы о своем статусе, ограничили возможность иностранцев приезжать в страну с миссионерскими целями, а также объявили вне закона миссионерскую деятельность, направленную против «общественной безопасности, общественного порядка, прав и свобод личности и ряда иных целей». Законодателей не остановило отсутствие четкого понятия «миссионерство» (как и широко используемого в российской правоохранительной практике понятия «экстремизм» по отношению к некоторым религиозным лидерам и объединениям).

«Пакет Яровой» заставил протестантов приспособиться к ограничениям. К 2024 году у российских протестантских организаций сложились с российскими госорганами такие отношения, которые можно назвать отстраненно рабочими. Исключения — запрет в 2021 году церкви «Новое поколение» (ее посчитали недружественной), а также гонения на «Свидетелей Иеговы»*, которые идут с 2017 года (но не все исследователи относят «Свидетелей Иеговы»* к протестантизму).

Безусловное большинство протестантских течений и церквей к началу войны в Украине научились адаптироваться к политике Кремля. В отличие от 90-х годов, когда фигура пастора в массовом сознании (в том числе у представителей власти) ассоциировалась с «сектантами, говорящими с иностранным акцентом» (среди них действительно было немало проповедников из Латвии, США, Украины, Южной Кореи, особенно на крупных международных мероприятиях), нынешние протестанты, а также светские исследователи этих религиозных движений, подчеркивают давнюю связь протестантизма с исторической Россией, по возможности демонстрируют глубокое уважение к традициям и официальным установкам государства. Евангельские христиане регулярно участвуют в празднованиях Дня Победы, демонстрируют лояльность РПЦ и православно-государственным праздникам через заявления и присутствие на общих мероприятиях. Начальствующий епископ РОСХВЕ и «лицо протестантизма» в госорганах Сергей Ряховский одобрил идею упомянуть Бога в поправках к Конституции в 2018 году, поддержал тезис «Россия — форпост традиционных ценностей», проведение мероприятий, приуроченных к «Году семьи», объявленному Путиным, и в целом активно использует концепт «традиционно-нравственных ценностей» в своих проповедях.

Провластный религиовед Роман Лункин в 2023 году сказал: «Российские протестанты стали государственниками и были окончательно включены в разряд благонадежных [для Кремля] церквей, соответствующих национальным интересам». Но война в Украине показала, что не все протестанты безусловно разделяют позицию российской власти.

Антивоенные выступления протестантов

У начальствующего епископа РОСХВЕ Сергея Ряховского есть родной брат — Владимир Ряховский. Он тоже протестант, но не занимает никаких церковных должностей. Владимир входит в Совет по правам человека при президенте РФ. Он был в числе 15 (из 47) членов СПЧ, подписавших заявление в марте 2022 года с требованием остановить военные действия на территории Украины.

Иллюстрация «7х7»

10 октября 2022 года председатель Российского союза евангельских христиан-баптистов (РСЕХБ) Петр Мицкевич обратился к президентам четырех стран (России, Украины, Франции и США) и призвал «к немедленному прекращению военных действий на Украине». Против бывшего председателя этого союза Юрия Сипко в августе 2023 года возбудили уголовное дело о «фейках про российскую армию». В СК РФ тогда заявили, что причиной стали видеоролики пастора. В них Сипко солидаризировался с украинскими светскими и религиозными деятелями, обосновывая свои высказывания ссылками на Библию. В московской квартире пастора прошли обыски. Ему самому удалось выехать из России за три дня до прихода силовиков. Сипко эмигрировал в Германию.

Уже за пределами РФ Юрий Сипко в интервью украинскому христианскому каналу TBN UA на вопрос ведущего «Имеют ли христиане право на гнев?» сказал, что украинцы имеют право не только на гнев, но и встречать пришедших с мечом: «Это гнев очищающий. Это гнев, за который Бог спросит: почему ты не гневался, когда убивали твоих соседей? Почему ты смотрел равнодушно? Писание говорит: око за око, зуб за зуб».

Ранее, 9 августа 2023 года, канал объединения церквей Евангельских христиан — баптистов Ленинградской области, Санкт-Петербурга и Карелии фактически поддержал Юрия Сипко. При этом баптисты отметили, что его «политические высказывания отражают личную позицию и не являются согласованной позицией братства».

Среди протестантов есть случай, когда последователь религиозного движения не поехал воевать в Украину, мотивируя это верой. Это был баптист Вячеслав Резниченко, который жил в поселке Зарубино Приморского края. В 2023 году его приговорили к двум с половиной годам колонии-поселения за многократные отказы ехать в зону боевых действий по мобилизации.

Другой протестант, евангельский христианин Павел Мушуманский из города Гатчина Ленинградской области добился с помощью суда разрешения не брать в руки оружие и не носить военную форму. Он еще в 2019 году отказывался от службы в армии из-за религиозных убеждений. Ему предоставили возможности пройти альтернативную гражданскую службу. А во время мобилизации Мушуманского отправили в военную часть. Суд в итоге встал на сторону верующего.

Православный священнослужитель Андрей Кураев 28 сентября 2022 года рассказал, что ему написал бывший знакомый алтарник РПЦ, ставший баптистом: «Мы с [пастором] Сергеем решили присесть. Но убивать никого не будем».

Открыто выступил против войны в Украине архиепископ Евангелическо-Лютеранской Церкви России Дитрих Брауэр. По его словам, «из канцелярии президента поступило четкое требование ко всем религиозным лидерам выступить в поддержку войны». Он не хотел это делать, поэтому покинул Россию в марте 2022 года и разъяснил свою позицию в интервью СМИ: «Я четко и публично дистанцируюсь от этой войны, которая является не только войной против Украины, но и войной против человечества».

В апреле 2022 года против войны выступили полпреды главного епископа РОСХВЕ: старший пастор церкви «Новая жизнь» Виктор Судаков из Екатеринбурга и епископ Павел Абашин из Орла. Они сняли с себя полномочия, не согласившись с провоенной позицией начальства.

 «Одно из преимуществ “тяжких времен” в том, что маски снимаются. Те, кого считали героями, оказываются обывателями. Многие “помазанники” на деле показывают себя лишь пафосными ораторами. “Проницательные” не могут разглядеть простейшие вещи. А те, кого считали принципиальными, проявляют свою конформистскую сущность. Театральность, к которой снисходительно относятся в обычное время, сейчас выглядит кричаще фальшивой и крайне неуместной. И это хорошо, ведь в ином случае им удавалось бы и дальше морочить головы», — написал Виктор Судаков у себя в фейсбуке*.

Поступок Судакова и Абашина поддержал епископ церкви «Новое слово» в Калуге, иноагент Альберт Раткин. В 2021 году его самого исключили из РОСХВЕ после критики в адрес руководства этого союза. Епископ озвучивал свои обвинения относительно РОСХВЕ в интервью и видеороликах. Например, «РОСХВЕ в руках Кремля?», «Сотрудник ФСБ в РОСХВЕ». На момент публикации текста Альберт Раткин находится в России.

Российское государство реагирует на угрозы со стороны протестантов традиционно — запретами и уголовными делами. Летом 2023 года в России признали нежелательной внеденаминационную христианскую организацию полного Евангелия «Завет церквей TCCN». Она занималась развитием религиозных организаций. Власти РФ обвинили организацию в сборе денег для ВСУ, не предоставив при этом доказательств сбора.

В середине 2023 года за сотрудничество с украинским пастором церкви «Новое поколение» (запрещенной с 2021 года) челябинский пастор христиан веры евангельской Святослав Югов получил три с половиной года колонии общего режима. Такой же срок дали епископу «Нового поколения» Николаю Улитину. Задержание произошло еще в декабре 2021 года: силовики сорвали пасторскую конференцию, в которой участвовало около 150 человек. Верующих заставили лечь на пол лицом вниз. На них составили протоколы по ч. 3 ст. 284.1 УК РФ («Об организации работы нежелательной организации»). Лояльные государству СМИ летом 2023 года писали, что «Новое поколение» якобы поддерживает украинский нацбатальон «Азов»*, а пасторы принуждали сподвижников переписывать имущество на церковь и отправляли украинским националистам большую часть пожертвований.

Протестанты-государственники и их демонстрация поддержки войны

«С начала СВО служители и прихожане церквей ”Христианская миссия” по всей стране стали поддерживать военнослужащих и мобилизованных, которые принимают участие в спецоперации. Мы поняли, что забота о тех, кто рискует своей жизнью ради защиты Отечества и мирных граждан — это акт нашей веры», — заявил 1 июня 2024 года ассистирующий пастор церкви «Христианская миссия» Ростова-на-Дону Эдуард Мхитарьян.

Иллюстрация «7х7»

Но самым ярким выступлением протестантов на тему войны стал религиозный перформанс в пятидесятнической церкви «Миссия Свет Христа» (Санкт-Петербург) в ноябре 2023 года. Старший пастор Ольга Голикова исполнила песню «Мы — большая великая страна». В ней были такие строчки: «Русская душа, пробудись! Пробудись! Русская душа, о просыпайся, о просыпайся!.. Мы берем, Господь, эту взлетную полосу. Мы поднимаемся Твоими баллистическими ракетами, мы поднимаемся Твоими, Господь, сверхзвуковыми самолетами, чтобы нести благую весть о том, что Россия для Христа!». Судя по видеозаписи, во время этого перформанса прихожане маршировали с российскими флагами. 

Видео перформанса разлетелось по российскому и украинскому сегментам интернета. Отрывки из него пользователи превращали в мемы. Голикова стала заявлять, что ее неправильно поняли, а позже объявила, что пример со сверхзвуком и баллистической ракетой говорит о «Божьем вмешательстве: Он действует на волнах, недоступных человеку».

Использование милитаристской риторики — нередкое явление для христианских религиозных деятелей всех направлений. Традиционно эта риторика символизирует напряженную духовную борьбу с силами зла. Но в ноябре 2023 года, спустя полтора года после начала войны в Украине, присутствие военных символов в религиозном перформансе Голиковой ни в России, ни в Украине не посчитали случайным.

Ольга Голикова — выходец из семьи протестантских священнослужителей (ее отец и прадед — пасторы). В 2015 году параллельно с открытием своей церкви «Миссия Свет Христа» она написала книгу «Россия для Христа» с подзаголовком «Практическое пособие для воинов Христа».

Брат Голиковой Дмитрий Шатров, епископ РОСХВЕ и пастор в церкви «Миссия Благая весть», в ноябре 2023 года на воскресной проповеди заявил, что Россия является «катехоном» [с точки зрения христианского учения это исторический субъект, как правило, государство, чья миссия — помешать окончательному торжеству зла] и «удерживает мир от разложения». Таким образом, он повторил пропагандистский тезис, добавив, что «дьявол ополчился на Россию».

Эдуард Деремов, епископ Ростова-на-Дону, заместитель Начальствующего епископа РОСХВЕ в Южном федеральном округе, осенью 2023 года опубликовал коллективную фотографию пасторов и служителей с георгиевскими лентами на груди (на ней 45 человек, не считая детей). У фото была подпись: «Мы молимся за власти, за нашего президента — за крепкое здоровье, за мудрость от Бога, чтобы управлять таким большим государством».

Против войны в ее начале, 3 марта 2022 года, в своем инстаграме* осторожно выступил епископ РОСХВЕ из Нижнего Новгорода Павел Рындич. Пресс-служба РОСХВЕ опубликовала это обращение на официальном сайте: «Молюсь о прекращении боевых действий и скорблю вместе со всеми. Я верю — наступит мир». Однако затем Рындич стал обходить острые углы и не называть войну войной, не желая ссориться с руководством и российскими властями.

 

В конце мая 2022 года пасторы Союза Христианских церквей Украины «Слово жизни» открыто обратились к лидерам и служителям «Слово жизни» России, потребовав публично высказаться против войны. «Лицо протестантизма» в РФ Сергей Ряховский ответил на это, что свою провоенную позицию он не поменяет, а украинские единоверцы занимаются распространением русофобии.

Заочный диалог украинского «Слова жизни» и Ряховского привел к тому, что протестантский портал «Светоч» (его редактор — пензенский пастор Сергей Киреев) опубликовал сообщение. В нем говорилось, что высказывание Сергея Ряховского не понравилось только «евангелистам-западникам». Позднее в телеграм-канале «Светоча» выложили голосование — кого из пасторов следует привлечь к уголовной ответственности за дискредитацию армии РФ. Вариантов ответа было три: баптист Юрий Сипко, калужанин Альберт Раткин и Сергей Лавренов (действующий заместитель начальствующего епископа РОСХВЕ в Уральском федеральном округе, в июне 2022 года просил начальствующего епископа Сергея Ряховского дать оценку поступкам другого епископа РОСХВЕ — Алексея Новикова, разместившего символику Z у себя в инстаграме*).

Тем временем в Восточной Украине российские войска и администрации самопровозглашенных территориальных единиц выдавливают и уничтожают украинские религиозные группы. По данным президента Украинской баптистской теологической семинарии Ярослава Пыжа, под контролем России потеряно 400 баптистских общин, протестанты стали жертвами 34% от общего числа зарегистрированных преследований со стороны пророссийских властей.

Протестантский союз РОСХВЕ, судя по всему, будет распространить свое влияние на непризнанные территории. Так уже было — после весны 2014 года РОСХВЕ создал специальное епархиальное управление в Крыму. А в августе 2022 года служители церкви христиан веры евангельской «Дом молитвы для всех народов» из российского Карачаевска Виталий и Ольга Мосур создали в Мариуполе (по благословению руководства РОСХВЕ) церковь «Дом Давида».

Рядовые протестанты показывают свою провоенную позицию непосредственным участием в боевых действиях. В апреле 2024 года вышло интервью пастора Сергея Токарева (Церковь Евангельских Христиан-Баптистов) с членом иркутской общины Дмитрием Рублевским. Согласно рассказу Рублева, он с 2014 года верил российской пропаганде, а когда ему принесли повестку, «после молитвы понял, что Бог хочет, чтобы я пошел туда, что это божий путь, а жена меня благословила».

В конце мая 2024 года в Москве прошла мужская конференция РОСХВЕ. На ней старший пастор церкви «Христианская миссия» из Владивостока Юрий Карталов провел секцию «Отец-доброволец». После вступительного стихотворения в честь военных он пригласил на сцену для интервью двух прихожан протестантских церквей, участвовавших добровольцами в войне в Украине. Один из них, житель Ростова-на-Дону Владимир Подставкин, благодаря участию в войне получил условно-досрочное освобождение (в 2018 году его осудили на 14 лет за сбыт наркотических веществ в особо крупном размере). О втором известно только то, что он живет в Подмосковье и является активным верующим.

Отдельные протестантские пасторы регулярно ездят на непризнанные территории. Это освещается на собраниях и во внутренних медиаресурсах, однако широкие массы верующих не включены в это движение. При этом прихожане участвуют в подготовке и проведении празднования 9 Мая. Где-то это концерт и поздравление ветеранов внутри прихода, а где-то большие события с приглашением всей округи, с полевой кухней и всеми атрибутами празднования, как у органов госвласти.

Как горизонтальное устройство протестантских общин позволяет верующим влиять на позицию пасторов

В одном из небольших городов на Юге России пастор Андрей (имя изменено) с начала войны в Украине периодически вставлял в проповеди пропагандистские нарративы: сравнивал происходящее с Великой Отечественной войной, называл украинцев фашистами, оправдывал военные действия необходимостью защищаться. Церковь пастора входит в союз РОСХВЕ.

Однажды прямо во время речи Андрея прихожанин, у которого есть родня в Украине, демонстративно вышел из церкви. Другим верующим мужчина объяснил свой поступок несогласием с пропагандистскими речами пастора. Через пару недель после очередного богослужения люди подошли к Андрею и вступили в дискуссию на тему войны. Они сказали, что не желают слушать пропаганду вместо проповеди.

Старший пастор этой церкви был вынужден побеседовать с коллегой, убедить его не заниматься «политинформацией». Аргументами стали угроза раскола в общине и вероятность ухода части паствы.

Иллюстрация «7х7»

Каждый член протестантской церкви считается равноценным перед Богом. В этом заключается отличие от православия и католицизма, в которых существует церковная вертикаль власти. С точки зрения протестантизма, иерархия в церквях — это не божественное, а чисто техническое условие ради удобства. В случае нужды у протестантов любой прихожанин может совершить любое священнодействие. Епископы и пасторы у протестантов выбираются членами общин.

В крупнейших объединениях протестантизма большое значение придается внебогослужебной деятельности: от личной проповеди другим людям и социальной работы до общения с пастором вне богослужения в воскресный день. Каждый будний день недели в протестантских собраниях обычно посвящен нишевому направлению или конкретной категории верующих (молодежь, старшее поколение, мужское, женское, медиаслужение, бизнес-служение и т. д.). С одной стороны, это постоянно удерживает членов общины рядом друг с другом, с другой — позволяет контролировать верующего.

Эти факторы влияют на тесноту контактов прихожан и священнослужителей. Несмотря на наличие структур управления и формальной иерархии, в протестантизме присутствует больше горизонтальных связей, чем вертикальных отношений. Со стороны общин и пасторов приветствуется инициатива и самоорганизация верующих: от предложений провести детский праздник в церкви, организовать при ней музыкальную группу до разработки программ социальной помощи нуждающимся прихожанам и соседям церкви. Желание глубже изучать Библию или самому организовать группу по ее изучению, поступить в протестантское учебное заведение — все это находит одобрение и поддержку.

В богослужебной практике протестантизма нет свечей и ритуалов в отсутствии прихожан. Протестанты отдают церкви деньги на собрании или переводами, решая, когда, сколько и на что конкретно они могут пожертвовать. Протестантские общины финансово зависят от количества активных прихожан, являющихся членами конкретной церкви с конкретными пасторами.

Все эти особенности показывают, почему прихожане способны изменить риторику пасторов.

Весной и летом 2022 года в российских протестантских общинах шла перманентная дискуссия на тему отношения к СВО. У членов сообществ есть украинские корни или родственники в Украине. У прихожан и пасторов разные схемы медиапотребления — они читают и смотрят разные источники информации.

Изначально прозападный имидж протестантов в 1990-е и 2000-е, а также ограничения со стороны государства, сыграли свою пацифистскую роль: за постсоветские годы протестанты не сдружились с военными структурами. В этом их отличие от РПЦ, аппарат которой на институциональном уровне наладил сотрудничество и с правоохранительными органами, и с военными организациями. Дети протестантов не ходили на экскурсии к полиции и военным, протестантскую молодежь не возили в военно-патриотические лагеря и на концерты Минобороны. До середины 2010-х годов в проповедях протестантов не было сильной фиксации на Дне Победы.

При этом протестанты могут быть лояльны к службе в армии и участии в боевых действиях. В среднем городе на западе России двое прихожан пятидесятнической церкви в 2022 году заканчивали учебное заведение Минобороны РФ. По воскресеньям они ходили на службы. Молодые люди планировали заключить контракты с армией после окончания учебы. Но соверующие и пастор отговорили их от этого.

По данным источника «7х7» в одном из протестантских собраний в ЦФО, на домашних группах по изучению Библии тема войны находится в режиме самоцензуры. Только события уровня теракта в «Крокус Сити Холле» и попадание снаряда в жилой дом в Белгороде способны заставить людей высказаться. Но это не перерастает в полноценное обсуждение и анализ причин происходящего.

Косвенным показателем отстраненности большинства местных протестантских церквей от темы войны может служить отсутствие сборов на войну.

В целом, в подавляющем большинстве регионов на уровне местных церквей пасторы работают с очень разной по составу аудиторией. И заботясь о ее сохранении, религиозные деятели вынуждены смягчать свои как провоенные, так и антивоенные высказывания. Из последних те, кто не готов сохранять нейтралитет, или попадают под репрессии, или уезжают, или действуют на свой страх и риск.

Валерий Марков, пастор орской церкви «Дом Отца» (прихожане которой заявили об отказе от российского гражданства), в январе 2024 года в беседе с украинскими пасторами рассказал, что большинство прихожан уехали в штат Техас США. Сам он тоже собирался уехать туда.

* В материале упомянуты организации «Азов», Meta Platforms Inc., Свидетели Иеговы, деятельность которых запрещена в РФ
Материалы по теме
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Вооруженные конфликтыИсторииКалужская областьОренбургская областьПротестСвобода совестиУкраинаУкраина-Россия