Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Разговоры с эшником «о взглядах», рейды силовиков и доносы. Как в Екатеринбурге работает проект, где люди открыто обсуждают политику

Разговоры с эшником «о взглядах», рейды силовиков и доносы. Как в Екатеринбурге работает проект, где люди открыто обсуждают политику

Иллюстрация: Настя Покотинска
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Независимой дискуссионной площадке «Пространство Политика в Екатеринбурге» было полгода, когда началась война в Украине. На второй и третий годы существования проекта на него писали доносы, его мероприятия срывали силовики. Эшники приходили под прикрытием, а организаторов вызывали на опрос. «7х7» спросил волонтеров площадки, как «Пространство Политика в Екатеринбурге» продолжает офлайн говорить о политике и поддерживать гражданское общество.

Удачное начало

Проект «Пространство Политика в Екатеринбурге» открылся в перерыве между подходившей к концу пандемией коронавируса и за несколько месяцев до начала войны в Украине. Это был сентябрь 2021 года. Четверо активистов из отделений «Пространства Политика» в других городах приехали в Екатеринбург и создали на Урале новую независимую площадку для дискуссий на тему политики.

«Пространство Политика» открыто в пяти городах: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Новосибирске и Екатеринбурге. Первая такая площадка для дискуссий и дебатов на политические темы появилась 27 января 2018 года в Москве. Ее организовали студенты Высшей школы экономики, чтобы «вывести разговоры о политике с кухонь в публичное поле».

Со временем активисты в других городах открыли подобные площадки, которые существуют независимо друг от друга. Проекты объединяют общие ценности: уважение свободы слова, отсутствие предпочтительной идеологии, право на комфортные условия дискуссии и поддержка низовых инициатив.

Одной из организаторов «Пространства Политика в Екатеринбурге» стала дизайнер и фандрайзер Мария Соловянчик. До переезда в Екатеринбург она участвовала в работе этого проекта в Новосибирске.

- Мы начали очень бойко. Набрали команду волонтеров, запустили дискуссии на городскую тему. Сразу стали сотрудничать с проектами и местными активистами, позвали их спикерствовать на ивенты, их аудитория подтянулась и к нам, - рассказала Мария.

Информация о «Пространстве Политика в Екатеринбурге» в основном распространялась по сарафанному радио. В среднем на ивентах проекта было по 36 человек - по словам организаторов, это хорошая посещаемость для таких мероприятий.

Роман (имя изменено по просьбе героя) осенью 2021 года впервые побывал на дискуссии «Пространства Политика в Екатеринбурге». Примерно через год он стал постоянным волонтером проекта.

- Помню хорошо ощущения от первого ивента, который был на тему телепропаганды, - делится Роман. - Я пришел и увидел очень много знакомых лиц, политически активных людей. В Екатеринбурге уже тогда была довольно компактная политическая движуха, и эта площадка [“Пространство Политика”] довольно быстро заинтересовала людей и стала местом для интересных обсуждений. В 2021 году в Екатеринбурге было мертвое поле для такой деятельности, совсем не было конкурирующих организаций. Очень удачное начало.

Место для дискуссий и поддержки

За первые полгода “Пространство Политика в Екатеринбурге” провело несколько дискуссий и дебатов на темы миграционной политики, анархизма, правой идеи в России, агитпропаганды. Запустило подкаст «Соль». У команды сформировалась постоянная публика, которая посещала все мероприятия. Но после 24 февраля 2022 года проект остановился.

- Сначала мы в команде были в шоке, - вспоминает волонтерка проекта Мария Соловянчик. - Первое, что мы обсуждали, - имеет ли смысл оставаться в стране или все организаторы уезжают. Думали, будет ли пространство дальше существовать. Мы не могли нащупать, что делать безопасно: казалось, что хоть что начнешь, все сразу прикроют.

Волонтеры остались в России, чтобы продолжать деятельность «Пространства Политика в Екатеринбурге». Но потом появился вопрос: «Этично ли проводить в России мероприятия на любую другую тематику, не связанную с войной в Украине?».

- Мы переживали, что это будет похоже на то, что мы не замечаем в комнате слона, - пояснила Мария.

Волонтеры проекта долго думали, как адаптироваться к новому контексту. Перемены коснулись в основном тем ивентов: вместо абстрактных дискуссий об анархизме и пропаганде они стали проводить мероприятия, связанные с ситуацией в стране.

«Пространство Политика в Екатеринбурге» 24 апреля 2022 года провело первый ивент после начала военных действий. Его темой стало чтение и обсуждение статьи Ханны Арендт «Личная ответственность при диктатуре». Потом были дискуссии об армии и альтернативной службе, ядерном оружии и энергетике, выборах после 24 февраля, новой волне российской эмиграции, а также вечера писем политзаключенным.

- Через полгода после 24 февраля прошла самая пиковая неопределенность, - сказал волонтер Роман. - Дальше уже многим жителям Екатеринбурга по-прежнему хотелось ходить на ивенты. И это перевешивало любое другое ощущение небезопасности.

Марии Соловянчик казалось, что в то время «Пространство Политика в Екатеринбурге» стало не просто дискуссионной площадкой, но и местом поддержки. Люди видели, что еще можно свободно высказывать свое мнение и встречать единомышленников. Но, кроме этого, работа проекта привлекла внимание силовиков.

«Вас к нам приглашать нельзя, теперь все» 

На первый ивент «Пространства Политика в Екатеринбурге» в 2023 году пришел отряд полицейских в бронежилетах, балаклавах и с оружием. Это случилось в самый разгар дискуссии о самоцензуре в антикафе. В зал, где собралось около 40 человек, силовики не прошли. Они общались только с администратором локации. Полицейские искали собрание представителей ЛГБТ. Не нашли и через десять минут покинули помещение.

Через несколько дней гомофоб и доносчик из Санкт-Петербурга Тимур Булатов написал в своем блоге, что это он «погонял <...> в Екб дырявую либерду».

Иллюстрация: Настя Покотинска

Мероприятие про самоцензуру продолжилось, так как никто из аудитории не испугался силовиков. Но после ивента администраторка антикафе сообщила волонтерам проекта, что площадка больше не будет с ними сотрудничать. «Вас к нам приглашать нельзя, теперь все. Поймите нас правильно, мы тоже устали», - сказала она. Позже руководительница этого антикафе призналась, что ранее полиция предупреждала ее, чтобы она не сотрудничала с «Пространством Политика».

По словам волонтера Романа, проблемы с площадками были уже в 2022 году, но еще чаще это стало происходить в 2023-м. Площадки либо сразу же отказывались проводить мероприятия «Пространства Политика», либо делали это в последний момент без объяснений.

- Когда тебе нужно постоянно вступать в переговоры с площадками и объяснять, что мы не людоеды, очень сильно повышается тревога. Все время думаешь: «Лишь бы хорошо прошло, пожалуйста! Блин, нас выгоняют опять!». Это были американские горки, - рассказала Мария Соловянчик.

Дважды площадки, где «Пространство Политика в Екатеринбурге» планировало свои мероприятия, получали сообщения о готовящемся нападении. В первом случае организаторы перенесли дату ивента и провели его там же без угроз. Во втором случае неизвестные требовали отменить мероприятие из-за того, что в нем участвовали сотрудники правозащитного центра «Мемориал». Тогда председатель «Мемориала» Алексей Мосин отказался от выступления, а на ивенте об этой организации рассказали волонтеры «Пространства Политика».

Разговоры «о взглядах» с эшником

Марии Соловянчик и еще одному волонтеру команды в марте 2023 года звонили сотрудники Главного управления по противодействию экстремизму МВД России (эшники). Они требовали встретиться, поговорить «о взглядах». После отказа силовики пришли домой к этим волонтерам. Те потребовали повестку и пришли в отдел с адвокатом.

- Эшники спрашивали про организаторов «Пространства Политика», на какие деньги проводится проект и как он устроен, сколько человек ходит на мероприятия, - вспоминает Соловянчик. - У меня разговор прошел относительно по лайту, я шутила, спрашивала, как они работают. С коллегой все прошло грубее, почему-то даже в присутствии адвоката эшники ей угрожали.

Несмотря на разговор «по лайту», после этого опроса у Марии повысились тревожность и эмоциональность. Девушка обратилась к психиатру, начала принимать успокоительные лекарства.

- Мне и сейчас некомфортно, - говорит она. - Я просто знаю, если что, [силовики] обязательно придут ко мне. Я это не вспоминаю каждый раз перед ивентом, но все равно это моя фоновая мысль. 

«Мы не творим какое-то зло»

По словам волонтеров, самый серьезный рейд силовики совершили 23 декабря 2023 года. В тот день «Пространство Политика в Екатеринбурге» проводило новогодний ивент: волонтеры вместе с гостями вспоминали самые яркие события и подводили итоги года.

Полиция и вооруженные сотрудники СОБРа Росгвардии ворвались в начале мероприятия из-за сообщений о мошенничестве. Один из волонтеров проекта Антон (имя изменено по просьбе героя) помнит, что силовики оцепили комнату с гостями и первое время «запрещали буквально двигаться». В течение часа оперативники переписывали паспортные данные всех собравшихся. Новогодний ивент пришлось отменить.

Внимание силовиков стоило проекту многих городских площадок. Но оно никак не влияло на готовность и способность людей приходить дальше на события «Пространства Политика».

- Нам было крайне важно узнать мнение людей насчет приходов силовиков, и каждый раз мы слышали, что екатеринбуржцы дальше готовы участвовать в наших ивентах. После прихода силовиков на следующих мероприятиях посетителей даже становилось больше, - рассказал волонтер Роман. - Не только к нам могли приходить силовики. Может, такая стойкость и смелость не нова для тех, кто часто ходит на подобные события.

Сами волонтеры называют такое внимание силовиков «формальным» и «легким контролем». Они считают, что если бы полицейские расценивали их деятельность как неприемлемую, то предприняли бы более серьезные меры.

- Это было, скорее, чтобы показать, что они за нами следят, - добавил Роман. - Но им стало понятно, что наши обсуждения безобидны, никто не произносит того, что бы очень хотелось услышать тем, кто писал на нас доносы. Может быть, они убедились, что мы не творим какое-то зло.

«Поворотный момент» 

Силовики оставили в покое «Пространство Политика в Екатеринбурге» в 2024 году. Ни рейдов, ни доносов, ни угроз проект не получал. Однако сами волонтеры считают, что эшники скрыто ходят на мероприятия. 

Один из таких случаев был весной 2024 года. Возле входа на очередной ивент волонтеры заметили двух мужчин, одного из которых Мария Соловянчик пригласила зайти внутрь.

- Он был одет в фуражку и солнцезащитные очки, сидел в стороне и все снимал на телефон, - заметила Мария. - Когда ты долго в этой фигне, ты начинаешь эшников узнавать по поведению. Они себя по-другому ведут, чем просто люди, которые приходят на ивенты.

Иллюстрация: Настя Покотинска

Мужчина не дождался окончания ивента и ушел вместе со своим напарником. Один из волонтеров услышал на улице их разговор: «Они там нихуя не делают. Сидят, жрут, пьют, срут. Лошков всяких находят, и они приходят».

- Я надеюсь, они включили эти слова в свои отчеты, - посмеялась Мария.

- Возможно, это был поворотный момент, из-за которого от нас отстали, - добавил Роман.

«Запроса на тему войны не было» 

Рейды и внимание силовиков влияли на повседневную работу «Пространства Политика в Екатеринбурге», но не останавливали ее. По словам волонтера Романа, именно в 2023 году произошел пик развития проекта. За тот год волонтеры организовали 18 ивентов, которые всегда собирали много посетителей, чаще сотрудничали с местными инициативами и медиа. У проекта появилась новая постоянная аудитория. В декабре 2023 года волонтеры «Пространства Политика» провели двухдневный аукцион в поддержку независимого издания «Вечерние ведомости» и собрали деньги на штраф, который медиа получило за “дискредитацию армии”.

- В этот год про нас много писали независимые СМИ, а «УРАЛLIVE» [Уральская редакция пропагандистской передачи «СоловьевLIVE»] вообще публиковало «разоблачительные» посты про нас, - сказала Мария Соловянчик. - Это был неприятный внешний фон. Вместе с тем это же и повод для кеков. Я любила показывать друзьям посты с «УРАЛLIVE», где меня называют человеком, который ездит в Москву за деньгами. Где в Москве деньги выдают? Покажите! Мы смеялись.

Проект продолжил расти в 2024 году. Весной в сотрудничестве с местным медиа It’s my city «Пространство Политика» провело спецпроект «Кому принадлежит город?». В серии встреч жители и специалисты обсуждали благоустройство Екатеринбурга.

А вот о внешней политике России и войне в Украине говорить почти перестали. Но не специально.

- Некоторые люди на наших ивентах сами напоминают о войне. Нет такого, что мы баррикадируем их шторкой и запрещаем это говорить. Люди высказываются, но запроса [на дискуссии] на тему войны не было, - объяснил волонтер проекта Антон.

Волонтер Роман заметил, что аудитория стала осторожнее, чем до февраля 2022 года. Люди понимают, что находятся на публичном мероприятии. На дискуссиях гости аккуратно упоминают о войне в Украине и перед высказыванием часто уточняют, не снимает ли их кто-то на камеру.

Волонтеры надеются, что в 2025 году силовики больше не придут на их ивенты, а люди продолжат активно участвовать в мероприятиях. Команда хочет попробовать новые форматы и чаще устраивать афтерпати после ивентов с гостями.

- Есть чувство ответственности за это место, - сказала Мария Соловянчик. - Пройти такой большой путь и так много сил вложить в работу, а потом остановиться после пары доносов было бы странно. Пока это чувствуется как неприятности, но не история преодоления и превозмогания.

Материалы по теме
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ИсторииМесто для свободыПолитикаСиловики