Война вовлекает мужчин в конфликты не только на передовой, но и в спорах с родственниками, во время адаптации после переезда или в попытке выстроить свою жизнь внутри России. Зачастую им сложнее психологически справиться с трудностями, чем женщинам: в обществе сильны стереотипы о мужчине, который решает свои проблемы сам.
Анна (имя изменено по просьбе героини), которая работает кризисным психологом в проекте Without Prejudice / «Без предубеждений», говорит, что мужчины обращаются к ней гораздо реже, чем женщины. «7х7» разбирался, почему так происходит и в чем особенности психологической поддержки мужчин.
«Я смог выговориться»
Журналист Виктор работает в медиа. Как и другие профессионалы в этой сфере, он часто чувствует гнев, тревогу, апатию.
— Недавно я заметил, что меня выводят из себя даже мелкие неурядицы. Словно вихрь из гнева и печали закручивает. Я понял, что, возможно, стоит обсудить это с психологом, — рассказал Виктор «7х7».
Решение Виктора не является типичным для российских мужчин. Чаще всего к психологу идут женщины.
— В нашей культуре мужчина обращается за помощью, только если у него переломаны две ноги и две руки. Страх осуждения, боязнь попросить поддержку — части мужской социализации, — говорит психолог Анна.
Виктор записался на разовую консультацию к специалистке, которая давно сотрудничает с журналистами и знает об особенностях этой профессии.
— Мы созвонились, и я смог выговориться. Мы говорили, грустили, смеялись, делились историями. Психолог помогла мне понять, что можно делать с резкими проявлениями тревожности.
После разовой встречи Виктор подумал, что хотел бы встречаться с психологом чаще — например, раз в неделю.
«Если застряла машина, вы не будете выталкивать ее в одиночку»
В 2020 году Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения подготовило сводный доклад о том, как мужчины обращаются за психиатрической помощью и как на это влияют общественные стереотипы о маскулинности. Авторы доклада выяснили: в России среди клиентов психологов только 20% мужчин, и они часто прерывают лечение. Еще российские мужчины в 4,5 раза чаще женщин совершают суицид.
Мужчины не идут к психологам, потому что общество говорит им: вы должны быть независимыми, полагаться только на себя, не проявлять сильные эмоции. В российском обществе фигура мужчины часто связана с образами единственного кормильца, добытчика и защитника. У тех, кто не вписывается в эти рамки, могут развиваться тревожность и депрессия. А несоответствие образу «настоящего мужчины» иногда приводит к так называемому компенсаторному поведению — например, употреблению алкоголя и наркотиков, к агрессии.
Психолог Анна считает, что мужчины будут обращаться за помощью раньше и чаще, если изменить установку «просить помощи — это жалко и не по-мужски».
— Для меня обращение за помощью — это показатель силы и уверенности в себе. Если у вас застряла в сугробе машина, вы не будете выталкивать ее в одиночку, а позовете друзей. С психологической помощью то же самое, — говорит она.
Самое сложное в работе с психологом — сформировать мотивацию для изменений. Только сам человек способен корректировать свое поведение и бороться со стереотипами.
Замените «ванна» на «душ»
Анна рассказала, с какими проблемами мужчины приходят к ней в 2023 году.
Часто это разрыв отношений с близкими родственниками, преимущественно родителями, из-за позиций и взглядов. Мужчины-эмигранты сталкиваются с проблемами адаптации, сложностями с поиском работы, с трудностями в выстраивании отношений с родными, которые остались в России. Этим людям нужно оперативно решить множество задач, и на какой-то период эмоции отступают, чтобы навалиться позже.
Третья популярная проблема — ощущение страха и беспомощности внутри России. Работа с этим — ответ на вопросы «Ради чего и кого вы живете?», «Что дает ресурсы жить?», «На что вы опираетесь?», считает психолог.
— Как бы ни было плохо, в кошмаре есть проблески радости и любви, вокруг много хороших людей. Когда все закончится, кто-то должен будет восстанавливать разрушенное. Пусть вас это поддерживает. А пока надо думать, как заботиться о себе, — добавила Анна.
Психолог помогает человеку понять, что его пугает и как с этим справиться. Переключает его от эмоциональной оценки «у меня ничего не получится», «я не знаю, как буду справляться» к аналитической: что из моих навыков мне пригодится? что я могу изучить прямо сейчас, чтобы разобраться?
Часто мужчины не могут сами подобрать инструменты для помощи себе или считают, что советы из интернета им не подходят. Журналист Виктор сказал об этом так:
— Если что-то искать на тему здоровья, то хорошо, если видео с доктором Поповым попадется — это хотя бы смешно, а смех, говорят, продлевает жизнь. Но обычно по запросу «здоровье» интернет ответит: «Ты умрешь через семь дней, и это если повезет, а может, и раньше».
Стандартные советы «принять ванну», «замечать красивые детали во время прогулки» или «сделать уборку, чтобы освободить пространство» могут не помочь многим мужчинам.
— Но замените «ванна» на «душ», оставьте прогулки сами по себе, оставьте уборку как способ избавить дом от лишних вещей, — и эти советы станут применимы, — считает Анна. — Вопрос в формулировках. Пусть они будут немного более брутальными. Да, женщинам чаще помогает шопинг, а мужчине может понравиться выезд на речку или поход в горы. Но для каждого человека формы поддержки индивидуальны.
«Вижу тех, кому осуждение не помешало обратиться к психологу»
Максим из Перми работает психологом. С начала войны он хотел разделить с кем-то переживания из-за нее и репрессий против антивоенных активистов. Но ему не всегда хватало сил поговорить об этом с коллегами:
— Даже когда мне удается сделать это органично, многие отмахиваются от темы — либо из соображений безопасности, либо из нежелания сталкиваться с неудобными фактами и эмоциями, которые они вызывают.
В феврале 2023 года друг предложил Максиму создать в городе офлайн — группу поддержки. Вместе они открыли в Перми филиал проекта «Я остаюсь».
— Группа поддержки помогает снять ощущение одиночества в переживаниях всех тех сложностей, с которыми мы столкнулись с начала войны. Есть возможность поговорить в безопасной обстановке о том, что думаешь и чувствуешь. Получить поддержку и понимание со стороны других участников, — объяснил Максим.
По его словам, общество в России все реже осуждает мужчин за обращение к психологу:
— Хотя, конечно, многое зависит от возраста обратившихся и тех, кто мог бы их осуждать. Молодые люди, если они ведут самостоятельную жизнь, то есть сепарировались от родительских семей, почти никогда не говорят об осуждении. Взрослые мужчины среднего возраста тоже, но, возможно, это ошибка выжившего [суждение на основе успешной ситуации]. Я вижу уже тех, кому осуждение не помешало обратиться.
Занятия, которые на самом деле не помогут прийти в себя
В борьбе с тревожностью и стрессом мужчины чаще женщин прибегают к авитальной активности. Это буквально активность отрицания жизни — алкоголизм, наркомания, все виды рискованного поведения (экстремальные виды спорта и занятия, в том числе езда на большой скорости), самоповреждение. В обществе такое поведение скорее одобряется, подается как образец мужества и безбашенности или вариант решения проблем. Поэтому мужчинам сложно осознать, чем опасно такое поведение.
Эндокринолог Ганс Селье разработал теорию биологического стресса. Согласно ей, растущий стресс заставляет человека мобилизовать силы — может возникнуть состояние «веселой злости», «адреналинового пика». Для него характерно возбуждение, ощущение прилива сил, ускорение мыслительных процессов. Если стрессовое воздействие уходит и наступает облегчение, это приносит человеку удовольствие. Но такие качели легко подсесть, начать искать возвращение острых чувств через экстремальные занятия.
Но если воздействие стресса не прекращается, наступает истощение. Человек не способен даже попросить о помощи, так как это тоже усилие. В состоянии истощения возможна агрессивная реакция, которая дает кратковременный прилив сил. Поэтому Анна уверена, что в ближайшем будущем российское общество столкнется с ростом мужской агрессивности на фоне переживания войны.