«Крупный бизнес и власть объединились, чтобы нам отомстить», — так члены профсоюза «Курьер» расценили арест своего лидера Кирилла Украинцева в апреле 2022 года. Активиста задержали на следующий день после митинга курьеров Delivery Club против снижения зарплат. В профсоюзе считают, что это только начало массового репрессирования тех, кто борется за права рабочих в России. Почему дело Украинцева важно для страны и как курьеры собираются спасать своего лидера — в материале «7х7».
Зачем доставщики еды устроили бунт
Протесты курьеров Delivery Club начались в конце апреля, когда их доходы упали на 30-40% из-за новой системы расчета. Если раньше за десятичасовую смену доставщик мог заработать 4–5 тыс. руб., то с апреля — не больше 3 тыс. Оплата каждого выполненного заказа состояла из фиксированной ставки и доплаты за каждый километр, пройденный от ресторана до клиента. Теперь добавили еще и оплату за расстояние, пройденное до ресторана. Но сервис снизил ставку.
— Он пытается выставить это как что-то хорошее и выгодное для курьеров, но беда в том, что заказы выдаются тем, кто ближе к ресторану. А мы всегда собираемся возле точек общепита. То есть за километраж до ресторана мы ничего не получаем, — рассказал «7х7» московский курьер, попросивший об анонимности.
Доплату за расстояние убрали и для автокурьеров. К тому же, доставщиков еды, судя по их обращениям в профсоюз, начали массово и без объяснения причин штрафовать.
— Покупательская способность снизилась, вот они [работодатели] и решили компенсировать свои убытки из кармана курьера, — считает 21-летний доставщик еды из Воронежа и член профсоюза Владислав Попов.
Курьеры заметили, что Delivery Club и «Яндекс» используют характерный для российских чиновников новояз, то есть не называют неудобные вещи своими именами: не «смена», а «слот», не «рабочий», а «партнер», не «работа», а «предоставление услуг», не «дисциплинарное взыскание», а «штраф», не «снижение зарплаты», а «новая система оплаты».
— Если агрегаторы будут называть то, чем по факту является наша работа, то в суде мы сможем доказать факт трудовых отношений. И заставить их оформить нас по ТК, — уверен Попов.
Соблюдение Трудового кодекса и отсутствие штрафов — то, за что профсоюз борется с первого дня существования.
Апрельские забастовки, по словам оргсекретаря профсоюза Максима Шульгина, организовывались стихийно в чатах групп курьеров. Профсоюз даже не успел отреагировать на них, уверяет Шульгин.
Первый митинг не удался — к офису компании VK в Москве, владеющей Delivery Club, пришли около 30 курьеров. Их быстро разогнала полиция. А на следующий день, 25 апреля, председателя профсоюза Кирилла Украинцева задержали.
Силовики пришли за Кириллом в день его рождения. Активист жил в Москве со своей девушкой и онкобольной мамой, которую перевез из региона для ухода и химиотерапии. В их квартире провели обыски, не разрешив войти адвокату, затем надели на Кирилла наручники и увезли.
Формальным поводом для задержания стала организация забастовки таксистов в Сергиевом Посаде осенью 2021 года. Члены профсоюза утверждают, что Украинцев не участвовал в ней, но репост о готовящейся акции появился в его Telegram-канале.
На лидера профсоюза возбудили уголовное дело по «дадинской» статье 212.1 УК ("Неоднократное нарушение порядка организации либо проведения митингов"). Суд отправил Украинцева в СИЗО на два месяца. Его мать осталась без ухода и помощи. «Сработали на опережение», — считает оргсекретарь.
Кто научил курьеров бастовать
Профсоюз «Курьер» возник летом 2020 года. Россия тогда вышла из первого локдауна, рестораны вновь заполнились посетителями, и экстренно набранные курьеры оказались больше не нужны. Сервисы доставки еды начали массово избавляться от работников.
На фоне этого несколько человек в Москве решили объединиться, записали видеообращение к компаниям-работодателям, которое распространили в соцсетях. Ролик посмотрел и Кирилл Украинцев — блогер, журналист и активист. Он встретился с пострадавшими курьерами и решил им помогать.
Кирилл, по словам оргсекретаря профсоюза Максима Шульгина, тоже в прошлом работал в курьерской среде в компании DOSTAЕВСКИЙ. Он был инструктором — обучал доставщиков еды и поваров. Затем Украинцева сократили.
Параллельно с работой он вел политический блог с левым уклоном «Вестник Бури Originals». После запуска профсоюза блог стал площадкой для борьбы с ущемлением прав рабочих. Украинцев, помимо защиты прав курьеров, помогал беженцам с Донбасса.
По подсчетам издания «Медиазона», Кирилла шесть раз привлекали по «митинговой» статье 20.2 КоАП. Последние три дела об административных правонарушениях касались акций курьеров и поста с призывом прийти на суд над аспирантом МГУ Азатом Мифтаховым.
Чем курьеры угрожают Delivery Club
Первым большим успехом профсоюза стала история 300 московских курьеров, произошедшая в июле 2020 года. Их объединяла общая фирма-прокладка «Амароли», в которой они были оформлены для работы в Delivery Club. Почему компания перестала платить зарплаты — неизвестно. За три месяца работы она задолжала курьерам около 30 млн руб., а потом заявила о банкротстве. Большинство рабочих были приезжими из других республик. Некоторых из них не смогли оплачивать жилье и были вынуждены ночевать в парках и подъездах.
Отчаявшиеся курьеры пришли за помощью в недавно созданный профсоюз.
— Мы устроили забастовку, провели информационную кампанию. Курьеры из разных районов Москвы собрались у офиса тогдашнего Mail.ru. Никто из руководства Delivery оттуда не вышел. Но протест дал эффект — сервис пообещал рассчитаться с курьерами и вскоре вернул им 30 млн рублей, — вспоминает оргсекретарь Максим Шульгин.
За два года после победы над «Амароли» «Курьер» отработал все главные инструменты кампаний борьбы за трудовые права: петиции, посты в соцсетях, флешмобы и нанесение репутационного ущерба.
История курьера Олега из Владивостока показала, насколько эффективными оказались такие методы. У Олега умерла мама, но мужчину отказались отпускать на похороны, затем выписали штраф за невыход на смену и уволили.
— Общественность после наших постов сильно включилась, все-таки мама — это святое.
Мы были даже удивлены. Из 4,5 звезд в Play Market рейтинг Delivery упал до 2-х. Цифры держатся до сих пор, — рассказывает Максим Шульгин.
После огласки Олегу компенсировали сумму за нерабочий день и предложили сотрудничать с другим подрядчиком. Сейчас мужчина работает в Москве.
В мае 2022 года клиенты Delivery Club вновь стали массово занижать рейтинг приложения сервиса в Google Play и Apple Store. По данным на май, рейтинг упал до 1,8. Комментаторы требуют выполнить условия профсоюза и отпустить Кирилла Украинцева.
Как арест лидера профсоюза отразится на жизни рабочих в России
Петицию в поддержку Украинцева на момент написания материала подписали более 22 тыс. человек. Поручителем лидера профсоюзов в суде выступил депутат Мосгордумы Евгений Ступин.
— Два года назад я приезжал на забастовку курьеров на Ленинградке у офиса Mail.ru. Там был Кирилл. Я много о нем слышал, поэтому, когда его задержали, у меня не было сомнений, что надо подключаться, — рассказывает Евгений Ступин.
По его мнению, Россия вступила в длительный беспрецедентный экономический кризис, и уровень безработицы будет расти. Защита прав работников приобретает первостепенное значение.
— Люди скоро будут на грани голода. Надо объединяться, выдвигать свои требования властям и организовывать переговоры — как нам всем выходить из этого тупика. Удаляя таких лидеров, как Кирилл, государство удаляет саму возможность таких переговоров и провоцирует людей на голодный бунт, — уверен депутат. Он намерен ходить на все суды по делу Кирилла Украинцева и давать им максимальную огласку.
Оргсекретарь профсоюза называет случившееся с Кириллом «кафкианской несправедливостью».
— За то, что ты помогаешь людям, тебя сажают в СИЗО, — удивляется Максим Шульгин.
— Арест Кирилла — это удар для нас. Я сейчас лежу в больнице с проблемами с сердцем. Кирилл был моим товарищем и в работе, и в жизни.
Кто станет следующим
После апрельского падения зарплат в Москве, по данным профсоюза, уволились около 400 курьеров. Бойкот продолжается, но теперь он поделен надвое — против снижения ставки и за свободу Кирилла Украинцева.
Но далеко не все пострадавшие готовы бастовать.
— Люди деморализованы из-за происходящего в стране, коронавируса, поэтому побаиваются заниматься протестами. Тем более после задержания Кирилла. Сам я не брал смены с 5 по 12 мая, дольше не смог — кушать что-то надо, — рассказывает попросивший об анонимности автокурьер Delivery Club.
По его мнению, если бойкот будет массовым, он приведет к ощутимым последствиям. Но пока апрельские забастовки едва ли нанесли агрегаторам серьезный ущерб. Клиенты тоже ничего не заметили, считает автокурьер.
По прогнозу оргсекретаря Максима Шульгина, давление на профсоюз «Курьер» — только начало масштабной борьбы государства с теми, кто отстаивает интересы простых рабочих. Следующими, по мнению Шульгина, могут стать, например, профсоюз медиков «Действие» и независимое объединение наемных работников «Платформа солидарности». «Страшно не за себя, а за товарищей», — заключил оргсекретарь.