По результатам обследования москвичей, которые считали себя здоровыми, 4,1% оказались зараженными вирусом гепатита «С». Если это соотношение перевести в масштаб Российской Федерации, то к существующим больным можно добавить еще порядка 6 миллионов. Даже непосвященному человеку понятно, что это, мягко говоря, шокирующие показатели. Проблема в том, что гепатит «С» зачастую себя никак не проявляет, но в 80% случаев переходит в хроническую форму, финал которой без лечения — цирроз печени, или даже онкология. Вместе с тем, специалисты утверждают, что, используя современный подход, гепатит «С» можно излечить. Подробней об этом в интервью с врачом-гепатологом Оксаной Мяндиной.
Оксана Георгиевна, как получается, что человек, не подозревающий о гепатите, вдруг узнает, что оно болен им?
Гепатит «С» - это малосимптомное заболевание. Очень часто заболевание выявляется случайно: при подготовке к оперативному вмешательству, во время беременности, при обследовании на предмет каких-то других заболеваний, например, дерматитах, в кожно-венерологических диспансерах. Ну, и на профилактических осмотрах, особенно у медицинских работников и декретированных групп населения — это группа риска. В мире случаев гепатита «С» порядка 180 миллионов, гепатита «В» порядка 300 миллионов.
В чем особенность гепатита «С»?
Основной негативный момент этой инфекции — в очень большом проценте случаев -хронизация. В масштабах человеческой популяции процент самоизлечения, выздоровления после перенесенного острого вирусного гепатита варьирует от 10 до 20%. Все остальное уходит в хроническую форму.
Как обычно происходит заражение гепатитом «С»?
Это абсолютно «кровная» инфекция, т. е. можно заразиться при переливаниях крови, при медицинских вмешательствах, при лечении у стоматолога, при татуаже и пирсинге, произведенных вне специализированного салона. Именно поэтому сейчас все подобные вмешательства и косметические услуги стараются перевести только под медицинское лицензирование, чтобы соблюдать все необходимые нормы и правила.
По вашим наблюдениям как чаще происходит заражение?
При внутривенной наркомании, естественно. На сегодняшний день гепатит «С» наиболее часто выявляется в популяции от 30 до 45 лет. Эта популяция пришла к нам не из таких далеких лет, когда внутривенные наркотики использовались чаще, чем пероральные (для приема внутрь через рот - прим. автора). Естественно, это и гомосексуальные контакты, беспорядочный, незащищенный секс. Надо отметить, что половой путь передачи гепатита С не так актуален, как при гепатите «В». Среди моих пациентов много людей, которым переливали кровь в те годы, когда еще не верифицировали гепатит «С.
Как производится диагностика гепатита «С»?
Диагностика основывается на детальной оценке клинических данных. Например, астенический синдром — выраженные усталость, утомляемость, быстрая истощаемость, снижение работоспособности. Неопределенные боли в суставах. Кожные проявления, необъяснимые с точки зрения дерматологии и аллергологии. Во врачебном сообществе сейчас есть настороженность: когда есть повышение уровня трансаминаз (ферменты в крови -прим. автора), человек обследуется на гепатит. Особенно, если в анамнезе есть факторы риска, о которых мы уже упоминали раньше. Окончательная диагностика только лабораторная, т. е. поиск самого вируса в крови посредством ПЦР (высокоточный лабораторный анализ - полимеразно-цепочечная реакция,-прим. автора). Первоначально надо сдавать кровь на наличие антител в вирусу гепатита «С». Если они определяются, то надо проводить анализ на ПЦР и обратиться к специалисту — гепатологу или инфекционисту. Даже при отрицательной ПЦР в сегодняшнем моменте времени снять диагноз хронического гепатита «С» нельзя, это делается в ходе динамического наблюдения.
Вы сказали, что надо обращаться к инфекционисту или гепатологу. Гепатолог — это отдельная врачебная специальность?
К сожалению, это пока не определено номенклатурой, но, как факт, это уже существует. Гепатологи — это специалисты, которые , как правило, выходят либо из гастроэнтерологов, либо из инфекционистов.
Вы более 10 лет занимаетесь гепатитами, хотя раньше были известным в Коми гематологом. Почему решили заняться лечением гепатитов?
Наверное потому, что хорошо знала специальных препаратов для противовирусной терапии. В свое время в гематологии, в 1997 году, мы очень успешно стали применять для лечения миелопролиферативных заболеваний препараты интерферона, что в последующем плавно стало перетекать в гепатологию. Всегда было желание заниматься серьезными проблемами. Лечение вирусных гепатитов по сложности побочных явлений, рискам и предсказательной эффективности терапии, необходимости жесткого мониторинга, постоянного контакта с пациентом, ответственности - очень сходно с терапией онкогематологических процессов.
Такой смелый переход в другое направление возможен, если есть хорошие результаты. Надо полагать, они у вас есть? Это я к вопросу о возможности излечения от гепатита «С».
Гепатит «С» потенциально излечимая болезнь. И сегодня мы излечиваем его, абсолютно не имея кривотолков в душе, в плане того, что мы лукавим. Еще буквально год назад мы говорили, что добиваемся только стойкой ремиссии. Наверное, это от ментальности русского человека: мы страхуем себя от возможности повторного заражения или возможной неудачи. Но на сегодня излеченность вирусного гепатита «С» определяется по достижении устойчивости вирусологического ответа, который мы смотрим через 6 месяцев после проведенного специального противовирусного лечения. До настоящего времени для лечения гепатита С использовались две группы препаратов: альфа-интерферон и рибоверин (международные, не торговые названия — прим.автора). Есть группа пациентов, которая не отвечает на двойную терапию, или отвечают частично. Для них разработана методика лечения с использованием тройной комбинации, т. е. с добавлением ингибиторов протеаз, которые зарегистрированы в России в 2012-2013 году. Мы надеемся, что и у нас в ближайшее время в этом направлении появится свой опыт.
Лечение в стационаре или амбулаторное?
Амбулаторное. Продолжительность лечения от 16 недель при самом благоприятном раскладе до 72 при самом худшем. Т.е. максимальный срок до 1,5 лет. Введение в терапию целесообразнее проводить стационарно в течение 2 недель. Вопрос решается индивидуально.
Надо полагать, лечение достаточно дорогостоящее. Названные препараты не дешевы.
У нас ни в должных инструкциях, ни в правах не написано, что мы (врачи) должны либо имеем право считать деньги пациента. Когда речь идет о жизни человека, о ее продолжительности и качестве, то вопрос решают, как правило, всей семьей. Это вопрос жизни, потому что гепатит «С» без лечения —потенциально смертельное заболевание. У кого-то цирроз разовьется через 30 лет, у кого –то через 5. И, как финал, гепатоцеллюлярная карцинома, т. е. первичный рак печени. Лечение гепатита «С» и освобождение организма от вируса — обеспечение длительной жизни в полном ее качестве. Это наша главная задача.
Провокационный вопрос. К вам обращаются пациенты буквально со всей Республики Коми, идут, что называется буквально на вас. Как вы думаете почему?
Мне трудно судить. Видно, что-то не удовлетворяет на местах. Видимо, хотят получить больше информации. В принципе, специалистов, которые активно занимаются лечением вирусных гепатитов, не много, их единицы. Мы все друг друга знаем, прекрасно общаемся, делимся опытом.
Открытие вашей медицинской компании «Золотое сечение» с этим как-то связано?
Безусловно. Это связано с тем, что моя деятельность требует систематизации, участия в процессе лечения и наблюдения моих пациентов конкретных подготовленных специалистов, сопровождения пациентов, которые получают противовирусную терапию за пределами города Сыктывкара с использованием средств дистанционного общения. И без команды здесь не обойтись.
Оригинал
Время лечит.