Адвокаты фигурантов «тюменского дела» собрали пресс-конференцию 21 октября в Екатеринбурге, на которой попытались воскресить интерес гражданского общества к делу и обвиняемым. Журналист «7х7» собрал прозвучавшие на пресс-конференции малоизвестные факты о судебном процессе, фигурантах и аргументах стороны обвинения.
Факт 1. Адвокаты фигурантов “тюменского дела” боятся общаться со СМИ-иноагентами
Сторона защиты фигурантов «тюменского дела» отказалась общаться с журналистом «7х7» и отвечать на его вопросы, но разрешила остаться на пресс-конференции 21 октября. Как пояснил один из организаторов встречи, это необходимо, «чтобы исключить риски признания адвокатов якобы попавшими под влияние иностранных агентов, чтобы адвокаты не оказались в их числе”. “Ничего личного, просто безопасность», - сказал собеседник “7х7”.
Факт 2. Полицейские сначала приняли анархистов за наркопотребителей
Первыми задержанными по “тюменскому делу” были Кирилл Брик и Дениз Айдын. Вечером 30 августа 2022 года полицейские остановили их в лесополосе недалеко от Тюменской ТЭЦ-2. По словам адвоката Айдына Халита Ниязова, силовики посчитали, что молодые люди ищут закладки. А те сказали, что испытывают пиротехнику в безлюдном месте. Услышав это объяснение, полицейские решили отвезти Брика и Айдына в отдел по противодействию экстремизму.
— Брик профессионально занимался пиротехникой, делал новогодние фейерверки. Потом он увлек в это и Айдына, — рассказал адвокат Халит Ниязов. — У ребят был юношеский интерес к пиротехнике, а возле ТЭЦ, где их задержали, проживала бабушка Айдына. Но силовики преподносили, что они [молодые люди] были возле ТЭЦ, чтобы все и вся взорвать.
Факт 3. Если пыточных устройств нет, то и пыток не было - логика полиции
Фигуранты “тюменского дела” не раз заявляли в суде о пытках в первые дни после задержания. Дениз Айдын и Кирилл Брик перестали выходить на связь с близкими 30 августа, Данил Чертыков, Никита Олейник и Юрий Незнамов — 31 августа, Роман Паклин — 1 сентября 2022 года. А документы об их задержании были составлены только 2 сентября 2022 года. Где задержанные находились с 30 августа по 2 сентября, сторона обвинения не объяснила.
На судебном заседании 22 октября 2024 года прокурор зачитал заключение эксперта о медицинском осмотре Юрия Незнамова. Документ датирован 3 сентября 2022 года. Эксперт зафиксировал кровоподтеки, ссадины (от ударов тупым предметом) и отметки на локте (от электрических щупов). В заключении написано, что эти травмы Незнамов получил за несколько дней до задержания.
— Сотрудники полиции, когда дают объяснения о том, что они не применяли пытки и не могли их применить, аргументируют это тем, что у них на балансе нет пыточных устройств. Смешно, — пояснил адвокат Данила Чертыкова Андрей Бекин.
Факт 4. Фото с флагом Украины силовики воспринимают как доказательство террористических взглядов
По словам адвоката Никиты Олейника Андрея Плотникова, одним из доказательств вины его подзащитного прокурор считает фотографию парня на фоне украинского флага.
— Это фото сделано около пяти лет назад. Украинский флаг не является запрещенным в России символом, — добавил Андрей Плотников.
Сторона обвинения также считает доказательством причастности к террористам открытку, подписанную на украинском языке. Ее нашли в вещах Олейника.
Факт 5. Адвокаты не увидели реальных доказательств вины их подзащитных
Адвокаты фигурантов “тюменского дела” раскритиковали то, как работает сторона обвинения на судебных заседаниях.
— Я называю эту процедуру «прокурорские чтения», потому что проходит это все в вялотекущем, спящем режиме, — рассказал адвокат Никиты Олейника Андрей Плотников. — А прокурор, как и адвокат, должен убеждать суд, называть время, место, событие, состав, [объяснять,] как доказательства связаны между собой. В нашем судебном процессе идет зачитка названий документов. Мы изучили 16 томов [дела] и не услышали прямого доказательства преступления.
— С таким уровнем качества следствия страшно жить, потому что выйдешь за хлебом - и завтра станешь обвиняемым. Этим в целом можно объяснить всю картину, в чем обвиняются наши ребята, — добавила Анастасия Волк, второй адвокат Дениза Айдынова.
*В материале упомянута организация, деятельность которой запрещена в РФ.