Атака ВСУ на Курскую область перед губернаторскими выборами в регионе заставила врио Алексея Смирнова переодеться в камуфляж и усиленно постить в соцсети. А коллеги из других субъектов и федеральные чиновники поддержали курян словами, гуманитарной помощью, деньгами.
Такая реакция сильно отличается от ситуации в Белгородской области — тоже страдающей от обстрелов, хотя без многодневных боев на собственной территории. Белгородцы во главе с Вячеславом Гладковым вынуждены по большей части самостоятельно справляться с последствиями войны. «7х7» сравнил положение соседних приграничных регионов.
“Россия с вами”
ВСУ атаковали Курскую область 6 августа 2024 года. В этот день врио губернатора Алексей Смирнов много писал в своих соцсетях о последствиях боев в приграничье: сообщал о раненых и погибших, как Минобороны РФ отвечает на действия украинской армии.
На следующий день к военным сводкам и оповещениям о ракетной опасности в канале Смирнова добавились многочисленные репосты слов поддержки и соболезнований от россиян из разных городов страны и чиновников, в первую очередь, губернаторов. Так, в 10 часов утра врио губернатора сделал репост записи курского правительственного медиа «Сейм» со скриншотами из нескольких чатов, где люди выражали поддержку Курской области. Затем в течение дня Алексей Смирнов сделал 16 репостов из каналов глав других регионов и федеральных чиновников. Все они похожими фразами, будто по методичке, выражали слова поддержки и обещания помочь региону, подвергнувшемуся атаке ВСУ.
В числе тех, кого репостнул Смирнов, были губернаторы находящихся под регулярными обстрелами Белгородской и Брянской областей Вячеслав Гладков и Александр Богомаз; глава «ДНР» Денис Пушилин; экс-губернатор Курской области, министр транспорта Роман Старовойт. В конце второго дня врио Смирнов опубликовал видео с компиляцией высказываний губернаторов о ситуации в приграничье.
«Благодарю всех коллег – глав российских регионов за мощную поддержку и реальную помощь. С нами вся Россия!», — подписал видео Смирнов.
Фраза «Россия с вами» применительно к приграничным регионам впервые стала звучать после обстрелов Белгородской области в начале 2024 года. Тогда после массированной атаки на Белгород жители других регионов устраивали стихийные мемориалы в память о погибших белгородцах. На торговых центрах, стадионах и других объектах по всей стране появлялись слова «Белгород, мы с тобой».
Однако в случае с Белгородской областью региональные и федеральные чиновники не стремились медийно показать свою причастность к происходящему в приграничном регионе. Губернатор Вячеслав Гладков не делал подобных репостов от региональных или федеральных чиновников.
Он курский: имидж врио губернатора перед выборами
Наступление ВСУ в Курской области началось ровно за месяц до планируемых выборов губернатора в регионе. Кандидатом от «Единой России» на них выступает действующий врио главы региона Алексей Смирнов, зам бывшего губернатора Романа Старовойта.
Имидж Старовойта и Смирнова отличается. Выпускник «Школы губернаторов» Роман Старовойт с первого дня управления Курской областью транслировал образ общительного, доступного для населения представителя власти. После начала войны в Украине Старовойт прошел обучение тактическим военным навыкам на базе ЧВК «Вагнер», лично возглавил территориальную оборону - добровольное подразделение из курян, которые занимаются патрулированием в приграничье и потенциально могут участвовать в военных действиях. Он регулярно появлялся на публике в камуфлированной экипировке.
Весной 2024 года Путин повысил Старовойта до министра транспорта РФ. Уезжая в Москву, бывший глава подарил преемнику Смирнову свой телеграм-канал. Но врио губернатора отнесся к этому медиаактиву без энтузиазма. До атаки ВСУ посты были скучными, сводились к официальным сводкам и отчетам. Накануне наступления ВСУ врио дважды опубликовал оповещения о ракетной опасности, рассказал про восстановление поврежденного жилья, написал про проводы Казанской иконы Божией Матери из кафедрального собора. Масштабы разрушений после обстрелов и атак дронов в этот день Смирнов описал в небольшой вечерней сводке.
Вместе с приходом ВСУ в регион Алексей Смирнов превратился в продвинутого телеграм-блогера. На это, в том числе, указывает рост числа публикаций. По данным сервиса TGStat, 1 августа 2024 года врио губернатора опубликовал 28 постов, 2 августа — 23 (половина из них — сообщения о ракетной опасности в регионе). А 6 августа, в первый день атаки ВСУ, — 48 постов, 10 августа — 61.
7 августа врио записал очередное видеообращение о ситуации в Курской области не в привычной белой рубашке, а толстовке цвета хаки.
Спустя три дня после начала боев с ВСУ телеграм-канал Смирнова пополнился отчетами, советами и контактами для оказания и получения помощи беженцам из курского приграничья (врио назвал их “вынужденными переселенцами”). К концу дня 9 августа глава региона переоделся в камуфляж.
11 августа в канале врио появился пост с клипом на перепетый хит Z-певца Шамана. Вместо припева «Я русский» Шаман на фоне кадров с эвакуацией курян и достопримечательностей области поет «Я курский». Через пять часов после публикации клипа Смирнов поехал осматривать поврежденный в результате обстрела многоквартирный дом в Курске.
8 августа на докладе Смирнова Путину президент сказал врио, что хотел бы встретиться с ним лично, но в дни атаки чиновнику «конечно, нужно быть на месте».
— Курская область — очень перспективный район, очень интересный, и я уверен, вам там будет интересно работать, — сказал Путин Смирнову.
20 августа выборы губернатора в Курской области сделали досрочными: они продлятся 12 дней с 28 августа по 8 сентября. Избирком объяснил это «обеспечением безопасности, защиты жизни и здоровья россиян». Места, даты и время голосования определят «в зависимости от оперативной обстановки». Куряне смогут проголосовать на избирательных участках и на дому.
Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков с первого дня руководства регионом в 2020 году позиционировал себя как близкий к людям чиновник: активно вел соцсети и встречался с жителями. После начала войны он не стал примерять на себя имидж «военного губернатора», регулярно публикуя в своих соцсетях информацию о последствиях военных действий для гражданского населения.
В отличие от курского экс-губернатора Романа Старовойта, Гладков не пошел на повышение в федеральные органы власти. Хотя слухи о его назначении то «в одну из госкорпораций», то в Администрацию президента появлялись в медиа весной-летом 2024 года. Сам Гладков отрицал, что он куда-либо уйдет.
Реакция Путина
Владимир Путин по своей традиции с запозданием реагирует на военные действия в приграничье. Так, обстрел Белгорода 30 декабря 2023 года, в результате которого погиб 21 человек, Путин прокомментировал спустя два дня. Он назвал произошедшее «терактом», сказал, что у него внутри «все кипит», и добавил, что российская армия могла бы «ударить по площадям в Киеве», но не станет этого делать, так как якобы атакует лишь военную инфраструктуру.
Во время президентских выборов в марте 2024 года приграничные регионы находились под регулярными обстрелами. Путин, комментируя их, сказал, что атаки на Курскую и Белгородскую области «не останутся безнаказанными», обещал помочь семьям пострадавших и погибших при обстрелах Белгородской области. После подсчета голосов Путин восхитился белгородцами, поблагодарил их за мужество и пообещал обезопасить. Но каким образом — не уточнил.
Вторжение ВСУ в Курскую область Владимир Путин прокомментировал довольно быстро — на следующий день после начала боев. Он назвал атаку «очередной масштабной провокацией Киева» и поручил «ряду гражданских ведомств» помочь жителям. Выступление длилось около двух минут.
12 августа Владимир Путин из своей подмосковной резиденции в Ново-Огарево провел совещание, на котором губернаторы приграничных Брянской, Белгородской и Курской областей доложили о ситуации. Глава Белгородской области Вячеслав Гладков сказал, что лучше стало только в Белгороде: с мая по городу было всего две ракетных атаки. Тяжелее, по словам Гладкова, было в Шебекинском округе, откуда уехало до 70% мирных жителей. «Социальная напряженность в Шебекино растет. Главное, что мы не можем - обеспечить безопасность населения. <...> Мы практически не имеем возможности заезжать [в приграничные населенные пункты] на спасательной технике, потому что противник ее уничтожает. Мы не имеем возможность оказывать медицинскую помощь, потому что противник ее уничтожает», — сказал Гладков. По наблюдениям "7х7", ранее он старался публично не жаловаться на положение региона.
Глава Белгородской области во время доклада попросил Путина списать для лишившихся домов долги по ипотеке и увеличить размер выплат для пострадавших и потерявших имущество. В итоге компенсации действительно выросли за счет введения в регионе режима ЧС федерального уровня. Путин переадресовал вопросы Гладкова первому зампредседателя правительства Денису Мантурову.
Врио губернатора Курской области, в свою очередь, решил рассказать Путину, как далеко продвинулись ВСУ за шесть дней наступления. Алексей Смирнов отметил, что на 12 августа под контролем украинских войск было 28 населенных пунктов Курской области, глубина проникновения ВСУ в регион составила 12 км, а ширина фронта — 40 км.
— Послушайте, это военное ведомство доложит, какая там ширина и глубина. Вы расскажите о социально-экономической ситуации и о помощи людям доложите, — прервал его Путин спустя 30 секунд.
Недовольство жителей
Попытка Алексея Смирнова и его команды публично показать, что вся страна объединилась для помощи курянам, может быть связана с желанием не допустить недовольства и протестных настроений со стороны граждан. У врио есть негативный пример - жители соседней Белгородской области за два с половиной года войны несколько раз жаловались властям на отсутствие укрытий, проблемы с системой оповещения, долгие сроки восстановления жилья и низкие труднодоступные компенсации за утраченное имущество.
В марте 2024 года в период президентских выборов жители приграничного Грайворонского городского округа Белгородской области пытались обратить на себя внимание при помощи публикаций в соцсетях. Округ находился под массированными обстрелами. Жители предполагали, что власти пытаются «скрыть суть проблемы». В сети появился хештег #ЖивиГрайворон. В июне 2024 года грайворонцы стали собирать подписи под обращениями к Владимиру Путину и министру обороны Андрею Белоусову с требованием защитить их от обстрелов.
В конце июня грайворонцы записали новое видеообращение к Путину. Они вновь пожаловались на ежедневные обстрелы и попросили помочь им, потому что «поддержали СВО», а значит, власти должны обеспечить их «конституционное право» на безопасность и повысить выплаты за разрушенные дома.
В июле стало известно, что обращения к Путину и Белоусову также собирали жители Шебекинского горокруга, который каждый день попадает под атаки дронов и обстрелы. Им удалось собрать 4,5 тыс. подписей. При этом губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков, комментируя сбор, напомнил о «провокациях со стороны Украины», намекая, что возмущения шебекинцев спровоцированы извне.
Во время наступления ВСУ на Курскую область куряне тоже остались недовольны действиями властей и военных. Спустя два дня после прорыва границы жители Суджи - города на границе с Сумской областью, занятого ВСУ в первые дни наступления, - записали видеообращение к Владимиру Путину. Они потребовали, чтобы чиновники говорили правду о ситуации в регионе и эвакуировали приграничные села.
Врио губернатора Алексей Смирнов отреагировал на возмущение людей потоком новых постов. Он публиковал кадры «наращивания сил» российской армии на границе и прибытия дополнительных сотрудников МЧС для эвакуации жителей и ликвидации последствий атаки. Вероятно, этим глава области пытался показать, что федеральные ведомства не оставили регион один на один с проблемами.
Внимание федерального центра к ситуации в Курской области отличается от реакции на события в Белгородской, где местным властям приходилось самостоятельно справляться с последствиями обстрелов даже во время самых серьезных ЧП. Во время обрушения жилого дома в Белгороде 12 мая 2024 года губернатор Гладков писал лишь о том, что глава МЧС Александр Куренков был с ним на связи, а министр здравоохранения Михаил Мурашко контролировал помощь раненым. Другие регионы и федеральные власти не направляли в Белгород помощь, судя по отсутствию у Гладкова публикаций об этом. В МЧС РФ сообщали, что дополнительные силы ведомства, включая отряды «Центроспас» и «Лидер», были «приведены в готовность».
Кому больше досталось
Федеральный центр по-особому реагирует на атаку Курской области. Это показывает скорость принятия решений. Уже через день после вступления ВСУ в регионе ввели режим чрезвычайной ситуации. 9 августа МЧС признала обстановку в регионе ЧС федерального уровня. Для сравнения: в соседней Белгородской области к 7 августа 2024 года режим ЧС действовал в 15 населенных пунктах. Режим чрезвычайной ситуации во всем регионе ввели только 14 августа, а федеральный характер этот режим приобрел 15 августа. 10 августа Национальный антитеррористический комитет (НАК) объявил в Белгородской, Курской и Брянской областях режим контртеррористической операции.
За введением режима ЧС в Курской области последовали льготы и компенсации для жителей. Режим ЧС федерального уровня предполагает, что выплачивать их должны не из регионального бюджета, а из федерального. Единовременная выплата должна составить 15 тыс. руб. (к этой выплате по решению Путину добавляются еще 10 тыс. руб.). При частичном уничтожении имущества выплатят 75 тыс. руб., а при полном — 150 тыс. руб. Родственникам погибших во время режима ЧС полагается выплата в 1,5 млн руб. При ранениях разной степени тяжести — от 300 до 600 тыс. руб.
Курянам предлагают оформить жилищный сертификат. Эту практику российские власти впервые применили при захвате Херсона для предоставления жителям, лишившихся домов, нового жилья. Белгородцы просили у региональных и федеральных властей предоставить им жилищные сертификаты - с таким требованием в своем видеообращении, в частности, выступали жители приграничного Грайворонского округа. Однако белгородцам вместо сертификатов обещали построить новые дома на месте разрушенных.
Еще одно отличие между Курской областью и Белгородской — решение о вывозе жителей приграничных муниципалитетов и скорость эвакуации. В первые часы после атаки ВСУ жители Суджанского и Кореневского района Курской области эвакуировались из опасных мест самостоятельно. Но уже к утру 7 августа врио губернатора Алексей Смирнов сообщил, что при помощи властей приграничные муниципалитеты покинули 2800 человек. К 13 августа эвакуацию объявили в шести районах Курской области. К этому моменту власти сообщили, что свои дома в опасной зоне покинули 121 тыс. человек. Всем им положены выплаты, обещанные Путиным.
В Белгородской области эвакуацию подобного масштаба с начала войны не объявляли ни разу. 1 июня 2023 года, когда Шебекинский городской округ находился под массированными обстрелами ВСУ, губернатор области Вячеслав Гладков предложил жителям Шебекино и окрестностей эвакуироваться самостоятельно. Он объяснил это тем, что организованный вывоз людей из-под обстрелов опасен. Хотя в регионе, по признанию самого Гладкова, регулярно проходили тренировки по гражданской обороне, на которых отрабатывалась эвакуация населения.
После атаки ВСУ на Курскую область белгородские власти тоже воспользовались возможностью эвакуировать людей из опасных районов. 12 августа 2024 года они объявили эвакуацию Краснояружского района, который граничит с Украиной и с Курской областью и с начала войны регулярно попадает под обстрелы. В тот же день власти предоставили жителям автобусы и вывезли в ПВР 11 тыс. человек.
Но эвакуация белгородцев все же не похожа на происходящее в Курской области. 13 августа региональный оперштаб в ответ на вопросы жителей белгородского приграничья заявил, что выплаты в 10 тыс. руб., которые полагались курянам, краснояружцам - то есть жителям Краснояружского района Белгородской области - выплачивать не будут. Потому что «такой помощи в настоящий момент не предусмотрено». Сроки пребывания жителей Краснояружского района в пунктах временного размещения оказались сильно меньше, чем в случае с курянами: уже 15 августа, спустя три дня после эвакуации, жители Белгородской области начали возвращаться в свои дома.