Депутат Госдумы РФ Олег Матвейчев выступил с инициативой о признании феминизма экстремистской идеологией. В комментарии медиа «Абзац» 4 апреля Матвейчев сказал, что феминистки разрушают традиционные ценности и действуют против демографической политики РФ. Перед этим он жаловался, что феминистки не поддерживают военные действия в Украине.
За что на самом деле борются российские фемактивистки и чего они добились за последние годы — в материале «7х7», создать который помогла программный директор Центра социально-трудовых прав юристка Юлия Островская.
Сократили список запрещенных профессий для женщин
В России долгие годы существовал один из самых широких в мире списков из 456 профессий, недоступных для женщин. В 2008 году Анна Клевец не смогла устроиться на работу помощником машиниста метро в Санкт-Петербурге и обратилась в суд, но получила отказ. Девушка направила жалобу в Верховный суд, однако он тоже не увидел дискриминации. Как позже и Конституционный суд, который указал: «Реализация принципа юридического равенства не может осуществляться без учета общепризнанной социальной роли женщины в продолжении человеческого рода».
В 2012 году Светлана Медведева пыталась устроиться на должность капитана судна в Самарское речное пассажирское предприятие. Ее не взяли на работу, сославшись на трудовое законодательство. Суд встал на сторону предприятия. Тогда Светлана направила жалобу в Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. В 2016 году он признал существование списка запрещенных профессий дискриминационным.
По всей России феминистки проводили акции и устраивали круглые столы, требуя разрешить женщинам устраиваться на «мужскую» по версии государства работу. В 2017 году москвичка Евгения Самотохина создала петицию за отмену списка запрещенных для женщин профессий, а «Мемориал» запустил аналогичную кампанию во всех странах Восточной Европы и Центральной Азии.
Министерство труда РФ обратило внимание на проблему в 2020 году. С 1 января 2021-го в списке запрещенных для женщин профессий осталось 100 пунктов. Теперь россиянки могут работать, например, дальнобойщицами, машинистками, трактористками, шкиперками, заниматься верхолазными работами и авиационной механикой.
Сделали видимыми гендерно обусловленное насилие и харассмент
Во многих странах сексуализированное насилие и насилие в отношении женщин являются преступлениями с точки зрения уголовного законодательства. Но этого недостаточно для предотвращения преступлений и защиты пострадавших, говорит Юлия Островская. Проблема заключается в том, что большая часть актов гендерного насилия не описана в криминальном праве.
— Долгое время общество не рассматривало проблему широкого распространения сексуализированных домогательств и гендерного насилия, относя подобные практики исключительно к частным случаям. Благодаря действиям активисток возросли уровень и интенсивность дискуссий о проблемах гендерного равенства и гендерно обусловленного насилия, — считает экспертка.
В 2016–2017 годах в России и Украине феминистки начали дискуссию о насилии в рамках инициативы #Янебоюсьсказать. Ее запустила украинская общественная деятельница Анастасия Мельниченко. Это истории тех, кто пережил насилие, сделали проблему видимой и обсуждаемой.
Юлия Островская считает, что такие инициативы, как #ЯНеБоюсьСказати в Украине, #Янебоюсьсказать в России и #metoo в Америке и Европе стали новым способом коммуникаций гражданского общества и власти.
В 2020 году Правительственная комиссия по профилактике правонарушений поручила главам регионов открыть региональные кризисные центры для пострадавших от домашнего насилия женщин. В 2023 году в России работают около 150 частных и государственных центров помощи женщинам. Информацию о них собирает центр «Насилию.нет».
Создали законопроект о профилактике домашнего насилия
Вопросы насилия в отношении женщин и домашнего насилия — центральная тема феминистского дискурса в РФ в последние годы. При этом государство отказывается решать проблему, говорит Юлия Островская.
В 2017 году Владимир Путин подписал закон о декриминализации побоев в семье. После внесения соответствующих поправок в Уголовный кодекс уголовная ответственность наступает, только если актор насилия причинил зафиксированный медиками вред здоровью или ранее получил административное взыскание за насилие.
Различные женские организации, например центр «Насилию.нет», Консорциум женских неправительственных объединений, и отдельные активистки проводили пикеты против декриминализации побоев, писали о проблеме домашнего насилия в соцсетях, устраивали митинги, организовывали кризисные центры и группы поддержки.
Представительницы женских инициатив и НКО подготовили законопроект о профилактике семейно-бытового насилия. Госдума РФ начала рассматривать его в 2019 году. Феминистки тут же столкнулись с сопротивлением. 181 общественная организация подписала открытое письмо Владимиру Путину против закона о домашнем насилии, а различные активисты проводили пикеты против его принятия в городах России. Православное движение «Сорок сороков» организовало в Москве митинг протеста.
Депутаты так и не приняли законопроект о профилактике домашнего насилия. Против него выступили Русская православная церковь, представители мусульманской миссии, православные активисты. Они посчитали, что закон позволит выгонять агрессоров из домов и запрещать им видеться с собственными детьми. Разработчицы законопроекта продолжают бороться за его принятие.
Добились выплат социальных пособий женщинам
До 2021 года работодатели были обязаны выплачивать социальные пособия работающим женщинам, а затем компенсировать свои траты через Фонд социального страхования. Но часто начальники отказывали работницам в выплатах — и тысячи женщин не получали деньги.
Долгие годы женские общественные организации, такие как Центр социально-трудовых прав, вели кампанию за изменение законодательства. Они предлагали, чтобы Фонд социального страхования выплачивал пособия напрямую. Пилотный проект по переходу на такие выплаты затронул два региона в 2011 году. Через 10 лет новая практика распространилась на все регионы.
Теперь россиянки получают необходимые им пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременные пособия при рождении ребенка.
Рассказали о положении женщин в тюрьме и устроили кампании в поддержку участниц дел
Подкаст «Женский срок» публикует материалы о женщинах в заключении. Проект «Мягкая сила» добивается улучшения условий содержания для женщин в колониях и СИЗО. Активистки из Феминистского антивоенного сопротивления борются за оправдательный приговор для Александры Скочиленко, обвиняемой в расклеивании антивоенных ценников в петербургском супермаркете. Александра находится в СИЗО с апреля 2022 года. Ей грозит до 10 лет лишения свободы.
Феминистки организуют медиакампании, чтобы привлекать внимание к судам над женщинами. В 2019 году силовики возбудили уголовное дело против художницы и фемактивистки Юлии Цветковой из Комсомольска-на-Амуре. Ее обвинили в распространении порнографии за рисунки женских тел в паблике «Монологи вагины». В течение следующих трех лет Юлию обвиняли в пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.
Активистки устраивали выставки солидарности в поддержку Юлии, выходили на пикеты. Инициативная группа провела акцию «Медиастрайк #заЮлю», во время которой пользователи соцсетей публиковали посты в поддержку девушки. Общественный резонанс мог повлиять на то, что в ноябре 2022 года суд оправдал Юлию. В 2023 году кассационная инстанция отменила это решение, но Цветкова успела уехать из страны, не дожидаясь нового суда.
Создали просветительские инициативы и начали проводить гендерные исследования
В июле 2021 года Русская православная церковь предложила поэтапно вывести аборты из системы медицинского страхования. План РПЦ был такой: сделать аборты платными для женщин с доходами, превышающими прожиточный минимум, а затем для всех остальных. Феминистки, в том числе директор Ивановского центра гендерных исследований Ольга Шнырова, рассказывали о противодействии активисток этим проектам. Аборты остаются частью системы медицинского страхования.
Ивановский центр гендерных исследований с марта 1996 года работает с темой гендерной дискриминации и защиты прав женщин. Он проводит исследования, семинары, тренинги и вебинары для преподавателей, ученых, гражданских и профсоюзных активистов. Помогает людям общественных организаций находить друг друга для совместных проектов, обмениваться информацией и лучшими практиками. Минюст РФ в 2021 году признал ивановскую организацию иноагентом.
Выступили против войны и стали помогать пострадавшим от нее
На следующий день после начала военных действий РФ в Украине российские феминистки открыли Феминистское антивоенное сопротивление (ФАС). Оно стало одним из главных антивоенных движений в России и самым крупным по количеству подписчиков в соцсетях.
ФАС начало работу с акций протеста: «Женщины в черном» — когда активистки выходили на улицы своих городов в траурных одеждах; #Мариуполь5000 — когда участницы создавали во дворах своих домов небольшие мемориалы в память о погибших жителях Украины. За полгода в 56 городах России появилось 850 таких мемориалов.
В марте 2022 года ФАС запустило Антивоенный фонд, который поддерживает забастовки и отстаивает трудовые права протестующих. С мая антивоенное сопротивление издает печатную газету «Женская правда», которую сторонницы сами печатают и распространяют у себя в городах.
В октябре движение запустило онлайн-группы поддержки для родственниц мобилизованных, группы помощи по возвращению военных домой, группы роста антивоенного самосознания (ГРАС) и бот «Отбой!», собирающий базу номеров, связанных с военкоматами. В декабре ФАС присоединилось к кампании «Вернем свет и тепло в Украину», чтобы собрать деньги на генератор для больницы в Киеве.