После начала военных действий в Украине сотрудники российских независимых медиа, некоммерческих и правозащитных проектов были вынуждены уехать из России из-за угрозы уголовных дел или давления силовиков. Инициативная группа «Выход» из Санкт-Петербурга, которая помогает представителям ЛГБТ-сообщества, тоже покинула страну. Весной ее сотрудники почти в полном составе переехали в столицу Литвы Вильнюс. Эмиграция позволила правозащитникам и активистам еще больше помогать российскому квир-комьюнити. «7х7» рассказывает историю «Выхода».
Карьерный поворот
Первый день вооруженного конфликта в Украине Олег из Екатеринбурга провел со своим молодым человеком Александром. Через несколько дней оба решили бросить учебу в вузах и уехать из страны. По словам Александра, который учился на журналиста, в 2022 году после блокировки всех независимых медиа он окончательно понял, что журналистика в России “под запретом”. Он предложил Олегу поехать в Грузию: визы туда не нужны, цены на продукты в Грузии невысокие, оставаться в стране можно до 12 месяцев.
Перебравшись в Батуми, Олег стал искать работу художника и иллюстратора в крупных компаниях по производству компьютерных игр, но ему несколько раз отказали. Тогда Александр рассказал ему, что в инициативной группе “Выход” можно бесплатно получить карьерную консультацию.
- Специалист из “Выхода” посмотрел мое резюме и подсказал, как его надо подправить, - рассказал Олег. - Он также дал мне несколько контактов в компаниях, которые производят игры, поэтому мой поиск перестал быть “слепым”. На второй консультации мы обсуждали, как правильно себя преподносить во время интервью.
Вскоре Олег получил приглашение в крупную компанию Azur Games, которая занимается разработкой мобильных игр, и устроился на работу в ее грузинский филиал.
Карьерные консультации для представителей ЛГБТ-сообщества - одно из направлений работы инициативной группы “Выход”. В 2021 году на них записалось 80 человек. В 2022 году, по прогнозам сотрудников “Выхода”, эта цифра вырастет более чем в два раза. Главная причина в том, что очень многие представители ЛГБТ-сообщества приняли решение уехать из России после начала спецоперации в Украине, поэтому им придется искать новую работу.
Крупнейшие в Питере
Инициативная группа “Выход” появилась в Санкт-Петербурге в 2008 году. Активисты и волонтеры оказывали психологическую и юридическую поддержку членам ЛГБТ-сообщества.
“Мы не боремся за власть и не занимаемся политической деятельностью. Мы добиваемся того, чтобы любая легитимная власть соблюдала права человека. Мы верим, что права человека являются наивысшей ценностью — каждая и каждый, независимо от сексуальной ориентации, гендерной идентичности, пола, расы, национальности и других признаков, — достойны уважения”, - написано на сайте организации.
Через несколько лет “Выход” стал самым большим подобным проектом в городе. На Лиговском проспекте появился офис и комьюнити-центр. Там проходили консультации юристов и психотерапевтов, встречи членов родительского клуба и другие мероприятия.
В работе инициативной группы появилось несколько направлений. Например, “стратегическое судопроизводство”. Юристы “Выхода” и приглашенные адвокаты помогали представителям сообщества защитить свои права в судах. Так, они помогли доверителям выиграть несколько дел против мужчин, которые устраивали подставные свидания и вымогали деньги у потерпевших. В январе и марте 2022 года несколько злоумышленников получили сроки и выплатили компенсации морального вреда (подробности о таких делах публиковали крупные СМИ - “7х7”, «Такие дела» и «Афиша.Daily»).
Сотрудники “Выхода” составили 17 кейсов, которые рассматривает Европейский суд по правам человека, и три кейса, которые разбирает Комитет по правам человека ООН.
С 2014 года инициативная группа собирает данные о дискриминации и насилии в отношении представителей сообщества в России. На их основе “Выход” публикует доклад, который получают российские чиновники и государственные органы, международные институты, НКО и СМИ. Цель этого документа - показать, с какими проявлениями гомофобии, бифобии и трансфобии сталкиваются члены сообщества.
Доклад 2021 года показал, что около четверти опрошенных в Санкт-Петербурге респондентов сталкивались с давлением на работе или учебе из-за своей ориентации и дискриминацией со стороны медиков.
Критическая масса угроз
Исполнительный директор “Выхода” Александр Воронов, высокий короткостриженый интеллигентный парень в очках, назначил встречу с корреспондентом “7х7” в центре Вильнюса, недалеко от спортивной площадки и скейт-парка. Здесь он и его коллеги из “Выхода”, которые переехали в Вильнюс весной и летом 2022 года, иногда играют в настольный теннис.
Александр пришел в сектор НКО сразу после службы в армии, потому что увидел там много солдат с “переломанными судьбами”. Он хотел исправить эту ситуацию. В некоммерческих организациях Воронов работал в пиаре и искал финансирование. Два с половиной года назад устроился в “Выход”, где начал заниматься мониторингом нарушений и международной адвокацией. В конце 2021 года стал исполнительным директором группы.
По его признанию, за последние два года формат работы “Выхода” сильно изменился. Из-за пандемии коронавируса многие сервисы пришлось перевести в онлайн-режим. Но это позволило консультировать людей за пределами Санкт-Петербурга. Во многом опыт дистанционной работы помог организации не снижать объемы работы после начала вооруженного конфликта в Украине, а по некоторым направлениям - увеличить помощь представителям ЛГБТ-сообщества.
- Я сказал своим коллегам, что не буду запрещать им выходить на митинги против [Роскомнадзор] в Украине, и если кого-то задержат, то санкций из-за прогулов не будет. Каждый выбирал для себя сам, где он полезнее и важнее — в автозаке или на свободе, - вспоминает последние дни февраля Воронов.
Вариант эвакуации сотрудников в другую страну руководство “Выхода” стало обсуждать примерно через неделю после 24 февраля. К этому моменту, по словам исполнительного директора, “накопилась критическая масса угроз”. К идее создать в России реестр токсичного контента, куда бы вошла информация о чайлдфри, феминизме и ЛГБТ-сообществе, добавилось принятие новых уголовных статей о фейках и дискредитации Российской армии.
- Нескольких членов нашей команды [силовики] задержали на протестных акциях. Стало очевидно, что сотрудникам угрожает опасность: и из-за работы у нас, и из-за личных действий. Рисков стало очень много. Мы не понимали, в какой момент могло долбануть, - сказал Воронов.
В итоге более 10 сотрудников “Выхода” весной переехали в Вильнюс. По словам Александра, не все безвизовые страны постсоветского пространства безопасны для сотрудников российских НКО, а в Литве “риски, связанные с российским государством, минимальны”.
После переезда комьюнити-центр в Санкт-Петербурге пришлось закрыть. Почти вся работа снова перешла в онлайн.
Запрос на эмиграцию
После начала военных действий в Украине просмотры постов “Выхода” в социальных сетях увеличились. Там появлялись документы, памятки и обзоры о безопасности, новых законах и переезде в другие страны. ЛГБТ-персоны стали чаще интересоваться, как найти работу за границей. За это направление в “Выходе” отвечает координатор программы карьерных консультаций Денис Олейник.
Больше семи лет он помогал подбирать, адаптировать и развивать персонал для компаний в ресторанном бизнесе, телекоме, индустрии компьютерных игр и других. Помимо этого, он был волонтером в проекте LaSky, который занимался профилактикой ВИЧ и инфекций, передающихся половым путем.
Программа карьерных консультаций “Выхода” открылась 2,5 года назад. Тогда Денис и его коллеги чаще всего помогали людям оспаривать сокращения и увольнения из-за ковида и искать новую работу.
- В “Выходе” можно получить одну консультацию бесплатно. Вопросы стандартные - говорить или нет о своей ориентации, могут ли из-за этого уволить. Большой блок вопросов поступает от трансперсон: что делать, если документы еще старые, а внешность уже начала меняться. Я смотрю на ситуацию. Спрашиваю, что за компания, какая должность, есть ли друзья внутри компании. И потом строю свои рекомендации. Главное - успокоить человека, дать больше информации, - рассказал Олейник.
После 24 февраля изменилось число обращений выросло в два раза, изменились вопросы. Одна из причин - общий уровень давления на ЛГБТ-сообщество. По словам Олейника, после телевизионных сюжетов об ужесточении закона о “гей-пропаганде” людям кажется, что риск их увольнения из-за ориентации вырос.
В такой ситуации оказалась трансдевушка Евгения из Новороссийска, которая работает продавцом-консультантом. Коллеги хорошо принимают ее на работе, но после 24 февраля она стала переживать за свое будущее в компании.
Денис Олейник посоветовал Евгении пойти работать в сферу, где не критикуют трансперсон. Она давно хотела стать художником и делать арт-проекты за рубежом.
- Мне хотелось понять, какие профессии сейчас востребованы, как дальше продвигать свое творчество. После разговора с консультантом мои мысли упорядочились. Мое творчество связано с ЛГБТ. У меня есть история про транслюдей, и мне хотелось бы, чтобы она увидела мир. В России это невозможно, поэтому я ориентируюсь на другие страны, - поделилась Евгения.
По словам Дениса Олейника, после начала боевых действий кратно увеличилось количество запросов о трудоустройстве в Европе и некоторых странах Южной Америки:
- Нам пришлось переформатировать план нашей программы. Мы решили сделать акцент на русскоязычном сообществе, которое переезжает. Также наша команда запланировала несколько мероприятий в Грузии и Армении - как адаптироваться в новой стране, группы поддержки. Если мы посмотрим на страны бывшего СССР, то там нет похожих инициатив. Зачастую там помощь “первого порядка”: раздача презервативов, доконтактной профилактики, возможность переночевать в шелтере. Мы же даем людям знания.
О возросшем количестве запросов после 24 февраля рассказал и руководитель программы “Правовая помощь” (он попросил не указывать его имя). По его словам, раньше люди часто обращались в “Выход”, чтобы оформить обращение в суд, заключить договор с контрагентом или оформить контракт между партнерами. В этом году ситуация изменилась.
- Теперь к нам обращается много женских пар, они чувствуют опасность. У них теперь запросы не только про эвакуацию, но и про органы опеки, которые могут забрать ребенка. А еще много писем от тех, кто выходил на пикеты против [Роскомнадзор] или кто пишет о своей жизни в соцсетях. Стало гораздо больше трансперсон обращаться, - рассказал руководитель программы “Правовая помощь”.
“Балтийская гордость”
В начале июня в Вильнюсе состоялся Baltic Pride. Это крупнейший фестиваль ЛГБТ-культуры в странах Балтии, который проходит поочередно в Вильнюсе, Риге и Таллинне. Помимо парада, концерта и вечеринок, прошли и мероприятия с участием политиков, активистов и волонтеров. Так, в мэрии Вильнюса состоялась большая конференция о положении ЛГБТ-комьюнити, а в одном из культурных центров города - ток-шоу с участием министра экономики и инноваций Литвы Аушрине Армонайте, которая поддержала легализацию однополых партнерств в стране. На всех этих мероприятиях присутствовали сотрудники “Выхода”, которые знакомились с коллегами и делились опытом.
- Если ты в России общаешься с международными НКО, то это что-то полукриминальное, почти предательство. Но я не вижу в этом ничего криминального. Это нормальная ситуация, в которой живет весь мир, - вспоминает события начала лета Воронов. - Этим же занимается Россия, распространяя свое влияние. Налаживание коммуникации с международными НКО и посольствами работает на имидж страны.
Сейчас “Выход” продолжает перестраивать свою работу, исходя из запросов из России. По словам членов инициативной группы, первые месяцы они потратили на переезд и “выживание”, а теперь придумывают, как реагировать на новые вызовы.
В “Выходе” боятся, что могут потерять связь с частью ЛГБТ-сообщества в России. Раньше закрытые группы (например, пожилые геи и лесбиянки или люди с высоким уровнем внутренней гомофобии) попадали в их исследования только потому, что с ними лично разговаривали представители инициативной группы. Сейчас это сделать намного сложнее.
- Мы опасаемся, что начнем не так чутко чувствовать ситуацию, в которой живут россияне. В Литве мы много работаем над механизмами обратной связи. Хотим лучше понимать происходящее в России, - сказал Воронов.
Главный вызов сентября - помочь большему количеству представителей ЛГБТ-сообщества не попасть под частичную мобилизацию и безопасно уехать в другую страну. Пока возможность для этого есть.