Более 1 млн человек с ВИЧ живет в России, и только чуть больше половины из них состоит на учете, по данным за прошлый год. Журналистка Рита Логинова из Новосибирска больше года выпускает подкаст «Одни плюсы» о людях, живущих с ВИЧ. Мы поговорили с ней о том, как делать подкасты на чувствительные темы и зачем людям их слушать.
Кто такая Рита и о чем подкаст
В 2020 году журналист Юрий Дудь на своем YouTube-канале выпустил фильм об эпидемии ВИЧ в России. После публикации резко вырос спрос на тесты на ВИЧ, видео показали даже в Госдуме. Среди героев фильма была и журналистка Рита Логинова. В интервью Дудю она рассказала, почему не побоялась встречаться с мужчиной с положительным ВИЧ-статусом, и объяснила, что «ВИЧ-положительный человек, принимающий ответственно терапию, не может передать вирус дальше».
Несколько лет назад Рита обнаружила, что на эту тему на русском языке практически ничего нет в аудиоформате, и подумала: «Если ничего нет — придется делать самой».
При разработке концепции было важно, чтобы подкаст на эту чувствительную тему был именно нарративным, когда повествование автора переплетается с историей, которую рассказывает герой. Рита говорит, что несмотря на то, что «ВИЧ — не суперпопулярная тема, а в обществе нет сформулированного обширного запроса узнавать что-то про ВИЧ-инфекцию, важна хорошо рассказанная история».
Зачем делать подкасты про ВИЧ и их слушать
— Хочется верить, что стало чуть поменьше хтони, темных, пугающих тонов и интонации про гроб и кладбище, — размышляет Рита о том, как меняется общественное отношение к теме ВИЧ.
Наблюдать изменения получается и по отзывам о подкасте. Рита говорит, что после прослушивания 10 выпусков подкаста некоторым людям удается отойти от полного равнодушия, отчасти неартикулированного, но все-таки брезгливого отношения к людям с положительным статусом.
Важно, что уходят стигматизация и плавающие вопросы: «А может, дети с ВИЧ не должны ходить в один сад с моими детьми, а может, нельзя работать в одном офисе с человеком, у которого ВИЧ?».
Подкаст важен и для тех, кто только узнал о положительном статусе. Рита настаивает, что с ВИЧ важно быстро проскочить стадии отрицания и торга и прийти к принятию. С этого момента и начинается нормальная жизнь, на которую все мы имеем право:
— Мне казалось, что, если мои герои расскажут, как они пострадали из-за этого статуса, а потом у них все наладилось и жизнь идет, это может воодушевить тех, у кого есть ВИЧ, но они еще барахтаются за принятие.
Сама Рита, когда рассказывает о конкретном человеке, всегда находится на его стороне:
— Если бы я разговаривала с героями и считывалось бы мое неприятие, я бы сделала хуже самой себе: этого подкаста бы не было и журналистики моей тоже никакой бы не было.
Люди со мной готовы разговаривать, потому что понимают, что я их не осуждаю.
Но бывают ситуации, когда во время записи интервью Рита может расплакаться, потому что «накатывают переживания насчет несправедливости мира». Герои немного смущаются от такой реакции. По мнению Риты, это связано с тем, что, когда человек соглашается на разговор, он уже смог всю свою ситуацию пережить, и он в этом месте уже сильный. И рассказывать свою историю он хочет тому, у кого есть силы ее выслушать.
Как создать подкаст на чувствительную тему
Рита решила делать свой подкаст и назвала его «Одни плюсы»:
— Это результат мучительного нейминга и очевидной игры слов, а также мое желание выводить тему ВИЧ из сумрака и хтони.
На этапе разработки идеи подкаста важно помнить:
-
Поиск героев — ключевая задача при создании нарративного подкаста. Рита рассказывает, что для нее нет сложности найти человека, который расскажет о себе в подкасте, потому что она уже пять лет занимается этой темой. За это время появилось много друзей и знакомых, уникальных носителей классных историй.
-
В подкасте сложнее добиться конфиденциальности и анонимности, если в этом есть необходимость. Менять голос героя — не слишком хорошая идея с точки зрения звука.
-
Автор, который берется за чувствительную тему в медиа, должен позаботиться о собственном ментальном благополучии. Очень полезно подстелить себе соломки и ходить на личную или групповую терапию или хотя бы иметь широкий круг близких людей, которые готовы выслушать.
— Если мы работаем с темами, которые каждый раз про что-то очень болезненное, про потери, преодоления, сейчас я уже уверена, что это не может не сказаться на том, как мы сами себя чувствуем. Если у нас нет обширной поддержки, есть шанс, что мы быстро выгорим и будем не в состоянии продолжать, — считает Рита.
Сейчас «Одни плюсы» — это четыре сезона по два-три выпуска в каждом. Над подкастом работают три человека: авторка и журналистка Рита Логинова, звукорежиссер Глеб Лиманский и иллюстраторка Диана. Каждый выпуск выходит на всех подкаст-платформах, а также в расшифрованном виде на сайте «Тайга.инфо» (подкаст начал выходить именно там. Рита много лет работала журналисткой «Тайги.инфо»). Команда работает онлайн.
Рита говорит, что ей хотелось бы быть причастной к большему количеству профессионалов, потому что в работе есть вещи, которые нравятся больше, а есть те, которые хочется делегировать. Например, она сама любит брать интервью и нажимать кнопку «Опубликовать».
Самое трудное для Риты — собирать сценарий выпуска, каждый раз это сопровождается внутренними сомнениями: «Почему я решила, что смогу эту историю динамически скрутить, как пружинку, чтобы она разжалась в конце и всех поразила?»
Ошибки, деньги, дистрибуция
Чтобы выпуск состоялся, нужны не только хорошая история и герой, но и профессиональные звук и монтаж. Именно поэтому Рита старается записывать героев в студии. Если герой живет в другом городе, она едет туда, арендует помещение и записывает подкаст там.
Иногда случаются ошибки, но почти все они связаны с технической стороной. Раньше Рита никогда не работала со звуком, изначально у нее были приблизительные представления о требованиях к качеству записи, поэтому случались ляпы: забывали закрыть окно или предупредить спикера, чтобы не жевал жвачку. Приходилось все переписывать.
Аренда студии, монтаж, производство подкастов требуют вложений. Как журналист Рита подписана на разные профильные рассылки, в которых ищет возможности для получения грантов, и участвует в медиашколах, где выделяют деньги на поддержку медиапроектов. Одна из них — «Молоток» — школа медиаменеджмента для женщин, которую проводит «7х7». На деньги от этого гранта Рита планирует выпустить еще несколько эпизодов подкаста до конца года, потом будет искать другие варианты, чтобы продолжать новый сезон.
Журналистика помогает Рите и в продвижении подкаста. Хотя сама она говорит, что у нее «не суперпродуманная программа продвижения»:
- Рита пишет о подкасте и новых выпусках в своих соцсетях.
- Выкладывает расшифровку на «Тайге.инфо».
- Профильные медиа, которые пишут о социальных проблемах и ВИЧ-инфекции, рассказывают и о подкасте «Одни плюсы».
- Рита ходит в гости к другим подкастерам и блогерам, и они тоже рассказывают о ее подкасте.
У Риты нет ответа на вопрос, сколько подкаст будет продолжаться: после каждого эпизода ей кажется, что она уже все рассказала. А потом появляется еще история, которую хотелось бы рассказать:
— Наверное, тема не будет исчерпана, пока у меня будет появляться мысль: «Блин, какая классная история. Я придумаю, что с ней сделать».