Проект «Неочевидные жертвы коронавируса» команда российских журналистов из нескольких регионов запустила в конце апреля. Ежедневно участники проекта отслеживают публикации, связанные с распространением COVID-19, чтобы найти неочевидные последствия пандемии и рассказать о ее жертвах, оставшихся без внимания общественного мнения. Все сообщения распределяются по категориям, в зависимости от числа сигналов о проблеме и от того, наступили ли уже негативные последствия или только могут наступить, являются ли они необратимыми или ситуацию возможно исправить.
Координатор проекта Анастасия Сечина подготовила первый дайджест информации о неочевидных жертвах коронавируса с 1 по 7 мая специально для «7x7».
Оранжевая зона: условия содержания в больницах, нагрузка на врачей, задержания и штрафы
В так называемой «оранжевой зоне» журналисты фиксируют проблемы, по которым выявлено в целом больше пяти, но пока меньше двадцати сигналов. По мнению авторов проекта, они становятся все более очевидными.
Наибольшее число новых сигналов в этой зоне за неделю (+9) зафиксировано в проблеме «Люди в обсерваторах, больницах и карантинных общежитиях жалуются на условия содержания». Сообщения поступили из Краснодарского и Забайкальского краев, Хакасии, Коми, Новосибирской, Иркутской и Челябинской областей. Люди жалуются на грязную воду, биотуалеты, которые стоят прямо в палатах рядом с койками, скудное питание, нарушение пожарных и санитарных норм, тесноту и скученность.
На втором месте по приросту – проблема избыточной нагрузки на врачей. Она растет по разным причинам, связанным с коронавирусом. Здесь – шесть новых сигналов. Медики и пациенты из Забайкальского края, Ярославской и Иркутской областей, Калмыкии, Дагестана сообщают о дефиците сотрудников, увольнении врачей, которые не выдерживают нагрузки, отправке медиков в карантин.
На третьем месте – проблема задержаний и штрафов за нарушение режима самоизоляции. Нередко задерживают и штрафуют без учета обстоятельств нарушения, бездумно или избирательно. Об этом, в частности, заявляют крымские правозащитники. Среди новых кейсов – задержание в Чечне (молодой человек, записавшийся волонтером-медиком, сообщил, что даже пропуск не помог) и Челябинской области (трех баскетболистов задержали за тренировку на площадке).
Красная зона: заражение из-за чужой безответственности, потеря работы и доходов, принудительная госпитализация
В этой зоне фиксируются проблемы, по которым выявлены десятки сигналов. Жертв из этой категории уже крайне сложно считать неочевидными.
Лидером по числу новых сигналов за неделю стала проблема заражения людей коронавирусом из-за чужой безответственности, халатности, безграмотных действий. Сюда попадают кейсы, в которых людей уже заразились или рисковали заразиться. Виновники – больницы, которые нарушают правила маршрутизации и изоляции людей с коронавирусом, работодатели, которые не обеспечивают сотрудников СИЗ и не создают условия для дистанцирования, а также сами заболевшие, которые скрывают свой диагноз. За неделю с 1 по 7 мая в категории появилось 18 новых сигналов. Это кейсы из Калининградской, Волгоградской, Новосибирской, Курганской, Мурманской, Архангельской областей, Хабаровского и Красноярского края, Хакасии, Крыма, Ханты-Мансийского автономного округа, Якутии, Дагестана. Речь в публикациях идет, например, о том, что люди без коронавируса содержатся вместе с теми, у кого диагноз подтвержден – такие случаи есть и на предприятиях, и в больницах. Фиксируются проблемы заключенных – им отказывают в тестах на коронавирус, не обеспечивают СИЗами. Три кейса связаны с сокрытием информации о диагнозе самими заболевшими, причем в одном случае это уже привело к смерти молодого врача и вспышке заболевания в больнице.
На втором месте – плюс двенадцать новых сигналов – проблема потери работы и дохода. Она уже находится на границе с «багровой зоной» – в целом в категории 99 сообщений. Новые сигналы поступают из Архангельской, Астраханской, Нижегородской, Саратовской, Псковской, Калужской, Челябинской областей, Крыма, Дагестана, Бурятии, Приморского и Пермского краев. Люди заявляют, что им нечего есть и нечем кормить детей, что зарплаты урезают и не выплачивают, что сотрудников отправляют в отпуска за свой счет. При этом Центр занятости не особо помогает – например, экономисту здесь предложили устроиться дорожным рабочим.
Принудительная госпитализация, удержание в больнице или обсерваторе без достаточных оснований – на третьем месте по числу новых сигналов за неделю (+9 сообщений). Люди в читинском наркодиспансере не понимают, почему их не отпускают домой. Ребенка в Пермском крае пытались принудительно госпитализировать, несмотря на отрицательные тесты и соблюдение семьей режима самоизоляции. Пациенты архангельской больницы заявляют, что их держат в изоляции, но мазки на коронавирус не берут. Тульские медики намерены выступить с заявлением о незаконном помещении в обсерватор. Жительница Новосибирска, которую с сыном не отпускают из больницы, хочет обращаться в суд.
Багровая и черная зоны: беды предпринимателей, смерти (не) из-за коронавируса
В багровую зону переходят проблемы, по которым зафиксировано больше сотни сигналов. Пока здесь только беды предпринимателей, заявляющих о критическом падении выручки и не знающих, как выживать. За неделю в категорию добавлено 19 новых сигналов – из Ростовской, Воронежской, Брянской, Вологодской, Свердловской, Ярославской, Архангельской, Новосибирской, Иркутской, Тульской областей, Башкортостана, Татарстана, Крыма, Коми, Хабаровского и Алтайского краев. О проблемах заявляют фотографы, салоны красоты, мясные лавки, кафе и рестораны, фитнес-клубы, конные клубы, частные детсады, СМИ, ивент-агентства. Одни просят о помощи государства, другие заявляют о скорой ликвидации, третьи вынуждены отказываться от госконтрактов, четвертые умоляют разрешить им работать, пятые уходят в тень.
В черной зоне фиксируются проблемы, по которым наступили необратимые последствия. Одна из них – «Умерли из-за коронавируса, хотя не болели им». За период с 1 по 7 мая здесь два новых сигнала – из Смоленской области и Башкортостана. В первом случае мать погибшей четырехмесячной девочки утверждает, что ее дочь не спасли, потому что аппараты для реанимации были «переведены в больницу, где лежат коронавирусные больные». Во втором – умерла женщина, страдающая тромбофлебитом. Ее не принимали в больницы Уфы несколько недель.
Как ведется межрегиональный мониторинг в рамках проекта «Неочевидные жертвы коронавируса», вы можете прочитать здесь. Сообщить о жертве авторам проекта можно здесь.
Это не коронавирус разъедает все в моей стране. Это преступная власть пУТИНА все уже давно разъела в России! И, поэтому, ее, Россию, надо спасать!