О грядущей смене руководства Совета по правам человека (СПЧ) 17 октября написали федеральные СМИ. Причина — достижение Михаилом Федотовым предельного возраста для должности советника президента (70 лет), который совмещен с постом главы Совета. В тот же день СМИ назвали его вероятного преемника: это секретарь Общественной палаты Валерий Фадеев. Члены Совета начали сбор подписей под обращением к президенту с просьбой продлить полномочия Федотова. Реакции на вероятную смену главы СПЧ — в обзоре «7х7».
Чем известен Михаил Федотов?
Федотов возглавил СПЧ при президенте Дмитрии Медведеве в 2010 году, с тех пор он бессменно руководит Советом. Он начал свою карьеру в журналистике, даже входит в руководство Союза журналистов, хотя по образованию юрист. В 1968 году Федотова отчислили из МГУ за правозащитную активность, но благодаря протекции преподавателей он смог продолжить учебу. Главной темой его научных работ была деятельность СМИ. В начале 1990-х годов Федотов готовил поправки к закону «О печати и СМИ», около полугода возглавлял Министерство печати и информации, затем был представителем России при ЮНЕСКО. Его кандидатуру на должность судьи Конституционного суда дважды отклоняли.
Федотов стал автором одного из кодексов этики журналиста, состоял в партии «Союз правых сил», был одним из основателей Российского авторского общества, входит в рабочую группу по увековечению памяти жертв репрессий.
Как глава СПЧ Федтов ездил в проблемные регионы для встреч с жалующимися на нарушения их прав. Например, он выезжал в ярославскую колонию №1, где зафиксировали пытки заключенных, в Сургуте Федотов встречался со Свидетелями Иеговы*, которые пожаловались на избиения во время следственных действий.
«Уйдет в зените». Аргумент в пользу смены главы СПЧ
Возможный грядущий уход Федотова одобрил член общественной палаты Максим Григорьев. В разговоре с РАПСИ он не назвал имя его возможного преемника:
«Федотов провел на этом посту больше всего времени, и как настоящий „аксакал“ уйдет в зените известности и авторитета. Поэтому и сейчас нужен новый человек — известный, публичный, авторитетный и активный. И такой человек есть».
«Смена главы СПЧ — это грустно». Высказывания против
Председатель движения наблюдателей за выборами «Голос» Григорий Мельконьянц предложил разделить посты советника президента и главы СПЧ:
«Это совмещение появилось при Михаиле Александровиче и, в принципе, несколько повысило аппаратный вес СПЧ, но все же сделало его более зависимым от администрации президента. К слову, его предшественница на посту председателя СПЧ Элла Памфилова работала на общественных началах. Так что если убрать это совмещение, то вполне возможно оставить Федотова. Кто-то скажет, что настали те самые времена, когда чем хуже, тем лучше, что все должно в итоге дойти до логического конца разложения институтов: руководить СПЧ можно назначить Фадеева, Леонтьева, Чурова и т. п. Но искренне жалко терять из государственной правозащиты мудрого, профессионального и полезного медиатора».
"Искренне жалко терять из государственной правозащиты мудрого, профессионального и полезного медиатора"
Редактор издания Znak.com Дмитрий Колезев счел, что с уходом Федотова СПЧ утратит оставшееся влияние:
«Без иллюзий — СПЧ не особо эффективный и влиятельный орган. Но все-таки это хоть какой-то инструмент влияния на власть и президента со стороны гражданского общества. Там есть приличные люди. Там поднимаются важные вопросы (часто безрезультатно, но все же). И Михаил Федотов, при всех его минусах и оговорках, — все-таки гуманист и либерал. Ну да, системный либерал, кто-то скажет — либерал в кавычках. Но все же. И вот его меняют на Валерия Фадеева — создателя холдинга «Эксперт» (который последние несколько лет еле жив), секретаря Общественной палаты и бывшего ведущего «Первого канала». Может быть, из какой-то кремлевской башни он тоже выглядит либералом, но это уже либерал в трех, в четырех парах кавычек. Погоны не носит — уже либерал и правозащитник, как-то так. А на деле, понятно, функционер государственной пропагандистской машины, придворный эксперт, кремлевский общественник. Надо уж было не мелочиться и ставить председателем какого-нибудь пожилого чекиста. А что? Работает же у нас уполномоченным по правам человека генерал-майор Москалькова».
"Надо уж было не мелочиться и ставить председателем какого-нибудь пожилого чекиста"
Замдиректора правозащитной организации Human Rights Watch Татьяна Локшина сравнила возможную смену Федотова на Фадеева с роспуском Совета в его нынешнем виде.
Журналист «Новой газеты» и московский муниципальный депутат Илья Азар назвал возможный уход Федотова «кошмаром»: «Каждый день какой-то новый кошмар», — написал Азар в своем Telegram-канале.
Экс-судья Конституционного суда Татьяна Морщакова сравнила смену главы СПЧ с «непризнанием деятельности Совета в обновленном составе».
Московский активист партии «Яблоко» Кирилл Гончаров раскритиковал возможный приход на пост главы СПЧ Фадеева:
«Он не имеет никакого отношения к правозащите, никогда ею не занимался, не поддерживал политзаключенных, не пользуется авторитетом среди настоящих общественников и вряд ли с его прошлым он найдёт с ними контакт. С таким же успехом можно и Владимира Соловьева назначить, результат-то все равно будет один: отстраненность СПЧ от реальной защиты прав».
Автор Telegram-канала «Постправда» заметил циничную формулировку в обосновании смены главы СПЧ: достижение предельного возраста.
«То есть Федотову „предельный возраст“ мешает, а Валентине Ивановне Матвиенко [председатель верхней палаты парламента] нет. Дело, конечно, не в возрасте, все это понимают», — написала «Постправда».
"Дело, конечно, не в возрасте, все это понимают"
Московский блогер Кирилл Шулика вспомнил другие примеры старения российской политической элиты:
«Относительно недавно предельный возраст в 65 лет был введен для ректоров вузов, теперь его повышают до 70 лет. Когда Путин встречался с профессурой ВГИКа, она его просила оставить ректором Владимира Малышева, ему уже 70 лет и законных оснований уже нет. Так вот это даже на записи есть: Путин попросил Мединского решить вопрос и найти лазейку. Оказалось, что эти лазейки есть. Лазейка для Федотова самая простая — сделать его общественным советником президента, в такой должности находится, например, Валентин Юмашев [зять покойного Бориса Ельцина]».
*«Управленческий центр Свидетелей Иеговы» запрещен в России, как экстремистская организация.
путинизьмЪ закроет СПЧ , введет военное положение , уже заявлено о выходе из конвенции ООН по отн. к мирным гражданам во время военных действий. Значит воронежу крындец.
Точно.
Военное положение, комендантский час и продуктовые карточки. И всё!Этого достаточно. Все проблемы с народонаселением разом решены.
Привет северной корее за науку.)))
А зачем столько много народу в экономически неэффективной стране? И так уже 10% только охраной заняты...
как известно в цивилизованных странах 2 вида политики , внешняя и внутренняя,
внешняя направлена на взаимовыгодные экономические отношения
внутренняя направлена на улучшение качества и уровня жизни граждан
мы не можем этого сказать про путинизьмЪ
внешняя - угрозы ,агрессия , токсичность
внутренняя - коррупция,беспредел ,разруха ,геноцид