Летом 2019 года в российской армии случилось три крупных аварии с большим количеством жертв, в том числе среди гражданских. В обзоре «7х7» — истории о гибели солдат в мирное время и ответственности за их смерти.
Обрушение казармы
Одним из самых крупных ЧП в российской армии является обрушение здания казармы ВДВ в Омске в 2015 году, от которого погибли 24 солдата-срочника и еще 21 получил травмы. Скандальности инциденту добавило то, что перекрытия здания 1975 года постройки не выдержали нагрузки спустя два года после ремонта. Обрушение произошло ночью, всего в казарме спали более 300 солдат.
Министр обороны РФ Сергей Шойгу попросил прощения у родителей погибших и пострадавших. Основатель Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексей Навальный подсчитал, что фирма «Ремэксстрой», которая ремонтировала казарму, к моменту ЧП успела заработать на госконтрактах более 2,6 млрд руб. После обрушения в Омске компания перестала получать господряды. Владелец этой фирмы Александр Дорофеев пробыл в СИЗО менее года, а потом, по данным «Коммерсанта», ему «просто не продлили арест». В 2016 году у него арестовали более 100 объектов недвижимости.
Это не первое обрушение казармы в новейшей истории российской армии. В 1997 году обрушилась крыша Томского командного училища связи, в результате 12 курсантов погибли и 54 получили ранения. Следствие выяснило, что это произошло из-за брака при строительстве, за халатность к двум годам колонии приговорили замначальника училища. Он вышел на свободу раньше срока по амнистии.
Взрывы на складах
В 1998 году на складе боеприпасов под Екатеринбургом произошел пожар — погибли 14 солдат и еще 23 пострадали. По официальной версии, ЧП произошло из-за шаровой молнии.
В 2009 году на складе под Ульяновском при взрыве грузовика со снарядами погибли восемь военных. Президент РФ Дмитрий Медведев после этого уволил начальника Инженерных войск Юрия Балховитина и ряд других высокопоставленных военных.
На полигоне Ашулук под Астраханью в 2011 году восемь солдат погибло в результате взрыва: у списанного снаряда от установки «Град» «самопроизвольно» включился двигатель.
В Красноярском крае под Ачинском 5 августа 2019 года произошел пожар, который спровоцировал взрывы снарядов на военном складе, — властям пришлось эвакуировать около 15 тыс. человек.
Катастрофы военной авиации
Самой крупной аварией российских ВВС стало крушение направлявшегося в Сирию лайнера Ту-154, который в декабре 2016 года разбился при вылете из Сочи. Тогда почти в полном составе погиб армейский ансамбль имени Александрова, три съемочных группы журналистов и благотворитель Елизавета Глинка. Всего на борту находились 92 человека, никто не выжил. К завершению расследование аварии не пришло, сроки продлевали несколько раз. Среди неофициальных версий назывались перегруз самолета и дезориентация пилота в пространстве.
В 1994 году 34 военных и восемь гражданских погибли при крушении Ан-12 в Забайкалье.
В 2000 году 19 солдат погибли при падении вертолета Ми-8 на аэродроме Левашово под Санкт-Петербургом.
В том же 2000 году военный Ил-18 врезался в гору под Батуми при заходе на посадку. Самолет перевозил военнослужащих 12-й военной базы и членов их семей, возвращавшихся из отпуска. Погибло 54 военных и 30 гражданских. В Грузии после авиакатастрофы объявили траур, в России этого сделано не было. Семьи погибших получили от 75 тыс. до 300 тыс. руб. Через два года эксплуатацию Ил-18 для пассажирских перевозок прекратили.
Аварии на подлодках
Самой крупной аварией на подводном флоте в современной России стала гибель АПЛ «Курск» в 2000 году. Тогда погибло 118 подводников из военного городка Видяево в Мурманской области. Бывший подводник Валерий Рязанцев, который входил в официальную следственную комиссию, пришел к выводу, что экипаж был не готов работать со взорвавшейся торпедой «Кит». Комиссия виновных не нашла.
В 2008 году на Тихоокеанском флоте в ходе испытаний атомной подлодки «Нерпа» внештатно сработала система пожаротушения «ЛОХ». От токсичного охладителя погибли 20 моряков. Командира подлодки Дмитрия Лаврентьева оправдали присяжные. По данным журналиста-расследователя «Новой газеты» Елены Милашиной, на «Нерпе», которую планировалось продать в Индию, поставили новую автоматическую электронную систему управления судном «Молибден-И». Незадолго до аварии эта система уже давала сбои на других судах, но на «Нерпе» об этом не знали.
В Баренцевом море 1 июля 2019 года произошел взрыв на подлодке АС-31 «Лошарик», которая предназначена для работ на океанском дне. Погибли 14 высокопоставленных офицеров Минобороны. По одной из версий, взорвался новый литий-ионный аккумулятор, который установили вместо привычного серебряно-цинкового, но украинского производства.
Авария с выбросом радиации произошла 8 августа 2019 года на военном полигоне под Северодвинском. Большинство исследователей пришло к выводу, что там прошли неудачные испытания ракеты с двигателем на ядерных изотопах.
Мнение эксперта
Челябинский правозащитник Алексей Ковалёв в интервью Znak.com рассказал, что в последние годы суды стали чаще вставать на сторону военных при рассмотрении исков от гражданских. При несчастных случаях с гибелью срочников их родным зачастую присуждается только страховая выплата. Моральный ущерб все сложнее взыскать с Минобороны. А если у погибшего солдата не было родителей, а только опекун, то тому вообще ничего не положено от государства. При суициде солдата в военной части его командиры снимают с себя все ответственность за инцидент и возлагают вину на родственников, говорит эксперт.
— Доходит до того, что командование даже не удосуживается связаться с родными после трагедии: они сами узнают о ней из утечек в СМИ или от сослуживцев своих сыновей.
Военный обозреватель Александр Гольц 9 августа дал «7х7» интервью о положении дел в Минобороны:
«Минобороны — это огромное государство в государстве, причем такое „государство“, где имеют дело со смертельным оружием. В нем регулярно происходят какие-то инциденты, мы узнаем только об ужасных катастрофах, которые невозможно скрыть. О большинстве инцидентов мы не знаем. „Лошарик“ невозможно было скрыть, потому что погибли высокопоставленные офицеры флота. В Ачинске пострадали мирные жители. Увеличение уровня радиационного излучения могли зафиксировать за границей. Эти три случая — просто выборка того, что регулярно происходит в вооруженных силах».
Хм,а почему промолчали про взрыв в Донгузе,что под Оренбургом находится? Это было примерно лет 6-7 назад! И это был не первый взрыв в теъ местах.
Под Левашово при крушении МИ-8 погибли 16 парашютистов-спортсменов и 3 члена экипажа, а не 19 солдат. Пятеро из Смоленска, четверых я знал.