В Сыктывкарском городском суде 26 февраля на заседании по делу об ОПГ в сфере транспортных перевозок обнаружили несоответствие видеозаписи из материалов следствия и ее протокола. Бывший директор старого автовокзала Сыктывкара Валерий Дитц рассказал, что плату с таксистов брали законно — и даже до появления Дмитрия Виноградова, которого следствие считает лидером группировки. По версии следствия, с 2005 по 2015 год на автовокзале действовала ОПГ, вымогавшая деньги у частных автоперевозчиков. Группировка якобы была подконтрольна одному из фигурантов дела Гайзера — предпринимателю Валерию Веселову. На заседании побывала корреспондент «7x7».
В чем разошлись видеозапись и протокол
В начале заседания суд сравнил копии видеозаписей, предоставленные следствием, с их протоколами. При этом присутствовали следователь по делу Николай Тузов и свидетель, бывший директор ООО «Автоперевозчик» Валерий Дитц, управлявший старым автовокзалом Сыктывкара с 2005 по 2009 годы. На одном из предыдущих заседаний следователь рассказал, что вещественные доказательства были утеряны, но перед этим он успел сделать копии видео и аудиозаписей. Сторона защиты тогда предположила, что копии могут не совпадать с оригинальными записями, например, важные для расследования моменты могли пропасть. Несоответствие может привести к тому, что какие-то материалы могут быть исключены из судебного расследования.
Через некоторое время после начала демонстрации записи, датируемой апрелем 2009 года и сделанной одной из камер видеонаблюдения старого автовокзала, судья и свидетели вынуждены были подойти ближе к экрану, чтобы лучше видеть, что происходит. Запись относится к тому времени, когда Валерий Дитц написал заявление в правоохранительные органы, где фигурировали несколько обвиняемых. Что было в заявлении, свидетель так и не смог вспомнить, тогда в возбуждении уголовного дела ему отказали.
— Вот на территорию въезжает ВАЗ-2110, из которого выходят пять человек, — пояснил Тузов и узнал в маленьких далеких фигурках Дмитрия Виноградова, которого следствие считает лидером ОПГ, и еще одного фигуранта дела Андрея Черкасова.
— А почему это Виноградов? — спросил следователя один из подсудимых.
— Потому что Виноградов, — ответил следователь и объяснил, что на следующих записях люди будут видны крупным планом и их можно будет узнать по одежде. — Пригласите свидетеля, пусть он вам на записи Виноградова покажет.
— Конечно, покажет, после того, как вы уже пять раз в него ткнули, — ответила судья Валентина Трофимова. Она внимательно смотрит запись того, как люди, в которых следователь узнал нескольких подсудимых, входят в здание вокзала, и предполагает, что они похожи на тысячи других людей.
Андрей Черкасов из клетки заметил, что в тот период не был знаком с Виноградовым. Вскоре обнаружилось и несоответствие с протоколами, где говорится, что в здании автопавильона фигуранты дела Алексей Личутин, Виноградов и Черкасов здороваются с другим обвиняемым — Евгением Кайдо. Однако на записи видно, что к нему подходят только два человека.
— Вы потеряли вещдоки, теперь нам надо убедиться, что протоколы после их осмотра были составлены корректно, — напомнила следователю судья.
Тузов объяснил, что отождествлял людей на записи вместе с Дитцем, после того как этот свидетель якобы сообщил ему, что группа лиц собирает деньги с таксистов.
— А сам-то Дитц с таксистов деньги не собирал? — интересуется судья, так как в деле говорится о поборах с водителей начиная с 2005 года. Она не находит в записи ничего, указывающего на виновность фигурантов дела. — Все, что установлено осмотром, — это то, что на автовокзал приезжали Черкасов, Виноградов и Личутин, а внутри здания вокзала был Кайдо.
— Вы предупреждали Дитца об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний? — обратился к Тузову адвокат Владимир Ковалёв.
Тузов ответил, что не делал этого во время просмотра видео. Защитник удовлетворенно кивнул и попросил занести это в протокол.
— Вы должны переносить в протоколы только то, что видите, а не то, что у вас в голове, — напомнил следователю Ковалёв.
Пропавший голос Веселова
По просьбе адвоката Дмитрия Кондырева в суде включили запись телефонного разговора, который в материалах следствия обозначен как беседа предпринимателя Валерия Веселова с сожительницей одного из фигурантов дела Дмитрия Микушева (был личным охранником и водителем бизнесмена). На записи слышен только голос женщины, которая говорит о том, что на должность директора пришел новый человек и хочет уточнить, какие у него обязанности. Между ее фразами возникают продолжительные паузы — голос собеседника не записался. Тузов поясняет суть разговора: обвиняемый Александр Эбингард хотел занять место Микушева в автостраховой компании «Денив», когда тот оказался «в местах не столь отдаленных», и попросил его сожительницу договориться об этом с предпринимателем, предположительно, контролировавшим компанию. По мнению следователя, телефонная беседа говорит о связи фигурантов дела с Веселовым. Тузов объяснил суду, что запись могла быть повреждена при копировании.
— Значит, все записи могли искажаться, — предположил Кондырев.
Следователь Тузов на это ответил, что прослушивание и составление протоколов записей проходило в присутствии других людей, которые могут подтвердить его слова.
— Как-то выборочно у вас записи повредились, — заметил другой представитель защиты.
Значимые и не значимые для следствия детали
Следующей прослушали запись телефонного разговора от 18 сентября 2014 года, отмеченного в материалах следствия как разговор Веселова с финансистом-технологом Антоном Фаерштейном. На ней предположительно Веселов интересуется у собеседника, прошла ли некая дорожная сделка, и получает утвердительный ответ. Какое отношение эта запись имеет к делу — неясно.
— Вы знакомились с записью, где Дитц в 2011 году говорит Виноградову фразу «Ты пять лет здесь не появлялся», — напомнил обвиняемый Александр Данилов (директор ООО «Автоперевозчик» с 2011 по 2015 годы) Николаю Тузову.
— Дитц — не всевидящее око, — заявил Тузов.
— Как Виноградов мог руководить группировкой, если он там не появлялся? — не успокаивается Данилов.
— А это вы у него спросите, — предложил следователь.
— В записях зафиксирован разговор Баурова [Евегний Бауров, один из обвиняемых, бывший сотрудник службы охраны автовокзала] с потерпевшим по поводу некой восьмой машины. Следствие фиксирует, что он предлагал всем водителям заплатить за нее. Но дальше по разговору слышно, как Бауров предлагает разные варианты, в том числе и не платить. Эта часть записи не вошла в стенограмму. Вы говорите, эти показания не были застенографированы как не имеющие отношения к делу. Почему вы так решили? — интересуется Данилов.
Тузов продолжает настаивать на том, что часть разговора, о которой говорит Данилов, не имела значения для дела. Судья Трофимова предложила следователю предоставить суду более качественные копии записей, тот пообещал сделать это в ближайшее время.
«А чего они тут ходят?»
После ознакомления с записями свидетельские показания дал Валерий Дитц. Судя спросила, что было поводом для его обращения в милицию в 2009 году.
— В 2009 году поссорились [предприниматели и учредители компании «Автоперевозчик»] Веселов и [Юрий] Бондаренко, непонятно было, что будет происходить дальше. Появились Виноградов [Дмитрий Виноградов, по мнению следствия, лидер ОПГ] и пять-семь человек, которые не работали раньше на автовокзале. Это создавало нервозную обстановку. У меня в подчинении были в основном женщины — кассирши, они волновались, — объяснил свидетель.
Он вспомнил, что Виноградов с компанией приходили на автовокзал в течение трех дней, и связал волнение работниц с тем, что может пострадать рядовой персонал.
— Если менялись учредители, то почему у вас была нервозная обстановка и в чем она заключалась? — спросила судья.
— Бояре дерутся, а у холопов чубы трещат, — вспомнил Дитц известную пословицу. — Ко мне подошли женщины и спросили: «А чего они тут ходят?».
Свидетель говорит, что подчинялся и обращался по некоторым вопросам, возникающим на автовокзале, к Николаю Шлопову, который курировал автотранспортные предприятия до 2009 года. К этому времени доля ООО «Сыктывкаравтотранс» в междугородных перевозках в Сыктывкаре составляла примерно 25%, то есть была больше, чем у остальных перевозчиков.
— Но Шлопов в те дни, по-моему, уже в розыске был, я не знал, к кому обращаться, — объяснил он свое решение обратиться в правоохранительные органы. — Мое заявление было связано с тем, что на автовокзале люди ходят.
— Там тысячи людей ходят каждый день, — возразила Трофимова.
Что именно было в заявлении, свидетель вспомнить не смог, но утверждает, что речь точно не шла об угрозах водителям или требовании с них денег. Этим Дитц опроверг утверждение следователя Тузова, что в заявлении он сообщал о жалобах частных перевозчиков на вымогательство. Чтобы прояснить ситуацию, судья попросила Дитца найти постановление об отказе в возбуждении дела и передать его суду.
За что таксисты платили автовокзалу
Валерий Дитц сообщил, что таксисты на вокзале работали с 1990-х годов, причем чаще всего незаконно. У автовокзала были договоры с несколькими автотранспортными предприятиями в разных городах, а также с индивидуальными предпринимателями. После его прихода на должность директора в 2005 году, таксисты начали платить в кассу автовокзала. Как объяснила Дитцу бухгалтер предприятия, кассовый чек, который получали таксисты, на тот момент являлся формой открытого договора.
— Когда я пришел [директором в «Автоперевозчик» в 2005 году], был приказ от Шлопова выгнать таксистов с территории автовокзала, и им перекрыли въезды на площадь [перед автопавильоном]. Дня через три водители сами пришли и предложили платить аренду за то, что они стоят на автовокзале, лично мне это сказал таксист, работавший на усть-куломском направлении. Им предложили платить 15% от выручки, — рассказал Дитц.
Другой бывший директор «Автоперевозчика» Александр Данилов уточнил у своего предшественника, начали таксисты платить в кассу до или после того, как Дмитрий Виноградов появился на автовокзале, где, как предполагает следствие, он начал требовать с водителей плату за возможность там парковаться. Свидетель ответил, что брать деньги с таксистов стали до появления Виноградова.
— Правильно ли будет утверждать, что «Сыктывкаравтотранс» терял больше всего из-за того, что часть пассажиров забирали таксисты? Это та причина, по которой Шлопов принимал участие в решениях по таксистам? — спросил Данилов.
— Да, например, кировские таксисты платили в кассу автовокзала Кирова, а нам — ничего. При этом они вывозили минимум 160 человек каждые два-три дня и нигде не были оформлены. Все водители-частники постоянно терлись в автопавильоне, они мне там все стеклообои протерли. Я говорю об обычной аренде. Почему все ее платят — ларечники, владельцы кофейных автоматов — а таксисты не должны? Меня все тыкали — АТП и из Уфы, и из Чебоксар [у которых водители-частники также забирали часть прибыли]. В Набережных Челнах территория автовокзала огорожена чуть ли не за километр [от здания автопавильона], и все таксисты находятся за ней, — объяснил Дитц.
Он добавил, что таксисты работали бригадами и сами не пускали на территорию автовокзала тех водителей, которые в бригадах не состояли. На этом заседание завершилось. Рассмотрение дела продолжится 28 февраля и 1 марта.
Задержания по делу об ОПГ в сфере транспортных перевозок начались в в июле 2015 года и продолжались до сентября. По мнению следствия, в группировке состояли 12 человек: Александр Эбингард, Андрей Титенков, Алексей Личутин, Борис Куницын, Андрей Черкасов, Евгений Бауров, Евгений Кайдо, Олег Курош, Сергей Туркин, Александр Данилов, Дмитрий Микушев и Дмитрий Виноградов, руководивший остальными.
После ареста одного из обвиняемых, Алексея Личутина, вывезли в Москву, где его допрашивали сотрудники ФСБ. По его словам, они угрожали, что его дело «привяжут» к делу Гайзера.
Рассмотрение дела в суде началось в мае 2017 года. На судебных заседаниях в 2017 году часть свидетелей и подозреваемых отказалась от показаний, ранее данных следствию. В январе 2018 года засекреченный свидетель рассказала о попытках захватить рынок автострахования в Сыктывкаре. По словам женщины, бывший личный водитель и охранник предпринимателя Валерия Веселова Дмитрий Микушев запугивал страховых агентов, а также поджигал помещения конкурентов. В начале февраля еще один засекреченный свидетель заявил, что к поджогам причастны и другие обвиняемые, однако он не смог вспомнить, от кого именно и когда получил информацию, а также путался в показаниях.
Свидетельские показания дал и следователь по делу Николай Тузов, рассказавший о пропаже из дела вещественных доказательств и не сумевший объяснить суду, почему показания некоторых свидетелей, включавшие и прямую речь, совпали слово в слово.
В суде заслушали записи телефонных разговоров, в которых говорилось о взятках во время строительства санатория «Серёгово».
Реклама. Как получить права? Для этого существуют специальные школы. Однако для начала Категория B - одна из востребованных среди водителей. Вся необходимая информация по оформлению представлена на сайте autoprofi78.ru.