В Сыктывкарском городском суде 18 января на заседании по делу об организованной преступной группировке в сфере пассажирских перевозок засекреченный свидетель назвала фамилии людей, которые, по ее мнению, подвергались угрозам со стороны одного из подсудимых. На заседании побывала корреспондент «7x7».
В зале на первом этаже здания суда душно, множество свидетелей сваливают верхнюю одежду на подоконник и рассаживаются на скамейки, приставы заносят дополнительные стулья. Судья Валентина Трофимова открывает заседание и объявляет, что по видеоконференцсвязи заслушают свидетеля под псевдонимом Виолетта Акулова. Подозреваемые перед началом опроса ерничают:
— Синьора Виолетта!
— А отчество как? Станиславовна? Надо же!
— Она тебя по связи видит, — предупреждают из зала.
Присутствующие могут видеть только синий экран, голос свидетеля изменен.
— Я опасаюсь за свою жизнь, — произносит Виолетта Акулова неожиданно мужским хриплым басом.
— Ой, как страшно, — вздрагивает одна из девушек в зале.
— Знаю, что эта группировка была подконтрольна Веселову [одному из фигурантов дела Гайзера Валерию Веселову] и передавала денежные средства предпринимателю, — говорит свидетель.
— По бумаге ведь читает, — шепчут на скамье подсудимых.
Свидетель рассказывает, что группа Дмитрия Виноградова, который управлял автовокзалом, выполняла поручения Веселова. Внутри группы была строгая дисциплина, все ее участники занимались спортом, «видимо, для того, чтобы иметь угрожающий вид». Женщина утверждает, что группа контролировала старый автовокзал Сыктывкара и пассажирские перевозки. О Дмитрии Микушеве, который признался на предыдущем заседании в поджогах с целью «подставить» Дмитрия Виноградова, свидетель говорит, что он занимался страхованием автотранспорта и оформлением диагностических карт, подтверждающих наличие техосмотра.
— Была станция [где оформлялась страховка на автотранспорт], входившая в структуру Росгосстраха, Микушев угрожал им и принуждал оформлять страховые договоры и полисы через свою фирму «Денив». Также страховые агенты должны были направлять автомобилистов за талонами техосмотра в фирму «Автоконтроль», которая принадлежала Валерию Веселову, — сказала Виолетта. Она также сообщила, что одним из «аргументов» при воздействии на страховых агентов было упоминание о поджоге вагончика, в котором работала автостраховка, на территории ГИБДД в Дырносе. По ее воспоминаниям, это случилось в 2009 году и одним из поджигателей был Микушев.
— Микушев был водителем Веселова, — говорит Виолетта и пытается вспомнить, какой автомобиль был у самого Микушева: — Кажется, иномарка, серебристый «Форд».
— «Лада Приора», — смеются в зале.
Адвокат Дмитрий Кондырев просит свидетеля объяснить, чем участники группировки занимались кроме спорта? Свидетель говорит об угрозах работниках страховых фирм, не подконтрольных группировке.
— Микушев говорил страховым агентам, что если они не будут отправлять водителей на техосмотр в его фирму, то могут пострадать физически, и это сделает группировка Виноградова.
— А как вы стали свидетелем? — интересуется Кондырев.
Свидетель признается, что и сама пострадала от действий Микушева, но не хочет рассказать, как, потому что считает, что это может раскрыть ее личность.
— Вы обращались в полицию конкретно по этому факту? — спрашивает адвокат.
— Нет, — отвечает Виолетта.
— А какие еще преступления Микушева известны свидетелю? — задает вопрос другой защитник Василий Зашихин.
— Он избивал людей, в том числе женщин, — утверждает свидетель.
— Да-да, а еще стариков, детей, — комментируют со скамьи подсудимых.
— Микушев принуждал страховых агентов к сотрудничеству или к сожительству? — уточняет у свидетеля судья Трофимова.
— К сотрудничеству, к сожительству было бы страшнее.
Следующим задать вопросы выходит адвокат Владимир Ковалев, подсудимые шепотом просят его вывести свидетеля «на чистую воду». Защитник интересуется тем, как свидетель понимает слово «группировка».
— Группа людей, которая занимается каким-то направлением, — отвечает она.
— Это может быть и концертная деятельность. У нас есть ансамбль «Асья кыа», содружество ижемцев — это тоже группировки?
— Я говорю про угрозы и силовое воздействие.
— Кто конкретно пострадал от их действий?
— Я знаю только из СМИ, что это были автоперевозчики.
— В СМИ могут написать, и что есть жизнь на Луне.
— Информация в СМИ об этом появилась только в 2016 году, — доносится тихая реплика из зала.
Подсудимый Дмитрий Микушев подключается к беседе, чтобы спросить, в чем выражался контроль предпринимателя Валерия Веселова над фирмой «Денив».
— Насколько мне известно от третьих лиц, Веселов финансировал данный проект. А что и как он финансировал, вам должно быть лучше известно, — отвечает Виолетта, но назвать информаторов суду и Микушеву отказывается: — На тот момент вы были очень популярны, поэтому у меня было несколько источников информации.
Микушев заявляет, что страховые агенты общались с большим количеством людей, они не могут рассекретить свидетеля. Его поддерживает судья.
— Хорошо, я назову фамилии этих бедных женщин: Осипова, Яранцева, Эрдни-Араева, — вздыхает свидетель и обращается к Микушеву. — Вы угрожали этим женщинам и говорили, что можете воспользоваться помощью Виноградова.
На этом допрос свидетеля закончился. На следующем заседании 29 января будут опрошены еще три засекреченных свидетеля.
В июне 2015 года начались аресты сотрудников старого автовокзала в Сыктывкаре. Им предъявили обвинение в том, что с 2005 по 2015 годы они собирали дань с транспортных предприятий и водителей-частников, занимавшихся междугородними перевозками. По версии следствия, к тем, кто отказывался платить, применялись угрозы и физическое воздействие, а сама группировка была подконтрольна предпринимателю Валерию Веселову.
На судебных заседаниях в 2017 году часть свидетелей и подозреваемых отказалась от показаний, ранее данных следствию. Один из фигурантов дела заявил, что совершил поджог, чтобы подставить предполагаемого лидера группировки — бывшего заместителя директора автовокзала Дмитрия Виноградова.
пресса говорит что на марсе и луне менты живут
Чую, творится какой - то цирк, а вот какой именно, понять не могу...