В память о «Дне первой бомбардировки Грозного», которая произошла 17 декабря 1994 г., 21 декабря, в 18:00, в Доме Молодежи «Мистер Пинк» (Гаджиева, 16) состоится презентация сборника «Каждый молчит о своем: истории одной войны». В сборник вошли воспоминания людей, переживших Чеченскую войну: молодых и взрослых, военных, журналистов, правозащитников. Каждый из них рассказывает о своем видении и отношении к случившемуся, и это позволяет посмотреть на те события с разных точек зрения.
Эта книга — результат годовой работы московской общественной организации Комитет «Гражданское содействие». Информацию для нее собирали волонтеры: в течение месяца в разных городах России они встречались с очевидцами и участниками событий в Чечне — в сборник вошли материалы 17 интервью.
Одна из участниц проекта, Ариша Золкина, говорит о книге: «Мы создали новый учебник истории. Есть официальная история школьных учебников, где все изложено сухой информацией цифр и фактов, а мы дали голос живым людям».
В процессе работы над сборником не раз отмечалось, что сегодня практически не ведется никакой работы с исторической памятью, связанной с травматичным опытом войны. Такая работа важна не только для непосредственных участников трагических событий, но и для людей, которые ничего не знают о войне либо знают о ней из телевизора. «А война продолжается до сих пор, она не может закончиться, пока общество ее не осмыслит, пока не откроется ее сущность. Эта война — урок всем нам, еще длящийся, но уже загнавший и продолжающий загонять общество в дикость, жестокость и пошлость, — пишет в предисловии Светлана Ганнушкина, председатель Комитета «Гражданское содействие. — Я очень надеюсь, что этот сборник искренних рассказов о времени и о себе немного поможет людям понять друг друга и помешает процессам разобщения, которые мы наблюдаем сегодня в мире».
Презентации книги состоялись во многих городах России. В Мурманске сборник представит Асланбек Эйляевич: «Мне важен этот проект с точки зрения сохранения памяти о событиях, которые стали роковыми для целого народа и тех, кто жил с ними на одной земле, я хочу чтобы память о событиях не стиралась и не завуалировалась, чтобы все эти жертвы, вся эта трагедия была примером того, как не должно быть, я считаю важным любые мероприятия: книги, статьи в память жертв этих войн. Это очень важно, и люди нуждаются в этом!» — участник первой и второй Чеченской кампании в статусе мирного жителя, один из составителей книги, преподаватель права и социологии в Чеченском Государственном Университете.
Во встрече также примут участие представители Мурманской областной общественной организации "Участники боевых действий в Чечне". Мы ждем от всех участников открытости и готовности к рефлексии тех далеких и страшных событий, явившихся расколом для целого народа.
Мероприятие в Мурманске организовано Региональным молодежным советом по правам человека Мурманской области, Гуманистическим Движением Молодежи, Молодежным правозащитным Движением (МПД) при поддержке Дома Молодежи «Мистер Пинк» в рамках международной кампании «Хрустальная ночь — никогда снова!».
Сборник распространяется бесплатно — бумажный вариант будет представлен на презентации, ознакомиться с электронной версией можно на сайте Комитета «Гражданское содействие»: http://refugee.ru/index/kazhdyj_molchit_o_svoem/0-94
Предлагаем вашему вниманию размышления мурманских общественников, журналистов, музыкантов, правозащитников, бывших военных, блоггеров, отвечавших на вопрос «Почему для вас актуальна тема войны?»:
Александр Борисов, корреспондент интернет-журнала “7х7. Горизонтальная Россия”:
«На дворе конец 2013 года - а что осталось в памяти о Чеченской кампании? Ничего. Точнее - ничего конкретного, обрывки новостных выпусков, и всё. У меня нет точной формулировки - что же там происходило на самом деле. Скорее всего Российская Империя пыталась сдерживать бегущие прочь территории, полученные ранее не совсем справедливо. Фильм "Война" Балабанова с Бодровым и Дапкунайте в главных ролях - он о чём? О злобных небритых террористах, похищавших людей. Это классический взгляд, что излагало кино и ТВ 90х и 2000х. Я был воспитан на этом.
На моей жизни эти события, откровенно говоря, никак не отразились. Я никогда особо не интересовался этой темой, не то - что она была под запретом, просто - правды там всё равно не найдешь. Анна Политковская и её убийство в день рождение фюрера Пу - тому подтверждение. Первое серьёзное произведение, прочитанное мной - и посв. события в Чечне - это книга, автор Герман Садулаев : "Я чеченец!". Автобиографичное произведение писателя, который сейчас живёт в Питере, и предельно откровенно описывал - как они бежали из войны, вывозили расстрелянную, раненую сестру и прочие детали»
Дмитрий Качалов, заместитель секретаря Общественной палаты Мурманской области:
"Я был очень мал, когда началась война в Чечне, но помню, что те события очень волновали всех окружающих меня взрослых. Многие говорили о том, что страшно отправлять детей в армию, что непонятно, для чего воевать и зачем это нужно. Вообще тогда были очень упаднические настроения касательно всего, что происходило в стране. К сожалению, в том конфликте до сих пор не поставлена точка…"
Леонид Arch Genius, художник, редактор "Молодёжной правозащитной газеты", Мурманск.
"К вопросу войны в Чечне хочется упомянуть действия московского акциониста Александра Бренера и его товарищей, которые старались, как художники, реагировать на этот военный конфликт в то время. В 1994 году в Москве в Доме художника на Кузнецком мосту на вернисаже члены группы во главе с Бренером с криками «Россия во мгле» запалили дымовые шашки, а Бренер спреем стал писать на паркете «Чечня». На членов группы набросились художники МОСХа и выгнали на улицу. Но на этом акте всё не закончилось. В 1995 году во время службы в Елоховском соборе Бренер неожиданно выбежал к алтарю и стал кричать: «Чечня! Чечня!». Но времена были другие, поэтому вместо двух лет тюрьмы, он отделался несколькими часами в милиции. Меня и моих родственников война в Чечне непосредственно не коснулась, но вопрос любых войн будет актуален всегда, пока насилием пронизаны многие сферы жизни. От «сексуального» садизма над животными до отрезания людям голов. Пока человечество всё ещё находится на грани Третьей мировой, и местами происходят локальные боевые действия, можно говорить о том, что человечеству ещё далеко до осознанной жизни. Мы всё ещё находимся во сне, а точнее — в кошмаре."
Кульбакина Татьяна, председатель Регионального Молодежного Совета по Правам Человека Мурманской области
Почему меня волнуют войны в Чечне?! Мне 26 лет и эти войны шли в стране, в которой я живу, во время моей жизни. Эти войны затронули практически всё население России, наверное нет ни одного человека, у которого никто и никак не связан с этой войной. Это не проработанная, замалчиваемая травма тысяч и тысяч людей, живущих прямо сейчас: мирных жителей, солдат, родственников и друзей, тех кто был вовлечен в эту войну, детей, которые рождаются в Чечне теперь и переживают отголоски этих войн, людей, которые оказывали помощь. Нет никого, кто не слышал про эту войну... Но при этом у людей совсем нет картинки в голове, того что же там на самом деле происходило. Чечня для большинства — загадочный, сложный регион. История этого региона мало кому знакома. Про депортацию 1944 года практически никто не говорит.
Про Чечню существует много предрассудков. Люди даже забывают, что это часть Российской Федерации. По моему глубокому убеждению, невозможно строить нормальные взаимоотношения в стране, в которой существует такое большое количество людей с не артикулированной, не отрефлексированной психологической травмой.
И, конечно, у меня есть личные переживания. У меня есть друзья в Чечне. Друзья примерно одного со мной возраста. Кто-то был беженцем, а кто-то пережил обе войны у себя в подвале. У всех из них погибли друзья, родственники, соседи... был разрушен дом. Но это чудесные, абсолютно не озлобленные, открытые люди, совершенно не похожие на «злого чечена» Лермонтова.
И одних только этих причин достаточно, что бы делать всё для открытого, конечно, сложного, но безумно важного обсуждения событий войн в Чечне.
Пономаренко Жанна, председатель “Гуманистического движения молодежи”
Когда я смотрю на небоскребы Грозного сейчас, я все равно помню картины разрушенных зданий этого города, уведенные мной в репортажах сми - так сильно они запечатлелись в моей памяти. Я была, конечно ,маленькая, когда шла эта война. Помню, что мало кто называл это войной. В основном, я все время слышала про "чеченскую кампанию", "чеченский конфликт", про "зачистки" и террористов...Несколько позже, в конце 90-х - начале нулевых - я была в г. Моздок несколько раз. Маленький городок, 50 тыс.населения...после него следующая остановка на электричке - Стодеревская, а там очень недалеко до Чечни...Там как раз прогремел тогда взрыв в военном госпитале. Солдаты армии РФ выходя из баров иногда палили в воздух - просто так, ради забавы...люди в Моздоке говорили, иногда они попадали во что-то...или в кого-то...Помню, один из местных жителей показывал мне новые улицы Моздока, одна из которых ,если не ошибаюсь, носила имя Достоевского - там было очень много больших богатых домов. И все они появились в период той самой "чеченской кампании". А потом у близкого моего друга там пропал брат... Никто ничего не слышал о нем до сих пор...и он не единственный в своем роде...Я думаю, большая проблема сейчас состоит в том, что эта тема как бы замалчивается. То ,что иногда мне удается услышать от правозащитников ,работающих в этом регионе, совершенно не согласуется с представлением о том ,что "там все закончилось". Если люди не хотят переосмыслять какой-то опыт своей истории - в том числе, неприятный, бьющий по имиджу - это всегда грозит новыми мифами, предрассудками, снижением критического мышления, особенно по отношению к политике государства, в котором мы живем. Кому выгодно это молчание? Риторический вопрос...Молчание - конечно, золото...но в данном случае цена этого золота может оказаться слишком высокой.
Серпов Алексей, анархо-коммунист
Отголоски чеченской войны я ощущаю всю свою жизнь в виде националистических упреков, подколов и даже побоев (в начальной школе).
Сейчас я много встречаю людей которые негативно относятся к чеченскому народу и вообще к народам Кавказа, или к мусульманам вообще. Это подогревается националистическими элитами, которые работают рука об руку с олигархическим режимом в нашей стране и получают от последних защиту и финансирование. Эти элиты распространяют слухи о "бандитской природе" кавказских/ или мусульманских народов, выпячивают случаи преступной деятельности некоторых индивидов с Кавказа, указывают что "мол де все они бандиты, и т.п."
А национализм это благодатная почва что бы раздробить трудящийся народ на изолированные друг от друга враждующие осколки. Поскольку такой метод эффективен в условиях эксплуатации человека человеком для получения прибыли. Также этот метод позволяет контролировать умонастроение народа и не позволяет объединиться для отпора эксплуататорам. Для этого последние устраивают войны, подстрекают, производят сбыт оружия и запускают механизм отмывания денег под предлогом подавления "чеченцев".
Юрий Мананков, председатель Общественной Наблюдательной Комиссии Мурманской области
Любая война - это горе, смерть и разрушение людских творений и душ. А гражданская война - худшая из войн! В ней нет ни правых, ни виноватых и нет победителей. Проигравшие все.
Самое страшное, что те, кто гибнет и страдает в такой войне - "игрушки" в руках бездарных, а ещё хуже - хладнокровных и расчётливых негодяев, сознательно или по недоумию ввергающих в горе и беду народы и государства ради собственной выгоды или амбиций.
Тысячи погибших, в основном молодых, россиян - невосполнимая утрата для их родных и для всего государства. Разрушенные города можно восстановить, а детей, внуков и правнуков погибших уже не будет никогда.
Отголоски той войны? Их нет, потому, что она ещё не закончилась, она продолжается. И продолжается не столько в боевых столкновениях, сколько в сознании россиян. До сих пор "образ врага" рождённый на той войне сидит в головах и тех и других, и бесстыдно продолжает культивироваться в душах всех россиян, в первую очередь безответственным освещением СМИ любых происшествий или негативных событий имеющих "кавказский след". Значит это кому-то выгодно, чтобы на российской земле от Камчатки до Калининграда и от Мурманска до Кавказа существовала напряженность в отношениях людей и сохранялась возможность в любой момент, по чьей-то недоброй воле, поднести этот тлеющий фитиль к пороховой бочке, называемой "межнациональная и межрелигиозная рознь"
О том, что было на той войне надо помнить, знать, напоминать, но только с одной целью - виновные с обеих сторон должны быть, как минимум, названы и извлечены уроки. И чтобы эта война наконец закончилась!
Информационная поддержка: интернет-журнал «7x7» — Горизонтальная Россия
За более подробной информацией обращайтесь, пожалуйста, по телефонам:
8-952-294-58-27 — Ибрагимова Найля Разиновна, Молодежный Региональный Совет по Правам Человека, [email protected]
8- 950-898-05-06 — Пайкачев Глеб Вячеславович, Профсоюз альтернативнослужащих Мурманской области.
Группа Вконтакте: https://vk.com/netvoine