Яшин, Кара-Мурза и Пивоваров явно разочаровали российских эмигрантов, по крайней мере значительную их часть. Эмигрантская совесть нации рассчитывала, что спасенные узники начнут свою пресс-конференцию как положено: встанут и взявшись за руки дружно проскандируют: «Слава Украине! Героям слава!». А они с самого начала все про Россию да про Россию. Фарида Курбангалеева (бывшая ведущая программы «Вести» на «России-1», а с 2018 либеральная журналистка в Праге, включена диктатурой в реестр террористов и экстремистов) насчитала, что участники пресс-конференции «всего два раза упомянули украинских военнопленных и вторжение на Украину». Скандал.
В своих выступлениях Яшин, Кара-Мурза и Пивоваров никак не отметились и в самых популярных эмигрантских темах про «рабский народ» и про скорейшее «расчленение России во имя спасения Украины и всего мира». Зато не раз нарушили кодекс чести «хорошего русского» («хорошие русские» - российские патриоты Украины, не верящие в способность российского народа создать свободное, миролюбивое, демократическое государство). Владимир Кара-Мурза, в частности, «недопустимо» заявил, что война против Украины, «это не война россиян, это война Путина». Андрей Пивоваров посмел предложить западным правительствам «ослабить санкции, которые касаются простых людей» и сказал, что нужно «добиваться того, чтобы санкции были не против людей в России, а против путинского режима". Владимир Кара-Мурза назвал сегодняшние санкции «несправедливыми и контрпродуктивными». Илья Яшин и вовсе вместо того, чтобы как все «хорошие русские» быть украинским патриотом, назвал себя «российским патриотом», да еще и не один раз - какой ужас.
И уж совсем шокировал Илья Яшин оппозиционный мейнстрим своим неистребимым желанием вернуться в Россию: «Я публично просил не включать меня ни в какие обменные списки. Это была моя публичная, абсолютно четкая, абсолютно искренняя и осознанная позиция. Я отказался покидать Россию под угрозой ареста, понимая себя как российского политика, российского патриота и гражданина России, чье место в России. Пусть даже и в тюрьме, но в России. Я понимал свое пребывание в тюремном заключении не только как антивоенную борьбу, не только как борьбу против агрессивной войны, которая развязана Путиным, но как борьбу за свое право жить в своей стране, как борьбу за право заниматься независимой политикой в своей стране, как борьбу за право говорить то, что я считаю нужным, то, что я думаю в своей собственной стране… Скажу искренне. Скажу, как есть: больше всего мне сейчас хочется вернуться домой… Я никогда не смирюсь с ролью эмигранта. Моей целью является возвращение в Россию. Я российский гражданин, я российский политик, я российский патриот. Моя цель — это свободная и счастливая Россия. Все мои усилия будут направлены на то, чтобы вернуть себе свою родину. Чтобы добиться мирной, процветающей, свободной и счастливой России. Я посвятил этому свою жизнь, и я продолжу посвящать этому свою жизнь».
Массовую реакцию «хороших русских» на пресс-конференцию Яшина, Кара-Мурзы и Пивоварова можно назвать осторожной или завуалированной враждебностью. Но была и этакая примирительно-снисходительная позиция, наиболее яркого ее представителя я увидел в лице Михаила Саввы (краснодарский политолог, профессор, чиновник, правозащитник, политический заключенный, признан диктатурой «иностранным агентом», иммигрировал из России в 2015 году, сегодня в "Википедии" представлен, как «украинский политолог, общественный и политический деятель»).
Михаил Валентинович считает, что проблема Яшина, Кара-Мурзы и Пивоварова в том, что «они мыслят, как российские политики(!). То есть выступают в интересах своего электората: "Наши избиратели страдают от санкций. Санкции нужно отменить"». Это неприемлемое для Михаила Саввы поведение освобожденных узников он объясняет тем, что «эти люди дезориентированы. Российская тюрьма - не самое лучшее место для развития политика. Особенно если там есть телевизор. Мне повезло. В моей камере телевизора не было». То есть, по мнению Михаила Саввы, трое наших профессиональных оппозиционеров, будучи, видимо, последними дебилами, попали в тюрьме под обаяние путинского телевизора и стали вести себя чудовищным с точки зрения Саввы образом, как «российские политики». С моей же точки зрения, это одно из самых удивительных объяснений «политологом» мотивов профессиональных политиков – насмотрелись телевизора.
В связи с этим «объяснением» вспомнилась рассказанная братом история. Зашел он как-то из любопытства в одну их пермских церквей и попал на проповедь. Был какой-то церковный праздник, обязующий православных поминать умерших, вот батюшка и увещевал паству не раскладывать конфеты и прочие угощения на могилах, объяснял, что все это явное язычество и мракобесие, не угодные богу. После проповеди, на выходе из церкви, брат услышал, как одна старушка сказала другой: «Батюшка-то наш молодой еще, многого не понимает».
В своем анализе высказываний освобожденных узников Михаил Савва исходит из презумпции, что в наше время любые российские политики, то есть политики исходящие в своей деятельности из интересов России и его народа, как они их понимают – являются «невольными пособниками Путина». Типа, как смеют Яшин, Кара-Мурза и Пивоваров выступать в интересах России и ее народа, ведь Россия – агрессор и ее народ – агрессор. Не может быть у России и ее народа интересов, достойных внимания миролюбивых, прогрессивных людей. Любое улучшение положения россиян – это улучшение положения агрессора. И в такой позиции, как ни странно, есть большой человеческий смысл – прозвучи она из уст украинца. Но ведь Михаил Савва не украинец…
На самом деле перед нами неформальный акт добровольной смены национальной идентичности. Формально оставаясь российским гражданином, Михаил Савва фактически мыслит и поступает как украинец, он реально и повседневно живет бедами и интересами Украины и украинского народа. И имеет на это полное право. Только вот какое тогда отношение к нему имеют интересы и судьба российской оппозиции? Нет, конечно, любое внешнее мнение интересно, но не более того. Ведь нелепо было бы украинцам решать судьбу своей страны, опираясь на мнение воющих с ними россиян. Так же нелепо и россиянам, в данном случае российским оппозиционерам, связывать свою политическую деятельность с пожеланиями украинцев, защищающихся от путинской агрессии и оправданно ненавидящих всех русских.
Заканчивает свою вежливую отповедь вызволенным из путинского плена заключенным Михаил Савва как положено, в строгом соответствии с «символом веры» новорусских украинцев: «У мира проблемы не только с Путиным, но и с Россией в целом. Идея "прекрасной России будущего" не очень реалистична. Поэтому у нее есть альтернатива - дезинтеграция, то есть распад РФ. Сценарий распада гарантирует миру безопасность. Да, все сложно, и нужно выбирать. Пусть они (Яшин, Кара-Мурза, Пивоваров) сделают осознанный выбор. И мы тоже его сделаем».
А на пресс-конференции, действительно, в лице Ильи Яшина, Владимира Кара-Мурзы и Андрея Пивоварова миру были явлены (впервые после смерти Алексея Навального) не только и не столько российские правозащитники, гуманисты, пацифисты, искренне сочувствующие Украине и украинцам, ставшим жертвой путинской агрессии, но и, прежде всего, - российские демократические политики и патриоты. Редкое и бодрящее зрелище в среде унылой, ортодоксальной российской оппозиции, не осмеливающейся иметь позитивные намерения в отношении собственной страны.