Объединенный пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) 6–11 апреля 1928 года обратил особое внимание на вопрос о критике и самокритике. И. В. Сталин горячее выступление Молотова, который требовал «обращать внимание» на тех, кто трудится рядом, безоговорочно поддержал и сделал особенный акцент на «критику своих собственных ошибок, самокритику партийных, советских и хозяйственных организаций». Горячо поприветствовал Сталин также и инициативу газеты «Правда» в деле организации «Листка рабоче-крестьянской инспекции», а также инициативу газеты «Комсомольская правда», «открывшей свои страницы для критики наших недочетов и самокритики нашей организации». И на то, что критика должна быть глубокой и серьезной, а не «скользить по поверхности».
Таким образом «стукачество», по сути, стало с легкой руки первых лиц государства преподноситься как неизбежность и гражданский долг.
По сути, именно данный документ положил начало процессу массового доносительства в СССР. Доносили друг на друга не только непосредственно в правоохранительные органы, но и в редакции различных газет, на страницах которых выплескивались даже самые нелепые обвинения граждан друг на друга.
Позже в своей речи на Военном Совете СССР в июне 1937 года Сталин затронул такой важный в сложившейся обстановке момент, как «сигнализацию» с мест: «Плохо сигнализируете. А без ваших сигналов ни военком, ни ЦК ничего не могут знать... Каждый член партии, честный беспартийный, гражданин СССР не только имеет право, но обязан о недостатках, которые он замечает, сообщать. Если будет правда хотя бы на 5%, то и это хлеб...»
В этом посте я вам предлагаю посмотреть не на центральные известные газеты, а на локальную - газету Челябинского тракторного завода «Челябинский трактор». Мной изучены все номера из подшивок за 1936–1941 годы. Здесь вашему вниманию я представляю некоторые выдержки. Поверьте, это не единичные случаи, как некоторые любят указывать, а системные вещи.
Попадались и такие номера, в которых с первой и до последней страницы содержались только доносы.
Да, изучая материалы архивно-следственных уголовных дел, доносы попадаются относительно нечасто как таковые – чаще всего они содержатся в характеристиках личности от должностных лиц и показаниях свидетелей, которые и сам за свою жизнь трясутся. Но в связи вот с изучением «газетных доносов» можно предположить, что именно они и становились поводом для репрессий в отношении людей, упомянутых в них.