Для чего я показываю вам тут все эти ужасные фотографии? Прежде всего для того, чтобы вы увидели, как выглядит людская ненависть друг к другу, к каким отвратительным и трагическим вещам приводит. Вы ненавидите, сажаете в тюрьму, расстреливаете, а в результате от человека остаются зубы и очки. Безобразные свидетельства некогда цветущей жизни - жизни человека, который делал что-то полезное, любил своих детей, поэзию, музыку или, может, просто землю по весне, в которую можно посеять хлеб…
Это зубы, зубные протезы, искусственные глаза и очки, обнаруженные на месте массового захоронения расстрелянных репрессированных периода Большого террора - Золотая гора (Челябинск) в 1989 году при проведении археологического исследования. Обнаружила я их в Центре историко-культурного исследования г. Челябинска, где они, как я думаю, сохранились только благодаря челябинскому историку Владимиру Боже (знаю от других сотрудников, как непросто это было).
Пройдемся по «уликам». Хорошие фарфоровые зубные протезы в количестве 12 штук и зубы с железными пломбами (я обнаружила их в… коробке из-под конфет). О чем они нам говорят? Вероятно о том, что не каждому в 1930 годы была доступна высококачественная стоматологическая помощь. И есть там один протез глаза карего цвета, выполненный весьма неплохо. Вероятно, и его обладателю была доступна квалифицированная врачебная помощь.
В таких же коробках из-под советских конфет были сложены и части от очков – по подсчетам автора их не менее 56 пар. Много это или мало? Говорит ли это о масштабности? Каков процент носивших очки в 1937–1938 годах? И это лишь первые пять метров одной из шахт…
Челябинская областная прокуратура в 1989 году возбудила уголовное дело по факту обнаружения массового захоронения на Золотой горе, недолгое расследование вел следователь А. В. Демин, но 5 ноября 1990 года производство по уголовному делу сначала было приостановлено по п. 3 ст. 195 УПК РСФСР — «За неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого», а затем и вообще полностью прекращено в 1993 году по двум основаниям: «как возбужденное в отношении умерших» и как «возбужденное в отношении лиц, о которых имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению». Однако по факту важных свидетелей не опросили, места захоронений до конца не установили, как не установили и точное число «потерпевших».
Археологические раскопки были прекращены после исследования всего пяти метров в глубину одной из шахт (до конца не дошли). Неоднократно в Челябинске к этому тяжелому вопросу пытались вернуться историки и правозащитники, однако безрезультатно.
Все архивные материалы, свидетельские показания, частичные материалы уголовного дела, возбужденного в 1989 году, фото вещдоков (гильзы, капсюли, пуговицы, ключи, карандаши, предметы одежды, черепа и так далее), неопубликованные фото участников раскопок, результаты суд-мед экспертизы останков и многое-многое другое, что ранее никем не было сведено в одном исследовании, есть только в моей книге «Большой террор в Челябинской области».