Я давно живу. Поэтому в деталях помню, как развивалась Болотное дело «в регионах». Ранним утром декабря 2012-го группа следователей СК РФ приехала в Воронеж.
Это был первый регион, где вынесли технику в офисах правозащитных организаций. Тогда постановление на обыск, как и вчера в Москве, было выдано на все здание, включая мой адвокатский кабинет. К счастью, туда не заходили. В отличие от сегодняшнего обыска у наших коллег в Назрани, тогда в 2012 все-таки было судебное решение.
Через год технику удалось вернуть и, к счастью, никто из активистов и журналистов не стал подозреваемым в Болотном деле.
Кстати, в том числе поэтому моя семья не живет в России. В ту зиму 2012 были еще и физические угрозы, но обыски дополняли общий фон. В постановлении на обыск значилось почти то же, что и сегодня - на иностранные деньги правозащитные организации рассказывают о свободе собраний, которую они быстро окрестили «массовыми беспорядками».
И тогда в Болотном и, судя по всему, сейчас им важно показать несуществующую «межрегиональную сеть» и иностранное влияние на протесты. Иначе ну какой же заговор от одного бумажного стаканчика!
Не могут же граждане просто хотеть свободных выборов. Нет, не в их голове.