Вчера в Мурманске состоялась секретная международная встреча с участием представителей ветеринарных служб приграничных государств Норвегии, Финляндии по вопросам профилактики распространения гиродактилеза (Gyrodactylus salaris) и других заразных болезней лососевых рыб.
Рабочая встреча организована Комитетом по ветеринарии Мурманской области в связи со случаями заражения в 2015 – 2016 годах атлантического лосося (семги) диких популяций во внутренних водоемах Мурманской области и стран участников встречи язвенным некрозом кожи лососевых (ЯНКЛ), которому мурманские ветеринары придумали название ульцеративный дермальный некроз (UDN) и гиродактилезом (Gyrodactylus salaries).
Язвенный некроз кожи лососевых (ЯНКЛ, Ulcerative dermal necrosis, UDN) — это тяжело протекающее заболевание половозрелых лососей, развивающееся обычно во время осеннего нерестового хода и характеризующееся появлением на теле рыб специфических язв и высокой смертностью.
Болезнь известна в Европе. Впервые отмечена в Шотландии еще в позапрошлом веке. В российских реках сёмга с признаками ЯНКЛ встречалась и ранее, но видимо из-за отсутствия последствий нет никаких описаний. В Норвегии язвенный некроз кожи атлантического лосося отмечают редко, примерно раз в семь лет. Заболевание не сокращает объемы рыбы и популяцию.
Gyrodactylus salaris – принадлежащий к плоским червям пресноводный эктопаразит размером менее 1 мм, паразитирует на атлантическом лососе (Salmo salar L.) и ряде других лососевых (кумжа, радужная форель). В случае множественных поражений покровных тканей рыбы в результате деятельности паразита, молодь лосося погибает.
В Норвегии от этого паразита пострадали популяции семги почти 40 рек. В реках России Gyrodactylus salaris был впервые обнаружен в 1992 году в реке Кереть (Республика Карелия). Паразит попал в реку в результате рыбоводных работ. Паразиту потребовалось менее 5 лет для того, чтобы расселиться по всей реке. Плотности расселения молоди семги в реке снизились с 60 экз./100 м2 в 1990 году до 0,2 экз./100 м2 в 1996 году. Стадо взрослой семги сократилось более, чем в 25 раз, и до сих пор эти показатели остаются на предельно низком уровне. Меры по борьбе с паразитом Gyrodactylus salaris в реке Кереть не разработаны.
Любительское рыболовство увеличивает риск распространения паразита.
Информации о появлении Gyrodactylus salaris в реках Кольского полуострова ранее не было.
Детали встречи мурманские ветеринары предпочли скрыть от общественности. Работник Мурманской областной станции по борьбе с болезнями животных Наталья Робертовна Калинина запретила представителю Кольского экологического центра присутствовать на совещании, организованном Комитетом по ветеринарии Мурманской области.
Женщина взяла на себя смелость выступить не только от имени организатора, но и от имени Губернатора Мурманской области.
— У нас закрытое совещание, согласованное с МИДом, ФСБ и Губернатором, — сообщила Наталья Калинина.
В приемной Губернатора Мурманской области Марины Ковтун пояснили, что человек с таким именем не работает в Комитете по ветеринарии Мурманской области, а значит не мог выступать от имени организатора. Также опровергли информацию, о том Губернатор согласовывал это мероприятие и список участников.
В Комитете по ветеринарии не смогли объяснить причину инициативы по отказу от взаимодействия с общественностью.
Анонс мероприятия был размещен на сайте Комитета и не предполагал секретности.
Начальник Управления по взаимодействию со СМИ Министерства по внутренней политике и массовым коммуникациям Мурманской области Дмитрий Ищенко подтвердил, что регламент встречи, объявленной на официальном сайте, не предусматривает закрытости. Озвученную Натальей Калининой версию о согласовании участников встречи Губернатором он назвал бредом.
— Я не уверен, что она (Наталья Калинина — авт.) уполномочена на это, — пояснил Дмитрий Ищенко.
Так в чем же секретность? В 2015—2016 годах ветеринары объявили массовое заболевание семги рек Кола и Тулома болезнью с неизвестным названием ульцеративный дермальный некроз. Но о болезни сообщили уже после гибели на реке Кола всех производителей семги выделенных государством для целей воспроизводства.
Ученые Полярного научно-исследовательского института сохраняли спокойствие. Как оказалось они в целом удовлетворительно характеризуют состояние популяции семги бассейна реки Тулома вплоть до 2016 года.
— По классификации НАСКО находится, или находилась, не под угрозой исчезновения, — прозвучало в докладе ПИНРО, который удалось послушать.
Во время проведения исследований на реке Пак, притоке Туломы учеными был обнаружен гиродактилез. Тот самый паразит, от которого пострадали популяции семги почти в 40 реках Норвегии и реке Кереть в Карелии.
По каким-то причинам ветеринары Мурманской области не объявили никаких карантинных мероприятий для предотвращения распространения опасного паразита. В реке Тулома с притоками организована ловля семги рыбаками-любителями по платным разрешениям. Карантин же предполагает прекращение этого бизнеса с доходностью, превышающей самые известные нелегальные бизнесы.
Господи, а Я люблю красную рыбу. Ничего не указывает на то, насколько эта гадость опасна для человека. УТОЧНИТЕ, пожалуйста , что ТАМ *НАУКА* шепчет ?