Осенние выборы можно охарактеризовать двумя крупнейшими политическими событиями: громкая и уверенная победа на губернаторских выборах Иркутской области Сергея Левченко и скандальная ситуация вокруг выборов на должность главы республики Марий Эл, где общее количество голосов за избранного главой республики Леонида Маркелова с трудом перевалило за 50 процентов. Избирательная кампания в Марий Эл в течение всего ее периода сопровождалась громкими скандалами вокруг администрации республики и ВрИО ее главы Маркелова. Так, многие федеральные и марийские средства массовой информации публиковали статьи о коррупционных историях в республике, о многочисленных нарушениях выборного законодательства, которые и стали основой победы избранного главы республики.
Исследовав массив документов, подтверждающих многочисленные факты нарушений, который был собран представителями КПРФ и ЛДПР, эти парламентские партии в ГосДуме обратились в Комитет ГосДумы по конституционному законодательству и государственному строительству с требованием об обращении в ЦИК РФ о проведении проверки законности итогов выборов в Республике Марий Эл. Комитет рекомендовал отклонить просьбу депутатов, сославшись на то, что решение по данному вопросу уже принято ЦИКом республики, и оспорено оно может быть лишь в судебном порядке.
КПРФ не сдала свои позиции и по поручению ее председателя Геннадия Зюганова приняла решение об оспаривании итогов выборов в Верховном суде Республики Марий Эл. Принимая во внимание неубедительную победу Леонида Маркелова, набравшего всего 50,78% голосов, лидер партии подтвердил, что КПРФ не признает результаты прошедших в Марий Эл выборов — "их невозможно признать".
Была сформирована группа юристов во главе с представителями в суде - юристом ЦК КПРФ Сергеем Савченко и юристом Кировского областного Комитета КПРФ Верой Сергеевой, которые от имени кандидата на должность главы Республики Марий Эл от КПРФ Мамаева Сергея Павлиновича подали административное исковое заявление с требованиями об отмене протокола Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл о результатах выборов Главы Республики Марий Эл от 13 сентября 2015 года, об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл от 14 сентября 2015 г. № 152/1048 «О результатах выборов Главы Республики Марий Эл 13 сентября 2015 года», о признании незаконным бездействие Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл и территориальных избирательных комиссий Республики Марий Эл в части непринятия мер по пресечению в течение всего периода избирательной кампании по выборам Главы Республики Марий Эл нарушений порядка информационного обеспечения выборов и порядка ведения предвыборной агитации, и о признании результатов выборов Главы Республики Марий Эл, состоявшиеся 13 сентября 2015 года, недействительными в части признания избранным на должность Главы Республики Марий Эл Леонида Маркелова.
Правовой анализ хода избирательной кампании в целом и процедуры подведения ее итогов, проведенный юридической группой, показал, что со стороны государственных органов, уполномоченных организовывать проведение выборов, а также средств массовой информации всех уровней были допущены такие нарушения избирательного законодательства, которые существенно повлияли на результаты волеизъявления граждан и не позволили в конечном итоге выявить их действительную волю. Кроме того, на большинстве избирательных участков были выявлены признаки фальсификации выборов.
В первую очередь, речь идет о массовом нарушении порядка информационного обеспечения выборов со стороны уполномоченных на то органов, порядка проведения предвыборной агитации, введения избирателей в заблуждение посредством распространения недостоверной информации. Также представителями С. Мамаева были зафиксированы такие грубейшие нарушения в ходе кампании в целом, как, например, попытки подкупа избирателей, попытки подкупа представителей КПРФ, попытки давления на наблюдателей и членов избирательных комиссий различных уровней от КПРФ.
Так, кандидат на должность главы Республики Марий Эл Леонид Маркелов, являясь временно исполняющим обязанности главы республики, неоднократно использовал преимущества своего должностного положения для ведения агитации в СМИ и эфирах теле-радиовещания, тем самым пытаясь сформировать свой положительный образ. При этом другие кандидаты не были обеспечены равным доступом к освещению информации о своей деятельности в СМИ, что косвенно подтверждает доводы, изложенные в административном исковом заявлении Мамаева об использовании Маркеловым административного ресурса в отношении СМИ, что позволило ему не оплачивать из средств своего избирательного фонда публикации о нем и тратить сэкономленные таким образом средства на другие цели в ходе избирательной кампании.
Наиболее серьезные нарушения избирательного законодательства были зафиксированы в работе территориальных и участковых избирательных комиссий республики при организации и проведении досрочного голосования, а также голосования в день выборов. На многих участках были нарушены порядок составления списков избирателей, порядок подсчета голосов, порядок выдачи копий итоговых протоколов наблюдателям в соответствии с федеральным законом по их требованию, порядок определения результатов выборов в целом. Также имело место воспрепятствование наблюдению за выборами.
Заседание Верховного Суда Республики Марий Эл по существу дела началось 19 октября. И если по итогам первого дня работы у представителя Мамаева сформировалось мнение об объективности судебного процесса, то второй и последующие дни в корне это мнение поменяли. Во-первых, со второго дня работы судебный процесс принял форму гонки, что поразило представителей истца, и укрепило их во мнении о том, что суд не стремится в полной мере изучить все доказательства по делу, а заинтересован лишь в скорейшем его завершении. Кроме того, несмотря на заявленные представителями Мамаева ходатайства о допросе более шестидесяти свидетелей, суд не вызвал ни одного, хотя, при этом, практически все из них стали непосредственными свидетелями давления на членов комиссий, подкупов и подвозов избирателей, вбросов бюллетеней, различных махинаций с книгами избирателей и так далее. Процесс продолжался ежедневно, с 10 утра до 17 вечера, прерываясь лишь на обеденный перерыв. В ходе процесса, изучая представленные в суд документы, представители Мамаева выявили еще ряд серьезнейших нарушений, что сформировало у них мнение о фальсификации выборов. Так, например, установлены расхождения в данных итоговых протоколов, выдаваемых наблюдателям с протоколами, представленными в ЦИК РМЭ. Изучив эти документы, юристы выявили несколько тысяч бюллетеней, которые не были учтены в официальных документах.
27 октября судом в качестве заинтересованного лица к участию в процессе было допущено Марийское республиканское отделение КПРФ, интересы которого, по доверенности Центрального комитета, представляет Александр Федорович.
30 октября в суде были заслушаны административный истец Мамаев, от имени которого выступил юрист ЦК КПРФ Сергей Савченко, изложивший содержание представленного в суд административного иска, и представитель административного ответчика начальник организационно-правового отдела Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл Марат Газизов, пытавшийся уверить суд в том, что никаких нарушений законодательства в ходе выборов не было и что все избирательные комиссии работали чётко соблюдая законодательство, а если нарушения в ходе избирательной кампании и были, то только со стороны Мамаева и его представителей. При этом, представитель ЦИК не смог по существу ответить ни на один из вопросов, заданных представителями Мамаева и КПРФ.
Судебное заседание продолжается.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вадим Соловьев
За все должен ответить Клементьев.
все остальные махинаторы.
ЛИМа привлекут, потом этих шавок не сложно будет взять