Опубликованные накануне Росстатом экономические индикаторы говорят о существенном замедлении роста экономики в августе, в сочетании с возобновившимся ускорением роста зарплат (июль) и неожиданно сильном ускорении инфляции в последнюю неделю сентября. Так, по оценке Минэкономразвития, ВВП РФ в августе замедлил рост до 2,4% г/г после +3,5% г/г в июле (и 4,7% г/г в 1П24), а с исключением сезонного фактора ВВП в августе сократился к предыдущему месяцу на 0,5% м/м SA.
Таким образом, рост экономики замедляется, а инфляция нет (она даже ускоряется), что создает риски перехода в стагфляцию. ЦБ продолжает давать сигналы вероятного повышения ключевой ставки на заседании 25 октября. Появились новые факторы разгона инфляции - расширение дефицита бюджета РФ на 2024 год и индексация тарифов в 2025 г. более высокими темпами.
ЦБ видит угрозу стагфляции в перегреве экономики, когда спрос превышает производственные возможности при ограничении производственных мощностей и дефиците рабочей силы и, соответственно, борется с перегревом экономики, повышая ключевую ставку и обещая жесткие ДКУ на продолжительное время. Но здесь есть подводные камни. Экономика уже показывает признаки замедления роста, а ЦБ делает вывод, что замедление обусловлено в большей мере усилением ограничений со стороны предложения и, значит, нужно еще сильнее ограничивать спрос. Но при этом может дополнительно сокращаться и предложение, и это будет также способствовать сохранению инфляционного давления. Если благоприятным сценарием можно считать «мягкую посадку» экономики, то в неблагоприятном варианте может сложиться порочный круг сокращения спроса и предложения, что приведет к низкому росту и даже рецессии в форме стагфляции.