Название фильма: ИСКАТЕЛЬ ВОДЫ
Оригинальное название: The Water Diviner, 2014г. Жанр: драма, военный
Режиссер: Рассел Кроу
В ролях: Рассел Кроу, Джай Кортни, Ольга Куриленко, Изабель Лукас, Дэймон Херриман, Жаклин МакКензи, Джем Йылмаз, Йылмаз Эрдоган, Меган Гэйл, Райан Корр
Возраст 16+ (зрителям, достигшим 16-ти лет),
Рейтинг МРАА - R - лицам до 17-ти лет обязательно присутствие взрослого
Из всего разнообразного репертуара нескольких мультиплексов, представленных сегодня в Сыктывкаре, я выбрал фильм, пропустить который никак не мог. Это первая режиссерская работа Рассела Айра Кроу, известного всем по «Гладиатору», «Играм разума», «Секретам Лос-Анджелеса», «Свой человек», «Хороший год» идр.
К сожалению, это был единственный сеанс на 22.00 в относительно небольшом зале, куда на просмотр в конце 2-ой недели проката пришло… аж три десятка человек.
При том, что Р.Кроу была выбрана сложная для воплощения тема,
а именно незыблимые семейные ценности на фоне военного конфликта в Галлиполии на руинах Османской империи в ходе WW1, где были реализованы политические амбиции Антанты и Тройственного союза, вызвавшие гибель 37млн.человек, восемь из которых исчезли беЗследно,
картина у него вышла впечатляющая и …даже очень недурна собой.
В основу сюжета легла история фермера и искателя воды по имени Джошуа Коннор из Австралии – отца трех пропавших на войне сыновей и, как неожиданно оказалось, на самом деле она способна тронуть сердце и вызвать живой интерес у разновозрастной публики (в конкретно нашей фокус-группе зрителям было:12, 23 и 50лет).
Слоган фильма «A father's journey in search of his sons» в его дословном переводе звучит как «отцовское путешествие в поисках своих сыновей». Образ получился вполне жизненный и ассоциативно вызвал у меня в памяти совсем другого отца из х/ф «Отец солдата» Резо Чхеидзе в исполнении столь же харизматичного Серго Закариадзе.
Очевидно, что к теме войны, смерти и продолжению рода в сыновьях, разменяв полтинник, начинаешь относиться как-то по-особенному… Впрочем, как гласит популярное высказывание: «В пятьдесят жизнь только начинается!..» и режиссерская карьера, судя по Р.Кроу, тоже)).
Поскольку основным фоном для развития сюжета выбрана 1-ая мировая война, а именно один из самых кровопролитных ее эпизодов в Галлиполии (Турция), поэтому неудивительно, что часть съемок фильма прошла в городе-призраке Каякой в Эгейском районе Фетхие. Причем в антигуманной мясорубке WW1 все доведено до парадокса — отцу приходится защищать интересы и честь своей семьи от солдат собственной страны (соединенное королевство Великобритания), а вчерашние «враги» - солдаты армии противника на поле боя, становятся союзниками, помощниками и друзьями.
Сверхреалистичное изображение войны, когда металлический звук крупнокалиберного станкового пулемета, словно отбойника, передается в ритмичном подрагивании кресла (- таких сцен немного, но они отлично выражают ужас массового убийства на конвейере смерти) сочетается… с темой мистики любви.
Любовная линия, исполненная в лучших традициях женских романов, имеет восточный колорит и разворачиваться в живописных окрестностях Султанахмета (района в старой части Стамбула ), где обворожительная турчанка в блестящем исполнении Ольги Курилинко будет готовить своему избраннику изысканный турецкий кофе по особому рецепту...
Впрочем, мистика присутствует и в чудесном спасении старшего сына Артура Коннора, который по ходу развития сюжета становится исполнителем танца-ритуала тайного ордена крутящихся дервишей.
Эта часть фильма мне показалась особо интересной для анализа, так как демонстрирует, что у профессионального воина-асасина майора Хасан-бея
(в замечательном исполнении Йылмаз Эрдоган )
и христианина Джошуа Коннора гораздо больше общего,
чем искусственная «мировоззренческая дихотомия», которой их пытаются разделить религиозные ортодоксы-фанатики и мерзавцы с самоназванием «хозяева мира сего».
В целом повествование у Р.Кроу неспешно, монументально, лишено формальных изысков и надуманных конструкций, что естественно, когда люди (герои и персонажи) задаются философскими вопросами вроде:
«И сколько же крови, по-твоему, нужно пролить, чтобы эта земля стала святой?»…
При этом мысль автора не оторвана от народной мудрости: в канву сюжета вставлена проходящая сквозь ткань картины восточная сказка про магический ковер Тангу из "Тысячи и одной ночи" о неком человеке, предложившего свой товар - старый ковер по баснословной цене принцу Хусейну. На вопрос почему же так дорого стоит этот ковер, он предложил сесть на него и со словами древнего заклинания: «Тангу!» перенестись в пространстве и во времени.
Так и первый самостоятельный проект Р.А.Кроу как волшебное повествование о бесконечной войне между людьми, не знающими истинной ценности «волшебного ковра» с названием Земля-Митгард (срединный сад), позволяет зрителю совершить небольшое познавательное путешествие.
Но также очевидно, что нам как никогда сегодня стоит задуматься над фразой искателя воды, звучащей с экрана:
«Чтобы отыскать воду, необходимо выкопать много колодцев».
Но поскольку жизнь далеко не восточная сказка, то я бы добавил, что, к сожалению, не только колодцев и сухих ям …
...поскольку, надо полагать, другие источники и способы получения питьевой воды простым фермерам сегодня неизвестны.