В декабре 2014 года под руководством профессора МГУ имени М.В. Ломоносова и эксперта программы развития ООН Натальи Зубаревич был опубликован “Мониторинг кризиса и посткризисного развития регионов России в 2014 году”. Аналитические данные, которые приведены в исследовании ярко характеризуют крайне сложную социально-экономическую ситуацию в Марий Эл.
В первой половине 2014 г. проблема дестабилизации консолидированных бюджетов регионов (включают региональный и муниципальные бюджеты) стала менее острой благодаря росту доходов на 9% в номинальном выражении, без учета инфляции. К сожалению ситуация с бюджетом Марий Эл не только не улучшилась, но наоборот произошло ухудшение финансовой ситуации.
Дестабилизация бюджетов регионов в 2013 году заставила федеральные власти усилить и частично изменить перераспределительную политику. В первом полугодии 2014 года бюджетам регионов выделено на 22% больше дотаций. Они не являются целевым трансфертом (т.е. не привязаны к конкретным видам расходов) и дают регионам большую свободу маневра бюджетными ресурсами. Соответственно рост доходов в 2013 и 2014 году республиканского бюджета Марий Эл – это полностью заслуга федерального центра, а не Леонида Маркелова, как пытаются это выставить в марийских СМИ.
Федеральный бюджет помог регионам "затыкать дыры" в финансировании текущих расходов, но все меньше поддерживал их инвестиционные программы (около 40% субсидий в 2011-2012 гг. шли на инвестиционные цели). Поэтому значительное количество так называемых “маркеловских инвестиционных проектов” в Йошкар-Оле представляют сейчас огромную недостроенную строительную площадку, которая, без финансирования со стороны федерального центра, постепенно начинает разваливаться
2013 год завершился разбалансировкой бюджетной системы регионов, трехкратным ростом дефицита их бюджетов вследствие снижения доходов и роста расходов для выполнения майских указов. Однако уже в первом полугодии 2014 года регионы начали активно решать проблему с дефицитом бюджета. К сожалению в марийском крае ситуация лишь усугубилась. Республика Марий Эл вошла в пятерку регионов России с максимальными долговыми проблемами.
Особенно сложная ситуация в тех регионах, где высокая долговая нагрузка сочетается с высокой долей кредитов банков, т.к. коммерческие кредиты дороже обслуживать (выше процентные ставки, преобладают краткосрочные кредиты).
На 1 июля 2014 г. в целом доля кредитов банков составила 40,5% от всех долгов регионов и муниципалитетов, а среди регионов с высокой долговой нагрузкой она была максимальной в Марий Эл (42-49%), Карелии, Северной Осетии, Хакасии, Липецкой и Вологодской областях, Краснодарской крае. Это перечень показывает, что большинство регионов с высокой долговой нагрузкой набрали большие коммерческие кредиты для покрытия дефицита бюджета. Только по итогам 2014 г. можно будет оценить, сможет ли Министерство финансов России выполнить решения о реструктуризации долгов регионов и переводе кредитов банков в менее рискованные бюджетные кредиты, процентные ставки по которым ниже и есть возможности пролонгации.
Отдельно стоит обратить внимание на то, что Марий Эл имеет так называемый “скрытый государственный долг”, который не входит в государственную отчетность. Для финансирования социальных объектов заказчики и подрядчики в Марий Эл взяли в коммерческих банках кредитов (по данным на 01.12.2014 года) на сумму в 2 млрд. 360,0 млн. рублей, в том числе со сроком погашения в 2015 году – 1 млрд. 334,2 млн. рублей, в 2016 году – 1 млрд. 25,8 млн. рублей. Кроме того, для обслуживания данного долга (возмещение процентов банкам) из республиканского бюджета будет возмещено заказчикам и подрядчикам: в 2015 году приблизительно 270,0 млн. рублей, в 2016 году приблизительно 210-220 млн. рублей.
Кредиты в банках подрядчики взяли для исполнения заключенных государственных контрактов по строительству социальных объектов Республики Марий Эл. Подрядчики в обеспечение кредитов заложили в основном свое имущество. ГУП «Управление капитального строительства и ГУП «Соцжилкоммунстрой» в обеспечение кредитов с разрешения Правительства Республики Марий Эл заложили объекты государственного имущества республики.
Государственный долг республики с учетом скрытого долга (по данным на 01.12.2014 года) составляет 13 млрд. 9,9 млн. рублей (10 млрд. 649,9 млн. рублей – по отчетности на 01.12.2014 и 2 млрд. 360 млн.рублей кредиты банков заказчикам и подрядчикам).
План доходов республиканского бюджета Республик Марий Эл составляет в 2014 году – 12 млрд. 489,5 млн. рублей, ожидаемое исполнение – 11 млрд. 417,6 млн. рублей. Будет недополучено – 1 млрд. 71,9 млн. рублей.
Таким образом, государственный долг на 1 января 2015 года составит 93,2%, а государственный долг с учетом “скрытого долга” составит 113,9% и превысит 100% собственных доходов!
После стагнации 2013 года первая половина 2014 года была чуть лучше для экономики России. Промышленное производство в России выросло на 1,5% к тому же периоду 2013 г. Основным драйвером роста были обрабатывающие производства (рост на 2,6%), т.к. эффект ослабления курса рубля в конце 2013 и первом квартале 2013 г. стимулировал импортозамещение. В добывающей промышленности рост был минимальным (на 0,9%).
Рост промышленного производства отмечался в 70% регионов, наиболее значительный – в регионах Дальнего Востока, максимальные темпы отмечались в Чукотском АО благодаря росту добычи полезных ископаемых. Быстрее росло промышленное производство также в Тамбовской, Калужской, Новгородской, Тюменской областях, причем два года подряд. Во Владимирской области, Пермском крае и республике Мордовия относительно высокие темпы роста обусловлены выходом из спада, произошедшего в 2013 г. Значительный рост промышленности в Адыгее, Дагестане и Тыве обусловлен эффектом низкой базы.
Марий Эл не фигурирует в списке регионов, в которых в 2013 и 2014 году был существенный рост промышленного производства. Рост промышленного производства в процентах, о которых любит рассказывать глава республики Леонид Маркелов, эксперты связывают в первую очередь с примитивной экономической базой и на этом слабом фоне виден хоть какой-то рост.
Отдельно стоит уделить внимание социальной политике в Марий Эл. В 2014 году было несколько моих публикаций на тему выполнения майских указов Владимира Путина в марийском крае. К сожалению Марий Эл с 2012 года так и не смогла даже приблизиться к минимальным показателям майских указов Президента России. Ситуация лишь ухудшается.
Особенно хорошо это видно по уровню зарплаты в республике. В Приволжском федеральном округе в сентябре текущего года (по данным Росстата) среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составляет 24 351,1 рубля (средняя по России — 31 929,2 рубля). Если в 2013 году Марий Эл занимала предпоследнее место по уровню зарплат в ПФО, то в 2014 году Леонид Маркелов добился того, что Марий Эл заняла последнее место. Средняя заработная плата в Марий Эл составляет 20163,9 рубля, или 63,15% от средней зарплаты по России. Отметим, что это зарплата за сентябрь! А средняя зарплата за 9 месяцев 2014 года в Марий Эл составила всего лишь 15242 рубля!
Отметим, что уровень доходов учителей и врачей гораздо ниже средней зарплаты по Марий Эл. Среднемесячная заработная плата за январь-март 2014 года в сфере дошкольного образования составила 63,1% от среднемесячной зарплаты в целом по региону, а за январь-сентябрь 2014 лишь 60,8% (13029,5 рублей). Таким образом, уровень доходов в сфере дошкольного образования с начала года снизился на 2,3%, а для того чтобы доходы воспитателей детских садов приблизились к среднему уровню зарплаты по региону необходимо двух кратное повышение зарплаты!
Среднемесячная заработная плата за январь-март 2014 года в сфере школьного образования составила 77,1% от среднемесячной зарплаты по региону, а за январь-сентябрь 2014 года лишь 75% (16176 рублей), т.е. понизилась на 2,1%. А чтобы довести зарплату школьных учителей до средней по региону, необходимо повысить зарплату на 25%!
Среднемесячная заработная плата за январь-март 2014 года в сфере высшего образования составила 84,3% от среднемесячной зарплаты по региону, а за январь-сентябрь 2014 года лишь 83,8%.
Среднемесячная заработная плата за январь-март 2014 года в сфере здравоохранения составила 79,8% от среднемесячной зарплаты в целом по региону, а за январь-сентябрь 2014 года лишь 77,6%, т.е. понизилась на 2,2%. А чтобы довести зарплату врачей до средней по региону, необходимо повышение более чем на 20%!
Ужасающая ситуация с зарплатой у работников культуры и искусства. Заработная плата за январь-сентябрь 2014 года у них составила лишь 65,4% от средней зарплаты по региону. У ветеринарных врачей зарплата за январь-сентябрь 2015 года составила 52% от средней зарплаты по региону. Зарплата работников социальных служб за январь-сентябрь 2014 года составила лишь 56,6% от средней зарплаты по региону. Зарплат учителя физкультуры в спортивных секциях за январь-сентябрь 2014 года составляет 54,6% от средней по региону.
Вот с такими печальными итогами заканчивается 2014 год для Марий Эл. Республика находится в социально-экономическом тупике. Одной из главных задач, которые в 2015 году Москва поставит перед регионами – это поиск собственных инвестиций, а не очередные просьбы о дотациях и кредитах в банках. Справиться ли глава республики Леонид Маркелов с этой задачей?! Сомневаюсь. Задачами по поиску инвестиций и диверсификацией экономики надо было заниматься пять, а то и десять лет назад! Но вместо этого, глава Марий Эл последние пять лет занимается строительством “Диснейленда” в центре Йошкар-Олы.
Особо подчеркнем, что пока Леонид Маркелов тратил деньги из федерального и регионального бюджета на свои “архитектурные фантазии” и занимается сочинением стихов, его коллеги по Приволжскому Федеральному Округу активно развивают региональные инвестиционные программы. Ярким примером является Пензенская область. Приведем краткое мнение об инвестиционной политике Пензенской области профессора МГУ и эксперта ООН Натальи Зубаревич:
«Особых конкурентных преимуществ у Пензенской области, по сравнению с другими субъектами ПФО, нет. По всей стране, если брать инвестиции в реальном выражении, то есть с учетом инфляции, с 2008 по 2013 год. они выросли на 2%. А в Пензенской области прирост к 2008 году составил 30%. Регион развивается вопреки неблагоприятным обстоятельствам.
Секрет успеха региона – диверсификация работы с инвесторами. Они не ищут богатого слона, который к ним придет, и в этом будет их счастье. Вовсе нет. Они работают с разными инвесторами по нескольким направлениям. И в общем-то большинство этих направлений очень разумны, они дополняют то, что у них есть. У них нет ни одного гигантского проекта, они пытаются, что называется, с миру по нитке притягивать разных инвесторов, сопровождать их, работать с ними”.
Михаил Долгов
Республика Марий Эл
Михаил Долгов: итоги 2014 года - Республика Марий Эл в социально-экономическом тупике
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Комментарии (6)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Ну что Леня, вот и результаты твоих трудов! Доработался!
Тяга к гигантским пафосным проектам - это тяжелое советское хозяйственное наследие "красных директоров", а также их молодых коллег, не умеющих и не делающих жить современными реалиями.
Ну и вопрос приоритетов, конечно. Мало какой гигантский пафосный проект бывает полезен пропорционально "зарытым" в него средствам.
В рыночных условиях гигантомания это банкротство и отмыв денег. Вот похоже судьба главного проекта поэта мегакурятник акашево может обанкротиться
Имхо тут главное - сам процесс строительства и взятия кредитов.
А дальше - гори оно огнем.
А дальше навешать лапшу Путину про куриное импортозамещение. Заплатите за нас часть кредитной ставки россельхозбанка. Деловой парень Маркелов из бандитских 90-х.
Ждем отставки Маркелова после падения в 7-ом рейтинге ФРГО.
Итоги 2014-го и перспективы на будущее оценивают по деятельности губернаторов, 26 декабря, 2014, http://civilfund.ru/article/14773
Руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин (бывший глава управления внутренней политики в администрации президента) считает, что «будущий успех или неуспех в социально-экономической сфере губернаторов, бесспорно, будет зависеть от того, какие отношения у лидера региона сложились с федеральным центром».
А ведь и сам рейтинг, разрабатываемый ФоРГО, является своеобразным показателем лояльного отношений Кремля к региональным властям. Методика (как и сами входные данные) исследования непрозрачны, но это лишь усиливает восприятие показателей рейтинга именно как некоего «ярлыка на княжение».