Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Права человека
  2. Карина Москаленко: Еще раз о Норд-Осте и об обязательности решений Европейского Суда

Карина Москаленко: Еще раз о Норд-Осте и об обязательности решений Европейского Суда

Цитата
Цитата
Добавить блогера в избранное
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В этом году здоровье далеко не всем нам позволило собраться на том трагически известном месте на Дубровке, где мы потеряли наших братьев и сестер, детей и родителей в ходе операции, направленной... не то на спасение заложников, не то на уничтожение террористов. История непременно ответит на все вопросы в полной мере, а пока – 11 лет уже бывшие заложники и родные погибших борются за Правду. За Правду об этом деле, Правду о гибели их родных.

В прошлом году в этот день десятки заложников и их родные собрались по поводу печального юбилея этих соытий – 10 лет трагедии Норд-Оста... В этот день, 26 октября 2012 года, наши доверители – прежние и новые – подписали обращение в высшие органы, обязанные обеспечивать надлежащую работу следственных органов нашего государства, с тем, чтобы во исполнение решения Европейского Суда по делу Норд-Ост («Финогенов и другие против России»), власти наконец-то организовали всестороннее и независимое расследование. Чтобы были установлены все те обстоятельства, которые власть тщательно скрывает от своего народа.

Но именно потому, что власти стараются и далее безнаказанно скрывать от нас правду о Норд-Осте, они, разумеется, на всех уровнях отказались возбуждать уголовное дело и проводить расследование. Однако потерпевшие по делу Норд-Ост 8 февраля 2013 года подали Меморандум, где мы от их имени сообщали о неисполнении решения Европейского Суда по этому делу. Этот Меморандум размешен на сайте Комитета Министров, главного исполнительного органа Совета Европы, который следит за неукоснительным исполнением всех решений Европейского Суда (reference number: DH-DD (2013) 173).

15 мая 2013 года российские власти, ничтоже сумняшись, отрапортовали об исполнении решений – они сочли исполненным решение, посокольку они выплатили жертвам более миллиона рублей (заметьте! – из наших с вами карманов, ответственные лица так и не установлены!) и сочли на этом свою задачу исполенной (reference number: DH-DD (2013) 553).

Мы же утверждаем, что после того, как 4 июня 2012 года решение стало окончательным, Российская Федерация, в лице своих компетентных органов, не исполнила и убедительно продемонстрировала отсутствие намерения исполнять решение Европейского Суда о признании одного из самых позорных нарушений наших властей – нарушения права на жизнь нескольких десятков беззащитных жертв – заложников в театральном центре на Дубровке

Напомним, что Суд признал несколько нарушений. Власти нарушили право заложников на жизнь :

  • в части ненадлежащего планирования, организации и проведения штурма театрального центра, где находились заложники, а также отсутствия нормальной координации между различными службами и непринятия надлежащих мер медицинского характера и отсутствия необходимых медицинских средств, оборудования при проведении спасательной операции (параграф 266);
  • а также в части непроведения эффективного, всестороннего и независимого расследования обстоятельств этого дела, которое так и не закончилось открытым судебным разбирательством (параграф 240).


Скажем с присущим нам оптимизмом: пока не закончилось!

Пришло время – и сегодня такой день настал – заявить Комитету Министров, что российские власти не желают исполнять решение Суда. что демонстрирует полное пренебрежение своими обязательствами, вытекающим из Конвенции и обязательного характера решений Суда, а также ведет к продолжению нарушения и невосстановлению прав жертв.

Что же в сегодняшнем Меморандуме мы предлагем принять в качестве исполнения мер индивидуального общего характера?
Мы просим Комитет Министров оказать всевозможное содействие исполнению решения Суда. На данный момент следует признать, что де-факто власти отказываются исполнять решение Суда, и в этом случае, действуя в соответствии со специальной процедурой, установленной Правилом 11 Свода Правил КМ СЕ, следует заново передать дело в Суд.

Что из этого получится?... Знаем ли мы, как на практике работает эта мера?.. Нет, не знаем, потому что, когда все страны ратифицировали Протокол № 14 к Европейской Конвенции, предполагалось, что ни одно государство никогда не будет доводить до этой крайне неприятной меры.

Среди мер общего характера мы отмечаем в сегодняшнем Меморандуме, что другим жертвам этого же нарушения власти не предложили хотя бы некоторого размера компенсации, соразмерного с моральной компенсацией, назначенной Судом для заявителей. При этом в первоначальном Меморандуме уже отмечалось, что другие жертвы также присоединились к жалобе в Генеральную прокуратуру РФ.

Исполнение решений «по-русски»

Власти, отчитываясь перед Комитетом Министров, рапортуют, что российские суды рассмотрели это дело заново, что приняты законные и обоснованниые решения судов, вступившие в законную силу.

Действительно, некоторые потерпевшие заново предприняли походы в районные суды, которые мы полностью прошли много лет назад. К сожалению, это было на руку властям, которые отрапортовали в Комитет Министров о множестве решений принятых российскими судами. То есть, в очередной раз власти, по бессмертному выражению, пушенному в народ еще Аркадием Райкиным, «включили дурочку».

Очевидно, что только Президиум Верховного Суда мог и должен был по представлению Председателя ВС РФ отменить все эти решения судов, вступившие в законную силу, в связи с новыми обстоятельствами. Это неплохо известно российским властям, потому что решения Европейского Суда исполняются только на высшем государственном уровне. Почему? По простой практической причине: к моменту обращения в ЕСПЧ, а тем более , к моменту вынесения Судом решения о нарушении прав, гарантированных Конвенцией, все меры ВНИТРИГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УЖЕ ИСЧЕПАНЫ и низовые уровни прокуратур или суды первой инстанции не вправе изменить в прежних решениях ни одной буквы.

Это хорошо известный факт, но, к сожалению, группы заявителей заново прошлись по всем судебным залам, где им указали на дверь. Зато при этом создавалась иллюзия бурной деятельности властей по исполнению решения по делу Норд-Ост. Это имело не только негативный эффект, в смысле того, что помогало правительству имитировать деятельность по исполнению решения ЕСПЧ. Это рождало необоснованную депрессию в связи с тем, что признанное Судом нарушение ничем не компенсируется и ни к чему власти не обязывает. Это не так, господа хорошие! Не дурите нам головы.

Это обязывает власти к целому ряду шагов. Но вы ничего из этого не сделали. Вы отменили необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела? Возбудили уголовное дело? Провели расследование? Провели повторные медицинские экспертизы (не у мясников, доказывающих безвредность газа, а у врачей?) Восстановили материалы штаба операции? Допросили всех членов штаба? Установили газ, который был использован, давайте говорить прямо: испытан на людях? Установили тех, кто принял решение о применении «безвредного» газа? Выявили ответственных и виновных лиц? Провели открытый процесс? Нет?
Трудитесь, пожалуйста. Отчитывайтесь! Но не только перед Комитетом Министров Совета Европы. Прежде всего: перед своим народом! Перед жертвами, которым вы сильно задолжали, и этот, прежде всего, моральный долг не раз ещё беспощадно заглянет вам в глаза, рождая страх и стыд.

Пока что, вместо всего вышеперечисленного, вы «включили дурочку» или считаете за дураков нас, но вы забыли, что согласно решению Европейского Суда, нарушение права на жизнь возложено на власть не только за то, что они не сделали все необходимое, чтобы спасти людей, но еще и за то, что власти позволили себе не расследовать это дело. А нас будет интересовать всё, и в том числе: кто не расследовал дело и почему?

А вообще вдуматься: власти великого государства, которых признают виновными в нарушении права на жизнь десятков людей и которые при этом выражают удовлетворение по поводу такого решения (!) - это… это – вот я только не знаю: клинически больные люди или отмороженные негодяи...

Так что, когда я теперь слышу, что власти, проиграв очередное дело в ЕСПЧ, заявляют о своем горячем удовлетворении по поводу этого проигранного решения Суда (недавно этот оптимизм прозвучал по поводу дела Ходорковского – не иначе уже придумали, как они будут (не)выполнять это решение, которое вчера, кстати, вступило в силу), это свидетельствует о том, что они уже нашли «выход из положения». Или о том, что они еще не знают, как мы, россияне, можем заставить их исполнить решения Суда. Полезно знать, что Комитет Министров – организация, объединяющая Министров иностранных дел всех 47 государств – не засчитывает властям исполнение решения Суда, до тех пор, пока власти занимаются имитациями. Если, конечно, выигравшая сторона не поленится подать в КМ меморандум с оценкой действий властей по (не)исполнению решения Суда.

Это еще и мой ответ тем, кто за последнее время десятки раз спрашивали о том, что есть процедура исполнения решения Суда и насколько она действенная. И те, кто озабочены недавним решением Президиума Верховного Суда РФ, который пренебрег решением ЕСПЧ по делу Алексея Пичугина. Скажу: весьма эффективная. Но тоже действует в полную силу лишь тогда, когда мы, гражданское общество России, требуем от наших властей, чтобы они служили своему народу как полагается, а не паразитировали на теле нашей многострадальной Родины, унижая и угнетая свой народ! Спрятавшись от народа и отгородившись охранниками, произвольщиками и несправедливыми зависимыми судами.

***
Но вернемся к Меморандуму. Чем мотивируют заявители актуальность вопроса и недопустимость дальнейшего затягивания процесса исполнения решения Суда по их делу?
Следует учитывать, что дальнейшая задержка в исполнении решения со стороны правительства РФ недопустима потому, что спустя более 10 лет после трагедии 26 октября 2002 года у заявителей остается все меньше надежд на возможность проведения эффективного и результативного расследования.

Заявители в своем новом Меморандуме обратили внимание Комитета Министров на сохраняющуюся актуальность дела. Дело в том, что Европейский Суд по определенным причинам не принял решения об абсолютной недопустимости применения газа.. Это было сделано несмотря на то, что РФ не только не предоставила Суду материалы по этому веществу, но, более того, уничтожила все документы штаба операции и, естественно, все данные по этому веществу. Следовательно, решение Суда было принято по неизвестному до настоящего времени газу. Между тем, Суд согласился, что именно этот неизвестный отравляющий газ, произвел смертельное действие на заложников. Казалось бы в этой части решение Суда должно было бы разочаровать заявителей....

Но Суд признал нарушение права на жизнь и возложил бремя ответственности за гибель более 120 заложников (до сих пор неизвестно – скольких!) на власти, да еще и при этом совершенно разумно оставил открытыми – то есть требующими ответа! - наиболее важные вопросы. Как же выяснить утраченнные звенья в цепи невыясненных обстоятельств? А вот как. Суд признал, что власти не обеспечили проведение эффективного расследования и тем самым несут ответственность за нарушение права на жизнь!. Исполнение решения Суда в этой части – проведение хотя бы сейчас надлежащего расследования – могло бы привести и к установлению природы и действия этого газа, и других существенных вопросов, в том числе, обстоятельств организации теракта и тогда дальнейшие выводы Суда могут стать – и заявители убеждены: станут – более конкретными и жесткими в отношении допустимости или недопустимости применения газа и других действий властей. Но именно поэтому власти так упорно боятся провести то расследование, о котором пишет Европейский Суд.

Заявители убеждены, что власти можно и нужно принудить неукоснительно исполнить решение Суда по этому делу. В противном случае может быть окончательно создан прецедент по использованию ЛЮБОГО газа, даже запрещенного Женевской конвенцией, против мирных граждан. Согласно решению, Суд исходил из того, что газ использовался только против террористов, а не заложников. Однако в зале находилось всего 30 террористов и более 900 заложников, причем террористы могли перемещаться по залу, а бОльшая часть мужчин находились в фойе, куда газ не поступал. Заложники же были лишены возможности передвигаться и иметь доступ к свежему воздуху, поэтому те из них, кто находился вблизи вентиляционных отверстий, были обречены вне зависимости от состояния здоровья. Этим можно объяснить большой процент смертей (около 40%) людей до 40 лет. В результате, число погибших среди заложников в несколько раз превысило число убитых террористов. Считать такую операцию по «спасению заложников» успешной – нельзя, но Суд не мог строить свои выводы на предположениях, а в то же время не располагал и более конкретными данными о неправомерных действиях властей. Поэтому Суд в своем решении уделил серьезное внимание низкому качеству расследования по основному делу – отсутствие независимости, неэффективность, и, главное, ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ по делу против ответственных должностных лиц, которое, по мнению Европейского Суда, даже не было возбуждено!

Вследствие этого непроведения расследования так и не была установлена вся полнота достоверной информация по важным обстоятельствам этого штурма, включая название газа и его – признанное Судом – смертельное действие; эта информация продолжает оставаться скрытой и от жертв, и всего общества в целом.

Это нарушение должно быть незамедлительно восполнено, - власти должны быть призваны к немедленному возбуждению уголовного дела и проведению расследования, что прямо вытекает из решения Европейского Суда.

Таким образом, заявители требуют, чтобы власти прекратили игнорировать решение Суда, перестали имитацию исполнения и настаивают на исполнении решения Суда в полном объеме. Они, учитывая важность проблемы надлежащих действий властей при террористических атаках, в том числе, важность неуклонного исполнения норм о запрещении использования химического оружия против мирных граждан, вновь настоятельно просят Комитет Министров приступить к рассмотрению этого дела в части непринятия мер по исполению данного решения Суда российскими властями.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
22 октября
Максим Халимовский
Максим Халимовский
Как уничтожается историческое наследие в Санкт-Петербурге
Мнение
5 ноября
Игорь Сажин
Игорь Сажин
Вера в лучшее в человеке
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
глеб
27 окт 2013 11:40

" на Дубровке, где мы потеряли наших братьев и сестер, детей и родителей
в ходе операции, направленной... не то на спасение заложников, не то на уничтожение террористов. "
---------
Читая Это очередное суждение людей , называющих себя гуманистами, я вспомнил Беслан, где работали те же службы. И уже не сомневаюсь, что "гуманисты" и там ...
Нет у меня слов чтобы обозначить функцию русских "гуманистов". Пусть прокомментирует этот пост Зильберг, человек знающий страну Израиль более меня.
-Зильберг.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ЕСПЧЗаграницаИсторияПрава человекаСуд