Пока большая часть россиян будет встречать Новый год в кругу семьи, политзаключенные даже не услышат боя Курантов — отбой у них будет в десять вечера. Но даже если заключенным нельзя встретить наступающий год, они все равно могут поразмышлять о прошедшем и загадать свои желания.
«7х7» попросил трех политзаключенных из регионов ответить на несколько вопросов и написать нашим читателям новогодние письма. Вот их послания о том, как они проводят время в изоляции от прежней жизни и о чем мечтают и думают, находясь там.
Никита Тушканов
Бывший учитель истории. Получил пять лет колонии за дискредитацию армии и оправдание терроризма (статьи 280.3 и 205.2 УК РФ). Поводом для уголовного дела стали комментарии о подрыве Крымского моста. Тушканова уволили из школы в 2021 году после пикета в защиту свободы слова.
Письмо от 24 ноября
Что стало открытием в изоляции. «Без недели год, как я за решеткой, и могу с уверенностью сказать, что от тюрем 90-х годов мы ушли далеко. Даже кормят мясом! Ко мне всегда относились корректно. Иногда доброта персонала вызывала у меня немое удивление. Были сотрудники в СИЗО Сыктывкара (теперь я уже могу писать без вреда для них и себя, так как уже в Вологде), которые пытались улучшить мое положение, — от рядовых сотрудников до офицеров. В целом, у меня были некоторые поблажки, но я не борзел. Я за год даже дня в карцере не провел [12 декабря Тушканова отправили в ШИЗО]. В СИЗО были проблемы с выводом на звонки, многие звонили один раз в месяц, меня иногда и два раза в неделю выводили.
То же самое от заключенных. За весь год нашлось человека два-три, которые не поддерживали то, за что я тут оказался. Открытием также стало то, сколько людей меня поддерживает, сколько писем я получаю. Ну и за год пребывания в разных СИЗО я прочел книг больше, чем за шесть лет в универе, а учился я там более чем хорошо. Не могу привыкнуть к тому, что не могу музыку слушать ту, которую я хочу, ведь все уходящее, а музыка — вечна!»
Яркое воспоминание, связанное с Новым годом. «Некоторые яркие воспоминания не очень уж можно писать, а некоторые так вообще. У меня был долгий переходный возраст. Жил я в деревне, и сладости всякие возили только зимой, в том числе и торты. Каждый Новый год мы с сестрой ели сладости, а мама мне дарила кульки лет до 20, вру, в 27 я получил кулек, да! У кого как, а у меня лучшая мама!»
О чем никогда не стоит жалеть. «Не стоит никогда жалеть о том, кем вы были когда-то. Ведь важнее то, кто вы сейчас. Непринятие своего прошлого не дает возможности для будущего.
Я когда-то мечтал о том, чтобы Владимира Путина короновали, “помазали на царство”. В моем прошлом было многое: наркотики, море алкоголя, сомнительные связи и т. д. Спускался по социальной лестнице на самое дно, но при этом чуть красный диплом по окончании магистратуры не получил. Все это в прошлом, но часть меня. Не жалейте о своем прошлом и примите его».
Какое желание загадает под бой курантов. «Хочу, чтоб 2024 стал тем годом, когда мы поднимем втоптанные в кровь и грязь выцветшие знамена человеческих прав и свобод, раскрасим их яркими новыми красками. Из малых желаний: я бы хотел обнять свою любимую жену, маму и сестру — трех самых важных людей в моей жизни. Мой отец уже всегда будет рядом.
Гражданам России я бы хотел пожелать стойкости, ведь самые сильные порывы и раскаты грома — перед концом. Все ваши страдания, они не зря, постарайтесь принять их мужественно.
Ни в коем случае не думайте, что вы одиноки в своей беде, в своей тоске. Вы может и одни, но явно не одиноки. За вами стоят тысячи, сотни тысяч граждан своей страны, в том числе и я. Желаю вам быть счастливыми и не ругать себя за это, вы имеете право радоваться. Любовь сильнее страха, это познал на себе, а смех и радость лишают страх его превосходства.
Берегите друг друга.
Закончить бы хотелось фразой из одного знаменитого фильма: “Мы не сломлены. Всем кто меня слышит, вы и есть Сопротивление” [цитата из Терминатора]. На вас смотрит будущее поколение России. Кого они увидят?»
Мария Пономаренко
Журналистка. В феврале 2023 года получила шесть лет колонии за публикации о погибших в Мариуполе. Суд признал ее виновной в распространении фейков об армии (статья 207.3 УК РФ). 2 ноября 2023 года стало известно о новом уголовном деле против журналистки. Силовики обвинили Пономаренко в нанесении неопасного для здоровья вреда (часть 2 статьи 321 УК РФ). Журналистка якобы напала на начальника отдела безопасности и надзирателя алтайской колонии.
Письмо от 3 декабря
Что стало открытием в изоляции. «Открытием для меня стали два события. Во-первых, неожиданно много людей откликнулись на беду по сути чужого человека и протянули руку помощи. До сих пор получаю десятки писем с прекрасными, добрыми словами, которые мотивируют держаться и не падать духом, несмотря на кошмарные перипетии, происходящие в моих пенитенциарных реалиях.
Во-вторых, разрушились стереотипы о мире преступников, навязанные кинематографом. Имею в виду только женскую часть, с мужчинами не сидела. Никто здесь не заходит в камеру с фразой “вечер в хату”, нет мобильных телефонов, прессовщицы, к счастью, очень редкое явление, на Алтае их нет, есть в Красноярском крае. Нарушительницы закона в 90% случаев обычные люди, ничем не отличающиеся от нас с вами».
Яркое воспоминание, связанное с Новым годом. «Много лет не гуляла в новогоднюю ночь, а в ночь с 2020 на 2021 годы вышла подышать воздухом, пройтись до родственников. В глаза бросилась разрозненность людей, в 90-е и в начале нулевых все поздравляли друг друга, обнимались, знакомились, теперь же каждая компания и одинокие граждане обособленно спешили куда-то…»
О чем никогда не стоит жалеть. «Никогда нельзя жалеть о поступках, совершенных по совести, пусть даже они не привели к искомому результату».
Какое желание загадает под бой курантов. «Под бой курантов ничего не загадаю. Отбой в 22:00, попробую перед сном обратиться к космосу с просьбой об освобождении родины от … — несложно догадаться, опасно озвучивать.
Гражданам России пожелала бы обрести разум и силу, избавиться от синдрома выученной беспомощности, раболепия и комплекса непогрешимости. Последнее особенно мешает прогрессу и переменам. Без признания ошибок и их проработки, без выхода из зоны комфорта ничего хорошего нас не ждет. Правда, какая бы неприглядная ни была, всегда лучше самой красивой лжи. Это моя принципиальная позиция, которой придерживаюсь в полной мере, озвучивая о себе и неприглядную информацию. Да, не ангел, белых крылышек не имею, но стремлюсь к лучшему, стараюсь личным примером мотивировать людей действовать, не бояться ошибок, расти, выбирать правильные ориентиры. В конце концов не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
В конце хочу добавить следующее: молчаливое приятие тоталитарного режима не гарантирует свободы. Как минимум пятая часть встреченных мной женщин находится за решеткой по сфабрикованным уголовным делам. Доказательства их невиновности на поверхности, заметны даже не самому подкованному в юридическом аспекте глазу (моему), но почему-то не замечены судьями. Поражает хладнокровность лиц в мантиях, ломающих судьбы порой целых семей, включая маленьких детей…
В современной России в дефиците гуманизм. Доброту и пацифизм воспринимают за слабость. Однако как бы там ни было, свет победит тьму, ведь законы вселенной, к счастью, не подвластны человеку».
Игорь Барышников
Общественный активист и инженер. Его приговорили к семи с половиной годам колонии за военные «фейки» в постах (статья 207.3 УК РФ). Он живет с трубкой в мочевом пузыре. В колонии ее не смогут временно менять. Врачи сказали, что мужчине грозит смертельная опасность. До ареста Барышников ухаживал за 96-летней матерью. После его задержания женщина умерла.
Письмо от 13 декабря
Что стало открытием в изоляции. «Отношение сотрудников СИЗО. Независимо от их позиции к происходящему, они спокойные, адекватные. И он будет спокойно ждать тебя или другого человека, когда ты собираешься на прогулку, к адвокату или в душ. И отношения самих заключенных друг к другу. Взаимовыручка, взаимная поддержка друг друга и пожелания доброй ночи (после отбоя)».
Яркое воспоминание, связанное с Новым годом. «Поездка в Турцию в далеком 1993 году. Мы тогда приехали в Сочи, подошли к Морскому вокзалу. Зимний Сочи нас поразил тогда. А прибыли мы с Южного Урала, с Магнитогорска. Огромные белые цветы с человеческий рост, запахи, как будто находишься в Ботаническом саду. Ну и потом на судне до Трабзона, другой мир для нас, ничего не видевших, кроме совка. На долгом пути на автобусе (у нас тогда таких еще не было) — останавливались, все выходили, и автобус мыли щетками — на каждой остановке! Ну и Стамбул, конечно, поразил. До этого и за границей-то никогда не были!»
О чем никогда не стоит жалеть. «Жалеют ли о том, что сделали, Алексей Навальный, или Володя Кара-Мурза, или Илья Яшин, Александра Скочиленко, Дмитрий Иванов, или Дмитрий Талантов? Я думаю, нет. Вот и я ни о чем не жалею.
Судьям я сказал о своем отношении к путину. Должность президента — выборная. А путин никогда не участвовал в выборах. Он никогда не участвовал в дебатах. Вы можете себе представить, чтобы путин отвечал на вопросы Бориса Немцова? Или путин отвечал на вопросы Алексея Навального? Поэтому вы понимаете, где и почему находится Борис Немцов и где и почему — Алексей Навальный.
И вас, судей, тоже надо выбирать. Он вас назначает своими указами, и вы только перед ним несете ответственность. А должны — перед обществом, перед которым вы закрыли двери».
Какое желание загадает под бой Курантов. «Чтобы путин проиграл эту войну и чтобы Россия стала свободной от его или любой другой диктатуры. Россиянам желаю того же — проснуться в свободной стране, где соблюдаются законы Конституции, где есть и будут свободные независимые СМИ, где людей не сажают в тюрьму ни за что, как сейчас, не пытают и не угрожают миру и другим странам, чтобы политзаключенные вышли на свободу, а те, кто развязал весь этот ужас войны, попали под юрисдикцию МУС как военные преступники. Получится!»