Свято-Троицкую церковь в селе Бураново разобрали на стройматериалы в 1948 году. Храм не был древним — его построили в середине XIX века, но в историю войти он успел. Здесь с 1900 по 1924 год служил основатель удмуртской литературы, известный педагог и этнограф Георгий Верещагин.
После разрушения храма местные прихожане много лет собирались в старом магазине, который переоборудовали в молельный дом. Здание магазина стояло на подпорках и держалось «на честном слове». Больше полувека участницы фольклорного коллектива «Бурановские бабушки» мечтали восстановить настоящую церковь.
«Село у нас умирает, потому что нет храма. Поля зарастают, мужчины спиваются, молодежь уезжает, а хозяйство развалилось — потому что наши родители разрушили храм. Надо храм!» — так они говорили.
Но денег на строительство новой церкви не было. Все изменилось только в 2008 году, когда бабушки из Бураново, наконец, «получили знак», что пением можно зарабатывать. Чтобы собрать средства на храм, бабушки перепевали иностранные хиты, выступали по всей стране и снимались в рекламе «Единой России». И даже поехали на Евровидение в Баку — где неожиданно заняли второе место с песней «Party For Everybody».
Журналист и фотограф “7х7” отправились в Бураново, чтобы узнать, как популярность бабушек преобразила село и почему сами участницы коллектива уверены, что дело не в музыкальном фестивале, а именно в храме.
Краеведческая комната с Евровидением
Бураново — село в Малопургинском районе Удмуртии, здесь живут около 700 человек. 95% из них удмурты, и между собой они говорят только на родном языке.
Село широко расположилось в низине. Уже на подъезде к нему видна недавно построенная белая церковь Святой Троицы. Сворачиваешь с главной дороги — и под горку спускаешься на улицу Центральную, к новому дому культуры с музеем Бурановских бабушек. Он входит в топ-100 достопримечательностей Удмуртии.
Просторный двор ДК вымощен разноцветной брусчаткой, красной плиткой выложены восьмиконечные звезды — древний удмуртский символ лунный знак (толэзё), оберегающий от несчастий. В фойе ждут пять бабушек: Галина Конева, Зоя Дородова, Граня Байсарова, Алевтина Бегишева и самая молодая — Ольга Туктарева, художественный руководитель коллектива.
Бабушки встречают журналистов “7х7” сурово, без улыбок — надо еще понять, что за люди приехали. На самых старших — повседневная удмуртская одежда с монистами на груди, клетчатое платье, белый передник, на голове яркие платки, красиво повязанные назад. «Это я уже не хожу в национальных платьях, — говорит Ольга Туктарева, — а они ходят».
Переходим в музей. Трое из бабушек берутся за палки: Конева и Дородова за палки для скандинавской ходьбы, Граня за тросточку.
Музей маленький, но все экспонаты яркие: удмуртские платки и коврики, куколки в виде бабушек, цветные фотографии. Сначала это была краеведческая комната, в которой бабушки собирали платки, найденные в старинных семейных сундуках — некоторым из них по двести лет. Потом здесь же появились и «артефакты» триумфального Евровидения-2012.
Бабушки говорят, что после конкурса в их жизни ничего не изменилось — как жили, так и живут. Только в селе дороги стали лучше, появилось освещение, новый дом культуры. И, конечно, храм.
Правда, в своей книге «Бабушки из Бураново. Как это было» художественный руководитель коллектива Ольга Туктарева пишет, что дом культуры, покрытые щебнем дороги, водоснабжение и освещение сделали в Бураново ударными темпами только к ожидаемому визиту Владимира Путина в 2012 году. Он приезжал в Удмуртию на юбилей Михаила Калашникова и планировал посетить Бурановских бабушек. Но в село так и не заглянул.
Звонок как знак
В сельском Доме культуре в Бураново всегда был хор. Иногда в нем пели до шестидесяти человек. Восемь будущих участниц Евровидения работали, а потом выступали в самодеятельности. Основной репертуар — удмуртские песни и частушки. Когда в 1990 году Ольга Туктарева после института пришла работать режиссером в сельский ДК, ансамбль там уже был.
Название никто специально не придумывал.
— На концертах нас спрашивали, как представить, мы говорили: “Бурановские бабушки”. Так и пошло, — вспоминает Туктарева. Их часто приглашали на небольшие местные праздники в разных районах Удмуртии. На одном из таких мероприятий они познакомились с режиссером Павлом Поздеевым.
В 2008 году по заказу министерства национальной политики Удмуртии Поздеев придумал проект «Хочется верить» — перепевку песен рок-исполнителей на удмуртском. Ко Дню родного языка Поздеев предложил бабушкам поучаствовать в проекте: спеть русский рок по-удмуртски.
«Трансляция удмуртского языка для меня — абсолютная ценность», — говорил Поздеев впоследствии в интервью ТРК «Моя Удмуртия». Интересно, что сам Павел, удмурт по национальности, родного языка не знал. Объяснял он это тем, что ему «тяжело даются языки» и что он просто «wow-националист» в своей деятельности. «Если вкратце, то в пространстве национально-культурных отношений я применяю те же инструменты, что в рекламе товаров или услуг, неважно каких, — говорил Поздеев в интервью. — Так вот, wow — это эффект креативного подхода на рекламном рынке (читайте В. Пелевина «Generation П»). И это работает — проверено!». С бабушками это wow удалось достичь.
Ольге Туктаревой идея перепеть русский рок на удмуртском понравилась, и она сама перевела песни «Кино», «Алисы», «Аквариума». Даже не перевела, а просто накидала подстрочный текст, чтобы было понятно бабушкам, — и они спели их под гитару в Удмуртской государственной филармонии. Запись завирусилась в интернете, и о бабушках заговорили.
После этого концерта бабушкам позвонил представитель крупной приволжской энергетической компании и попросил записать целый диск с зарубежными песнями на удмуртском. Так они перепели «Yesterday» и «Let It Be» The Beatles, «We Are The Champions» Queen, «Soldier Of Fortune» Deep Purple, «Hotel California» Eagles и другие песни. Диск вышел в декабре 2008 года.
Пели, говорит Туктарева, «о своем, понятном, а не про наркоманов и отели».
— Например, в «Отеле «Калифорния» мы поем, что есть большие города, бескрайние пустыни, непролазные джунгли, моря, песни всякие, но мы любим свои песни и будем их петь, а в Калифорнии вашей мы никогда не будем и туда не собираемся, — рассказывает Туктарева.
Тот звонок от энергетической компании Ольга Николаевна считает особым «знаком», потому что он прозвучал почти сразу после ее разговора с Галиной Коневой о том, что в Бураново надо строить храм.
— Это же не с каждым происходит! С этих первых денег мы и поняли, что можно строить храм, нас развернуло, и тут же появилась Ксения, — вспоминает Туктарева.
«За нашей спиной вся Россия стояла, а мы в лаптях»
Ксения Рубцова родилась в Удмуртии, она продюсер, а после — директор ООО «Дом Людмилы Зыкиной». Она вышла на бабушек в 2009 году и предложила им выступить на юбилее Зыкиной в "Останкино". Бабушки это предложение с радостью приняли, вспоминает Ольга Туктарева:
— Кто откажется? Я на свою зарплату работника культуры никуда выехать не могла, а тут такое счастье: куда-то выехать, повидать Зыкину, "Останкино" увидеть, посмотреть, как там все делается.
На юбилее бабушки произвели фурор, особенно маленькая лучезарная Наталья Яковлевна Пугачева. Их запомнили, и Рубцова предложила подписать контракт.
По словам Туктаревой, бабушки не глядя подписали бумаги и вынуждены были отработать пять лет.
— Но это тоже было интересно. Мы ездили по разным каналам и проектам, познакомились с интересными людьми. Сейчас я понимаю, почему мы туда попали. Надо было в селе жизнь изменить. Нужен был храм! И очень странным путем нужно было строить этот храм: через шоу-бизнес. Сначала надо было опуститься на дно — шоу-бизнес для нас был дном, потому что там были разные не очень хорошие предложения: что нам делать, что говорить, какие песни петь. И я их не осуждаю, потому что там другие люди, Москва… другие принципы, — говорит Туктарева.
Например, вспоминает она, на канале «Пятница» им сказали: «Будете петь "Bésamemucho"». Они разучили песню и пели ее протяжно, как удмуртскую народную песню, а их попросили спеть в стиле хеви-металл. Бабушки отказались.
Идею поехать на Евровидение подала бывший гастрольный администратор коллектива Мария Толстухина. И продюсер Ксения ухватилась за идею, а бабушкам пришлось ее отрабатывать в рамках контракта.
— Мы даже не знали, что это за Евровидение такое. Нам идея поехать туда не нравилась, — говорит сейчас Алевтина Бегишева.
Бабушки принимали участие в отборочном туре в 2009, 2010, 2011 годах, но в финал вышли только в 2012 году. Бабушки и сейчас без волнения не могут говорить о Евровидении, а тогда — молились, чтобы не пройти в финал. Они чувствовали себя дилетантками и комплексовали среди молодых талантливых ребят с хорошими голосами и музыкальным образованием. Да и учить английские слова было непросто.
— Мы, как молоденькие девчонки, поехали туда, ничего не понимая. Не знали, что с нами будет. Страх был очень сильный. За нашей спиной не только Удмуртия стояла ведь. За нашей спиной вся Россия стояла. А мы в лаптях, в старинных платьях, которые у своих бабушек собрали. Пили валерьянку, плакали по ночам, все было. Сейчас мы знаем эту процедуру и не поехали бы туда, — говорит Галина Конева.
На сцену могли выйти только шестеро, а приехал весь коллектив — восемь человек. Бегишева и Дородова остались за кулисами: сами так решили.
Бабушки говорят, что если бы не победа на Евровидении, они нигде бы не побывали и за границу бы не выехали.
— Я с бабушками была в Латвии, Литве, Эстонии, в Украине три раза. Зеленского видели, — рассказывает Алевтина Бегишева. — Он приглашал на юбилей своей команды КВН. И был очень обходительным. Вот там он был на своем месте!
«Нет смысла ссориться, надо искать компромиссы»
Восстановить в селе храм бабушки хотели еще с середины 1980 годов, вспоминает Алевтина Бегишева. Обращались к чиновникам и депутатам, но в ответ только слышали: «Деньги есть, так стройте».
В 1990-х бабушки собирали подписи под заявлением с просьбой о храме — обошли все село. Наконец, под молельный дом им выделили старенькое здание бывшего промтоварного магазина. Бабушки сами его обустроили — на небольшой постройке до сих пор остается крест.
В бывшем магазине жители Бураново и соседних сел молились 27 лет.
Летом 2011 года, когда «Бурановские бабушки» стали заметны, Ольга Туктарева и Галина Конева приняли участие в игре «Кто хочет стать миллионером». Выиграли 800 тысяч рублей, но получили 550 тысяч, «там же налоги большие». Эти деньги отдали на заливку фундамента храма, но они, как говорит Туктарева, «ушли в песок».
— Мне казалось неправильным зарабатывать деньги игрой. Вот и строители, которые оказались не строители, залили фундамент не там, где надо, и не так, как надо.
И тут, по словам Туктаревой, подключился Александр Волков — на тот момент глава Удмуртии. Строитель по образованию, он предложил помощь. «Он сказал: “Бабушки, храм надо выше поднять”, и выделил два миллиона рублей из бюджета республики. Благодаря ему наш храм стоит на прочных бетонных блоках», — продолжает художественный руководитель.
А уже в октябре 2012 года бабушки начали агитировать голосовать за партию «Единая Россия». В Удмуртии на билбордах развесили плакаты с коллективом в народных костюмах. «Бурановские бабушки — за "Единую Россию"», — гласил слоган на плакатах.
Фольклорная группа выступала и на концертах в поддержку кандидатов от партии «Единая Россия». Некоторые издания писали, что Ольга Туктарева может войти в тройку партийного списка ЕР на выборах депутатов Госсовета Удмуртии, но она отказалась. Жители республики осудили «Единую Россию» за то, что партия использует народных любимиц в своей политической борьбе. Но ни у кого не повернулся язык упрекнуть бабушек, потому что «они строят храм, поднимают село, ремонтируют дороги».
— Мы не могли отказать Волкову, — рассказывает Туктарева. — Он нам клуб отремонтировал, дороги в селе поднял, почистил водонапорную башню. Он часто говорил: “Любовь должна быть взаимной”. Мы шли на этот компромисс и фотографировались для ЕР на плакате. И мне не стыдно за это, потому что нет смысла ссориться-ругаться, надо искать компромиссы. Я не хочу о нем плохо говорить.
Александр Волков скончался в мае 2017 года. В своих молитвах бабушки всегда желают ему Царствия небесного: «Он по-человечески поступил».
«Бабушки из Бураново»
Контракт бабушек с «Домом Людмилы Зыкиной» заканчивался в 2014 году. К этому времени храм не достроили: он стоял без крыши, а сам коллектив остался в долгах перед строителями.
Бабушки заволновались: много ездят с концертами, а стройка не продвигается. Они хотели, чтобы все вырученные средства шли на строительство, но поняли — до храма доходят не все деньги. В декабре 2014 года коллектив, по словам Туктаревой, отказался продлевать контракт и остался без названия «Бурановские бабушки».
Все авторские права, в том числе и название ансамбля, до сих пор принадлежат ООО «Дому Людмилы Зыкиной». Под этот бренд Рубцова набрала новых бабушек помоложе. Ольга Туктарева просит не писать об этом коллективе.
— Бабушки еще не совсем простили, не обижай их, — объясняет она журналисту “7х7”. — Нам стали угрожать, наши концерты срывать. Но нас народ уже любил, у нас была слава. Уже ни за какие деньги не купишь эту славу.
Так они стали «Бабушками из Бураново». Дальше выступали самостоятельно, без продюсера, и все-таки открыли храм в 2015 году. Всего на его строительство ушло почти 24 миллиона рублей. Рубцова утверждала, что «Дом Людмилы Зыкиной» вложил в храм не меньше половины общей суммы.
В 2018 году бабушки затеяли рядом с церковью новую стройку — дом милосердия для одиноких стариков, потому что в селе закрыли стационар, часть которого как раз работала как дом престарелых.
— Нам люди тихонько все равно помогают. На концерты приглашают, на юбилеи… не потому что мы ах как хорошо поем — они знают, что мы строим, и приглашают, — рассказывает Туктарева. — Если мы в состоянии еще петь, мы должны петь и работать. Мы еще можем доехать до Кирова, Казани, Перми, Екатеринбурга. В Москву — уже нет, это уже далеко. В Москву едем если только надо республике.
Где и для кого сейчас выступают бабушки, художественный руководитель говорит неохотно. Одна из бабушек, Алевтина Бегишева, призналась, что сейчас чаще они не сами ездят, а приглашают к себе на творческие встречи. «Приезжают студенты, школьники, учителя из районов и Ижевска, туристы». Раньше до 90% сборов с каждого выступления отдавали на храм, а с 2018 года — на дом милосердия.
В 2020 году стало известно, что продюсер Ксения Рубцова, работая директором актрисы Элины Быстрицкой, оказалась на скамье подсудимых. Со счетов Быстрицкой пропало более 34 миллионов рублей, Рубцову обвинили в незаконном присвоении этих денег. В июне 2020 года Замоскворецкий районный суд Москвы приговорил ее к 3,5 годам колонии за мошенничество.
Бабушки говорят, что не знают, где Ксения сейчас и чем занимается. Но Ксения уже вернулась к работе в ООО «Дом Людмилы Зыкиной», а новые «Бурановские бабушки» гастролируют по России. 5 ноября они выступили на выставке «Россия» в Москве на ВДНХ. Характерно, что месяц спустя «Бабушек из Бураново» тоже пригласили на эту выставку — в День Удмуртии они спели свои песни и провели мастер-класс по приготовлению перепечей — одного из блюд удмуртской кухни.
«Ты меня узнаешь?»
Бабушки не скрывают, что у них хорошие отношения с нынешней властью. Глава Удмуртии — Александр Бречалов — родом из Краснодарского края. В республику он попал впервые в 2017 году, когда возглавил регион, и, по его словам, «сразу влюбился», даже начал учить удмуртский язык, хотя так и не смог его освоить.
— Когда Бречалов приехал в Удмуртию, мы выступали всем составом. Потому что у бабушек имя, он прекрасно это понимает. И это правильно, я считаю. Пока имя бабушек помогает республике, почему мы должны отказывать? Пока есть возможность, пусть нас пользуют, — прямо говорит Туктарева.
Особые отношения с нынешним главой сложились у Галины Коневой. «Я его люблю», — улыбается она. Именно Бречалов помог бабушкам со строительством дома милосердия.
— Однажды на концерте он меня спросил: «Ты меня узнаешь?» Я говорю: «Нет». Из Москвы летели, он сам в самолете подошел, присел передо мной на коленки и опять спрашивает: «Ты меня узнаешь?». Я говорю: «Нет». Когда он представился, говорю: «Как я хотела вас увидеть!» — «А что случилось?» — «Никак разрешение на строительство дома милосердия получить не можем», — вспоминает Конева.
Администрация Малопургинского района не выдавала это разрешение в течение трех лет. Почему, бабушки и сами не знают — им не объяснили. Зато после разговора с Бречаловым все бумаги сразу подписали.
Лично для себя они ничего никогда не просят, утверждает Туктарева. Только один раз, Галина Николаевна позвонила главе республики, когда стала скорую вызывать через каждые три дня. Он помог ей лечь на обследование. «Меня положили в кардиологию. Нашли тромб, сидел в самом сердце», — рассказывает Конева.
— Он к ней как к своей бабушке относится, — добавляют участницы коллектива.
В 2020 году из-за пандемии коронавируса строительство дома милосердия приостановилось, потому что бабушкам пришлось прекратить концертную деятельность. Успели воздвигнуть только стены. 9 сентября 2022 года «Комсомольская правда в Удмуртии» писала, что солистки коллектива снова обратились за помощью к Бречалову. «После этого дело сдвинулось с мертвой точки. Глава Удмуртии нашел фонд, который поможет с завершением строительства. На первый этап выделили 3,5 млн рублей», — говорилось в статье.
Как раз в это время — с 9 по 11 сентября 2022 года — проходили выборы главы Удмуртии, и Бречалов был одним из кандидатов на пост от «Единой России». Он одержал победу с результатом 64,37 %. По словам церковной старосты храма в Бураново, Зои Андрияновны, вместо 3,5 миллионов дали только 1,4. Этих денег на запланированные работы не хватило, дом милосердия так и стоит недостроенный.
На вопрос о том, пойдут ли бабушки голосовать за Путина в 2024 году, после некоторой заминки отвечает за всех Галина Конева: «Мы пока сами не знаем». Но на выборы точно пойдут, всегда ходят, голосуем активнее, чем молодежь».
«Многие умирали семьями»
В храм нас сопровождает Алевтина Бегишева, она проводит экскурсии по храму для приезжих. Проходим мимо того места, где раньше стояла историческая церковь. Ее закрыли в 1939 году.
— В 1948 году к нам приехали нефтяники. Им нужно было жилье. Государство показало на неработающий храм: вот стоит здание, разбирайте и стройте жилье. После этого многие нефтяники ушли из жизни. Многие умирали семьями, — рассказывает Бегишева о судьбе церкви.
Сейчас на месте старого храма два памятника: один с красной звездой на макушке — красноармейцам, погибшим в борьбе за власть советов 1917–1919 гг, другой — мемориал погибшим в 1941–1945 гг.
Мы подошли к белой церкви Святой Троицы. Она называется так же, как и разрушенный храм. Новая церковь будто парит над тобой, вынуждая поднять голову к ней и дальше — к небу.
— Недолго храм еще работает, но в селе появилась какая-то благодать, теплота, своя удмуртская аура. Она очень сильно чувствуется! — уверена Бегишева.
Отец Владимир служит в церкви недавно. Он называет храм «спасительным кораблем» и благодарит бабушек за всю помощь. Правда, по его словам, в доме милосердия нужно еще провести капитальные работы. «Средств нет, а на носу зима. Посетителей там еще нет, но уже очередь из желающих туда попасть», — говорит отец Владимир.
По словам старосты храма Зои Андрияновны, открытия дома милосердия ждут как минимум четверо:
— Это наши, деревенские, а еще одна из Сарапула [город в 40 км от Бураново] ждет. Потратили уже около 7 миллионов рублей. Надо еще примерно 4 миллиона, чтобы достроить. Надо еще двери межкомнатные, окна, брусчатку на улице, чтобы удобно было ходить.
Зоя Андрияновна говорит, что бабушки зарабатывают немного, и этих денег не хватает.
— Ну приедут туристы, билет на концерт 500 рублей стоит. Ну заработают они 10 тысяч рублей, половина остается в доме культуры… 5 тысяч с концерта — разве это много? А просить Ольга Николаевна никогда не будет. Она стесняется. На сцене выступать не стесняется, а просить стесняется.
Староста не может сказать, когда дом милосердия откроется. «Денег пока нету. Если бы помогли деньгами, то быстро сделали бы».
Центр культуры в подвале
В селе есть школа, детский сад и сельская библиотека. Все они уместились в одном двухэтажном кирпичном здании на улице Школьная. В школе учится примерно 100 детей из трех населенных пунктов: Бураново, Пураможги и Чутожмона. Здесь есть классы с углубленным изучением удмуртского языка.
Сельская библиотека — центр национальной культуры. 20 лет она находится в подвальном помещении, в котором ни разу не было ремонта. От постоянной сырости разрушаются стены и плесневеют книги. Единственный сотрудник библиотеки Людмила говорит, что плесень с книг приходится регулярно убирать тряпочкой.
Ремонта даже не обещают. Администрация школы говорит, что его должна делать Центральная библиотечная система Малопургинского района — а те, в свою очередь, говорят, что школа, так как это ее помещение. В итоге Людмиле выделили ПВХ листы, чтобы она прикрыла часть разрушающейся стены. «Ремонт делали с мужем в выходные дни», — говорит библиотекарь.
Конечно, о проблеме хорошо знал бывший глава Малопургинского района Сергей Юрин. Решить ее он собирался просто — закрыть все сельские библиотеки в районе. Но 23 сентября его назначили министром экономики Удмуртии, а районом теперь руководит Александр Деев. Людмила надеется, что с новым начальством ситуация станет лучше.
Кроме прочего, библиотеку плохо снабжают книгами. Тем не менее план — 7 тысяч посещений в год — сельская библиотека выполняет. Людей зазывают разными встречами и мероприятиями — иногда Людмила приглашает и бурановских бабушек.
Библиотекарь рада, что благодаря бабушкам село стало широко известно. Теперь через Бураново в Сарапул проходит туристический маршрут, гости приезжают большими автобусами.
— Я бы сказала, почти каждый день кто-то в гостях в Бураново. Дороги стали лучше. Но на новых улицах — Полевой, Сосновой, Верещагина — и дороги, и воду делаем сами, — говорит библиотекарь.
Сама Людмила из другой деревни, в Бураново вышла замуж и живет здесь уже 12 лет. В библиотеке работает четыре года и уходить не собирается — работа ей очень нравится.
«А чем заниматься в городе?»
На улице встречаем местную жительницу, тоже Людмилу. Она пенсионерка, всю жизнь проработала в сельском хозяйстве.
— Раньше в Бураново много ферм было. Ни одной фермы не оставили! Больница работала, столовая работала, все было, для этого нужны были рабочие руки, а теперь ничего этого нету. И молодежь не хочет оставаться в селе. А в старости все равно все сюда возвращаются! Я всю жизнь в животноводстве работала, а мои дети, когда маленькие были, ходили ко мне помогать, говорили: «Мы не будем, как ты, с навозом работать, поедем в город». Исполнилось им по сорок лет, построили в Бураново дом, но до пенсии остаются в городе. И у многих так, — говорит Людмила.
Сейчас женщина работает санитаркой в амбулатории. Она жалуется, что в Бураново нужен стационар. Его закрыли несколько лет назад из-за ветхости здания. Работает только амбулатория, но в ней нет фельдшера, только две медсестры. Поэтому за направлением врача приходится ездить либо в райцентр — Малую Пургу — либо в Ижевск.
— Было бы здорово, если бы в деревне, прямо в Бураново, был Дворец спорта с бассейном, чтобы мы могли прививать детям правильный образ жизни. В округе деревень достаточно, потребность в спорте есть, — говорит молодая семейная пара. Рядом с ними две девочки. Третий ребенок скоро родится.
Два года назад они переехали жить в Бураново из Ижевска. Это был осознанный выбор.
— В городе много недостатков. Мы сравнивали преимущества, и деревня перевесила. В принципе недалеко — 30 км. Дети здесь больше гуляют. А чем они занимаются в городе? В квартире сидят?
Им нравится, что люди в Буранове участливы и неравнодушны — не то, что в столице республики. Но работают в Ижевске, дети учатся там же — и лечиться тоже ездят в город.
Вечером Бураново погружается во мрак — это нам так кажется. Освещение, конечно, есть — но совсем не такое яркое, как в городе. На выходе из села нам попадается женщина, мы спрашиваем ее, во сколько ближайший автобус до города. Она подробно объясняет, что будет еще два рейса — сейчас добраться из Буранова до Ижевска не проблема.
На остановке чисто, мусора нет даже в углах остановочного павильона. Через 20 минут подошел автобус — теплый и со свободными местами.