Имя, цвет кожи, сексуальная ориентация, физические особенности, вероисповедование, национальность, стиль в одежде могут стать проблемой для человека внутри России. Люди, не соответствующие общественному «канону», рискуют не получить работу, столкнуться с оскорблениями и насилием. Что чувствуют те, кто отличается от большинства, что помогает им психологически справляться с нетерпимостью и как изменить положение дел — в материале «7х7».
«Мне говорили: “Ты забыла, откуда ты родом?”»
- В нашем регионе татар не любили. Не знаю, по какой причине. Всю жизнь я чувствовала предвзятое отношение к себе из-за своей национальности, - рассказала “7х7” Маргарита (имя изменено по просьбе героини), выросшая в Поволжье.
Маргарита - не ее настоящее имя. Но с детства родители звали ее именно так, друзья и даже родственники забывали, что у девушки на самом деле татарское имя. Повзрослев, она стала стесняться своей национальности и старалась не акцентировать на ней внимание:
- Когда во время поиска работы я указывала в резюме имя Маргарита, откликов со стороны работодателей было много, но как только я писала свое татарское имя – не было ни одного.
Впервые девушка столкнулась с неприязнью в детском саду. Девочка из той же группы сказала ей, что играть с ней не будет, потому что она татарка. Пятилетнюю Маргариту игнорировала вся группа:
- Эти слова я запомнила на всю жизнь. Мне было обидно. Я даже не рассказывала об этом родителям. Позже я не раз испытывала горечь, обиду и разочарование. Ком в горле стоял. Это очень больно - понимать, что ты не сделал ничего плохого и только за то, что ты другой национальности, к тебе так относятся. Мне говорили: «Ты забыла, откуда ты родом? Ты забыла свою фамилию?». А чем я хуже других?
“Ксенофобию легко культивировать”
Страх и неприятие всего чужого - это признак ксенофобии, базовой защиты организма от всего иного, потенциально “опасного”. С точки зрения первобытного мозга “чужое” несет в себе угрозу, пояснила психолог проекта Without Prejudice / «Без предубеждений» Александра (она попросила не называть ее настоящее имя). Кроме того, это удобная модель устройства мира, где существует только «белое и черное» – «свои и чужие».
По словам Александры, государства могут специально разделять людей на “своих” и “чужих”, регулярно напоминать об этом, вселять ужас перед отличающимися.
- Разделение общества помогает властвовать над отдельными группами. Ксенофобию легко культивировать, масштабировать и укреплять. Это происходит, когда государство лезет в образование и культуру. И требуется некий культурный и интеллектуальный багаж, чтобы освободиться от навязанной иллюзии, принять разнообразность и неоднозначность этого мира, - объяснила психолог.
Как в детском саду у Маргариты, где дети объединились против татарки, люди инстинктивно стремятся примкнуть к более успешной группе. В данном случае - той, что считает себя русскими, пояснили Наталия Юдина - руководитель раздела «Русский национализм и ксенофобия» в исследовательском центре «Сова»:
- Опасающийся обыватель стремится присоединиться к «сильным» и начинает травить чужаков. Это вопрос влияния окружения – семьи, коллектива, друзей, – говорит Наталия.
Она отметила, что в России был и остается довольно сильный уровень ксенофобии. В 2020 году, по данным ОБСЕ, на территории РФ зарегистрировали 833 преступления на фоне ненависти. В последующие годы страна перестала представлять такие данные официально, но за 2021 год правозащитные организации выявили как минимум 155 таких случаев. В их число входят те, что связаны с расизмом, религиями, инвалидностью, гендером и ЛГБТК+.
По мнению Наталии Юдиной, причина в том, что большая часть населения РФ живет в не самых благоприятных экономических условиях, а винить в неудачах люди склонны тех, до кого проще дотянуться - более беззащитных и отличающихся. При этом с проблемой ксенофобии в России мало или совсем не работают.
Поводом для нападения или оскорбления может стать любая визуальная непохожесть. Российская ксенофобия, по словам экспертки, более “базовая” - чисто визуальная и именно этническая: к народам Кавказа, Центральной Азии, отчасти темнокожим людям.
В 2023 году специалисты центра «Сова» регулярно фиксируют поджоги автомобилей, нападения на торговые ларьки, чьи хозяева – представители народов Кавказа. Убийств на почве ненависти стало меньше, насилие в основном мелкое. И на этом фоне выделяются нападения на ЛГБТК+ людей или тех, кого за них приняли (по данным правозащитников, в 2021 году из найденных 155 случаев преступлений на почве ненависти 85 были связаны с квир-людьми).
“Даже близкие люди считают, что моя смерть была бы лучше этого”
- Я не думаю, что наше общество – это злые люди, которые искренне хотят нанести мне вред и отгородить от социума, – считает Ева (имя изменено по просьбе героини), определяющая себя как лесбиянку. – Скорее, это люди, у которых на законодательном уровне украли даже возможность научиться мыслить по-другому, которых со всех сторон пытаются запугать, навязать ксенофобные взгляды.
ЛГБТК+ люди могут столкнуться с неприязнью не только со стороны незнакомцев, но и в своем окружении. Ева решилась рассказать о своей гомосексуальности бабушке - самому дорогому для нее человеку.
- Я сказала ей, что мне нравятся девушки, так всегда было и будет, на что она ответила: “Кто тебя на это надоумил? Этого не может быть! А что думают твои друзья, твоя соседка? Это отвратительно”. Ее финальной мыслью стало то, что лучше бы я ей рассказала, что у меня рак, чем выдала такую новость. Она все еще не верит, что это мое собственное решение, – рассказала девушка.
Они с бабушкой продолжаются общаться, но квир-тему не поднимают.
- Я не считаю свою ориентацию какой-то основополагающей частью своей жизни, но когда даже близкие люди считают, что смерть была бы лучше, а государство готово лишить меня за это свободы, люди на улице – избить, то сложно не думать об этом постоянно и не вкладывать в это больший смысл, чем оно есть на самом деле. В действительности все просто – я точно так же хочу семью и спокойную размеренную жизнь, – говорит Ева.
И она, и татарка Маргарита в разговоре с “7х7” сказали, что очень любят Россию, но хотят уехать. Маргарита - потому что чувствует ксенофобию, Ева - потому что видит опасность для жизни с той стороны, которую не может контролировать.
Регулярно сталкиваюсь с ксенофобией или неприязнью. Как справиться?
Ева старается быть сильной и не бояться говорить о своей ориентации в открытую, но ей часто бывает страшно:
- Страшно за доносы, страшно за избиение. Я прекрасно понимаю девушек, с которыми я хожу на свидания, почему они не хотят держаться за руки в общественном месте. Позиция и общества, и власти – такие вещи должны происходить за закрытыми дверями, «пусть они у себя дома это делают». Но моя гомосексуальность не развеивается, когда я порог дома переступаю.
Маргарита, повзрослев, стала открыто говорить, что она татарка:
- Я преодолела стеснительность с годами после того, как стала достигать каких-то результатов, продвигаться по социальной лестнице. И я сказала себе: «Наверное, не нужно стесняться своей национальности». Важно только то, какой я человек, и то, какой вклад, я вношу в общество.
Как отметила психолог Александра, представители уязвимых групп могут сталкиваться с комплексом чувств и явлений: потерей субъектности, отсутствием прав, одиночеством и гореванием, злостью и яростью, страхом за свободу и жизнь. Вот что экспертка предложила сделать, чтобы помочь себе пережить тяжелый опыт.
-
Подготовить «тревожный чемоданчик». Это вещи или действия, которые восстанавливают, подпитывают энергией и возвращают к себе. Например, чашка кофе, поездки, фотография, душ или рисование. Стоит составить список и держать его рядом.
-
Возвращайтесь в «здесь и сейчас». Несколько раз в день сканируйте себя, спрашивайте: «Что я думаю? Что я чувствую? Что я ощущаю телом? Что меня окружает?». Это поможет сохранить свою идентичность, чувствовать себя, слышать и беречь свои чувства.
-
Ищите выход для своей ярости. Это чувство не нужно отвергать, его стоит принимать, уважать и проживать. Можно сходить в краш-комнату (или создать такую дома), побить подушку, покричать в нее или в воду, записаться на бокс, поделиться этими сложными чувствами с кем-то.
-
Безопасно выражайте себя. Многим представителям дискриминируемых групп небезопасно проявлять себя, но подавлять в себе жажду быть увиденным и услышанным не нужно. Лучше найти способ сублимации - например, через творчество, чтобы частично удовлетворять эту потребность.
Чтобы преодолеть ксенофобию, бороться с ней нужно в первую очередь в себе, сказала Александра: «Нужно научиться принимать и то, что человек рядом с тобой не может по каким-то своим причинам тебя полюбить, не выбирает тебя. Важно видеть и принимать разность с другим человеком, в этом помогут установки:
"Я делаю свое дело, и ты делаешь свое дело.
Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты — это ты, и я — это я,
И, если нам случилось найти друг друга, — это прекрасно.
А если нет — этому нельзя помочь”.
«Люди должны понимать, что им легче жить вместе»
Ксенофобия встречается во всех обществах по всему миру. Бороться с ней нужно через объединение людей, расширение кругозора, образование, смелость принимать мир разным, толерантность.
- Толерантность не заставляет, не принуждает любить, но говорит о том, что я - это я, а ты – это ты, мы разные, это просто факт, это нормально, и я отдаю тебе твое право быть другим. Я думаю, развитие культуры и образования может способствовать рождению толерантности и критического мышления, – считает психолог Александра.
Для формирования принимающего общества также важно снятие табу. Например, когда негетеросексуальная ориентация оказывается под запретом, то у людей нет возможности узнать, что это на самом деле такое. Табу формирует много напряжения, лишает информации, а значит, возможности для узнавания других групп людей. Создается пространство для мифов и стереотипов.
- Я думаю, именно информация и снятие табу поможет родиться толерантности, принятию других людей, – заключила психолог.