Член Совета Федерации Маргарита Павлова заявила, что в Сети появляется новый контент, который «несет угрозы и набирает силу», — радикальный феминизм и чайлдфри. По мнению сенатора, эти движения очерняют «традиционные семейные ценности и роль женщины в семье» и пропагандируют «отказ от создания семьи и рождения детей». Она предложила блокировать такой контент в интернете. Как на эту идею отреагировали журналисты, политики и феминистки — в обзоре блогов «7х7».
«Может, сразу расстреливать начнете?»
По мнению феминистки и автора Telegram-канала «Женская власть» Залины Маршенкуловой, власти окончательно «поехали».
«Нежелание иметь детей — это „противоправный контент“. Ну, может, сразу расстреливать начнете? Чего мелочиться? Вы бы хоть разобрались еще сначала, что такое вообще радикальный феминизм», — написала феминистка.
Член президентского Совета по правам человека и журналистка Екатерина Винокурова назвала позицию сенатора Павловой глубоко оценочной и перекошенной.
«Почему “радикальный феминизм” — это токсичный контент, а, скажем так, радикальный патриархат — не токсичный?
Почему атаки на ”неправильных женщин” со стороны радфем — это плохо, а атаки на “неправильных женщин” со стороны традиционалистов — это хорошо?» — заявила журналистка.
По мнению правозащитницы, если контент потенциально ведет к прямой физической угрозе, как педофилия, то это плохой контент. В том случае если контент напрямую не угрожает человеку, то это — плоскость измерения ценностей, в которой невозможно не прийти к общим знаменателям.
«У нас сейчас, например, очень плохо ведется работа по прямым угрозам. Надо работать по однозначным вещам, а не вот это все. Я надеюсь, что в этом году мы все же доведем до принятия закон о судебных ордерах по домашнему насилию вместо сотрясания воздуха по „неправильным ценностям“», — написала Винокурова.
Культуролог и феминистка из Петербурга Юлия Красавина увидела в высказывании сенатора Маргариты Павловой «изощренную насмешку и издевательство». У Красавиной вызвали ярость слова сенатора про недопустимость отказа от навязанных патриархальных норм. Феминистка объяснила, что «традиционная» семья больше похожа для россиянок на тюрьму, а деторождение может обернуться тотальной нищетой и грозит лечь непосильным грузом на плечи одной лишь матери:
«О каких таких “семейных ценностях” говорит Павлова — не о тех ли, которые предписывают миллионам молодых, потенциально способных быть счастливыми и успешными без этих оков россиянок взваливать на себя бремя бесплатного труда на благо отдельно взятого гражданина? Спору нет, государство удобно устроилось, скинув с себя обязанности заботиться обо всех гражданах и переложив львиную долю социальной заботы о мужчинах на женщин, экономия — спору нет».
Красавина в том числе раскритиковала предложение Павловой запретить чайлдфри-контент. По ее мнению, сенатор хочет, чтобы женщины «впряглись в убыточное и опасное для них предприятие».
«За призывы к бунту у нас сажают, так что скажу предельно мягко: женское терпение не бесконечное. Государство скоро получит тотальную демографическую яму. Нас, женщин, тут большинство — и глумиться над нами было еще как-то можно в условиях доиндустриального общества, когда выживать было крайне тяжело. Но в постиндустриальном все будет иначе», — написала Красавина.
«Женщины-сенаторы обнуляют женские права»
Зампредседателя псковского «Яблока» Дмитрий Пермяков посчитал, что Маргарита Павлова попала в Совфед благодаря борьбе суфражисток и феминисток. Он напомнил, что именно они изменили навязанную женщинам роль молчаливой поддержки мужчины.
«Сегодня женщина, занимающая один из самых значимых постов в российской вертикали власти, все эти достижения радостно сливает, истосковавшись по патриархальным веригам. Такие заходы — один из самых подлых методов путинского государства. Бодрые пенсионеры агитируют за повышение пенсионного возраста, космонавт-героиня обнуляет президентский срок, а женщины-сенаторы обнуляют женские права. Какой-то перманентный испанский стыд за них», — написал политик.
Главного редактора издания Republic* Дмитрия Колезева не удивило, что сенатор Маргарита Павлова объяснила необходимость расширить запреты интересами детей и национальной безопасностью:
«Не знаю, насколько она понимает и то, что те права, которыми она сегодня пользуется как женщина, включая право заседать в национальном парламенте, когда-то были повесткой радикального (на тот момент) феминизма. Кстати, если думаете, что сенатор Павлова — это какая-то пожилая тетушка из КПСС, то нет. Ей всего 43 года», — отметил журналист.
«Зачем права человека, если есть духовные скрепы и традиционные ценности?»
Комментируя высказывание сенатора Маргариты Павловой, исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов обратил внимание на биографию женщины.
«Всяческий феминизм и гомосексуализм в Сети скоро запретят — не вопрос. Вопрос другой: не извращение ли, что этот законопроект пишет бывший уполномоченный по правам человека в Челябинской области?» — написал Харитонов.
Экс-глава общественной организации «Открытая Россия» Андрей Пивоваров предположил, как российские сенаторы и чиновники представляют традиционные ценности и роль женщины в семье.
«Русская женщина, видимо, должна рожать нон-стоп, а не выбирать сама, как хочет жить. Зачем нужны права человека, если есть духовные скрепы и традиционные ценности?» — высказался Пивоваров.
Ведущий «Эха Москвы» Антон Орехъ прокомментировал другую цитату сенатора Павловой. В ней она, продолжив мысль о чайлдфри, заявила, что под видом свободы и толерантности в интернете пропагандируются «нездоровые половые отношения и извращенные формы сожительства».
«Я думал, что извращенные формы сожительства — это когда восьмимесячных детей не кормят придурочные родители, или когда мама сдает квартиру, а сама с ребенком живет в гараже, или когда неделю пьют, а потом мужик бабу бьет смертным боем. Но, вероятно, сенатор Павлова имеет в виду что-то другое», — прокомментировал Орехъ.