Судьба правозащитной организации «Мемориал»*, которую хочет ликвидировать Генпрокуратура, — одна из болезненных тем российского гражданского общества последней недели. Представители организации провели пресс-конференцию, на которой ответили на самые распространенные вопросы. В чем заключается претензия Генпрокуратуры, продолжат ли они работу после ликвидации и как можно помочь «Мемориалу»* — в коротком обзоре «7x7».
В чем обвиняют «Мемориал»*
Минюст внес правозащитный центр «Мемориал»* в список иностранных агентов в 2013 году. За это время прокуратура обнаружила несколько случаев, когда на публикациях организации в интернете отсутствовала маркировка о статусе иноагента. Пометок в том числе не было на книгах, которые издали до 2016 года. Представители ведомства изъяли их в прошлом году со стенда организации на книжной ярмарке.
По словам члена совета правозащитного центра «Мемориал»* и юриста Татьяны Глушковой, иск прокуратуры выглядит абсурдным, так как организация устраняла нарушения сразу после предъявленных ведомством претензий, а значит, не нарушала закон. Глушкова отметила, что книги, изданные «Международным Мемориалом»*, и публикации в интернете имеют типографскую маркировку о статусе иноагента. Кроме того, правозащитный центр оплатил штрафы на сумму 4,5 млн руб. Еще 1,6 млн руб. погасил «Международный Мемориал»*.
Прокуроры обвинили «Мемориал»* в нарушении Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международного пакта о гражданских и политических правах, Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка. Татьяна Глушкова уточнила, что соблюдать эти международные документы может только государство.
Еще одна претензия прокуратуры — «Мемориал»* отказывается от исполнения судебных решений. Как объяснила Татьяна Глушкова, часть людей, которых организация признала политзаключенными, осуждены по экстремистским статьям. По утверждению прокуратуры, введением списка заключенных по политическим статьям «Мемориал»* оправдывает их участие в террористических и экстремистских организациях.
— Такая трактовка абсурдна: публичное обсуждение, было ли решение справедливым и законным, неисполнением судебного решения не является.
Единственная цель внесения в списки — оценка обоснованности и справедливости уголовного преследования человека, — прокомментировала Глушкова.
Правозащитница добавила, что закон об иностранных агентах изначально написан так, что соблюдать его невозможно. Например, до 2019 года контролирующие ведомства не требовали от НКО-иноагентов маркировать соцсети. Потом «Мемориал»* узнал о таком требовании из протоколов Роскомнадзора.
Возможно ли полностью ликвидировать организацию
Член правления пермского «Мемориала»* Татьяна Марголина рассказала, что «Международный Мемориал»* ликвидировать невозможно, так как организация зарегистрирована не только в России, но и в ряде других европейских стран: Германии, Италии, Бельгии, Франции и т. д.
По словам исполнительного директора «Международного Мемориала»* Елены Жемковой, представители организации планируют оставаться в рамках правового поля и действовать в соответствии с законом. Если суд удовлетворит иск Генпрокуратуры и Мосгорпрокуратуры, то они подадут апелляции.
Ян Рачинский — председатель правления «Международного Мемориала»* — заявил, что вне зависимости от судебных решений работа организации не прекратится ни в России, ни за рубежом. Он вспомнил, что в начале работы у «Мемориала»* не было юридического лица, но это не помешало организации работать с «широким размахом».
Что будет с коллекциями «Мемориала»*, если его ликвидируют
С 1992 года московский «Мемориал»* стал центром сбора информации о жертвах политических репрессий в СССР. Сотрудники организации составляли списки жертв, базы данных, сохраняли частные свидетельства, документы из семейных архивов, предметы и произведения искусства, связанные с лагерной тематикой. Библиотека Мемориала»* насчитывает 40 тыс. книг по истории XX века.
В архиве хранится более 60 тыс. личных дел репрессированных. Он состоит из нескольких коллекций: архив истории ГУЛАГа, архив истории инакомыслия в СССР (1953–1987), коллекция документов остарбайтеров и т. д. У каждой коллекции свой хранитель и режим доступа.
— Я хочу всех успокоить. Коллекции «Мемориала»* собирались и продолжат собираться московскими организациями. «Международный Мемориал»* в свое время начал большой проект по созданию помещения для хранения коллекций. Московские организации [издательства, музеи, меценаты] отдали «Международному Мемориалу»* на ответственное хранение коллекции и оставили за собой право контроля, комплектации, инвентаризации, но дали нам [международной организации] право пользоваться этими коллекциями, — рассказала Елена Жемкова.
Как сообщила исполнительный директор, коллекции «Мемориала»* вернут московским музеям и организациям. В случае ликвидации организации они создадут новые помещения для хранения архивных коллекций.
Как можно помочь «Мемориалу»*
«Мемориалу»* можно помочь несколькими способами. Представители организации просят писать письма поддержки и отправлять их в Мосгорсуд и Верховный суд России. В соцсетях правозащитного центра* указано, что им важна поддержка граждан страны, известных личностей и лидеров общественного мнения.
Помимо этого, члены «Мемориала»* предлагают людям, поддерживающим их, стать наблюдателями в судах. Сейчас адвокаты организации готовят ходатайства, чтобы суд открыл процессы для всех желающих и журналистов. Подробнее о судах можно узнать здесь.
В том числе правозащитники просят информационной поддержки. Они предлагают выкладывать в соцсети посты о «Мемориале»* с хештегами #МыМемориал*, ставить на аватарки логотип организации, записать видео в их поддержку, а также подписать петицию против ликвидации. Ее подписало уже 74,5 тыс. человек.