В Москве 1 февраля прошла благотворительная ярмарка в поддержку политзаключенных. На ярмарке правозащитники и бывшие фигуранты «московского дела» рассказали, что можно успеть сделать, чтобы повлиять на ситуацию вокруг дела "Сети"*. О ярмарке - репортаж "7х7".
"Мы недооцениваем наш народ"
Площадкой для маркета стал московский офис движения «Открытая Россия». С самого начала мероприятия на улице дежурили сотрудники полиции. «У полицейских теперь свои политзаключенные, - шутили активисты у входа, - сотрудники, арестованные по делу Голунова». Сам офис напоминал конспиративную квартиру: у дверей дежурил волонтер, который впускал и выпускал гостей, сразу же закрывая дверь на ключ.
- Было бы здорово, если бы пришли люди, которые совсем не в курсе происходящего, - рассказал волонтер Лев Гяммер, который продавал футболки и открытки с надписями в поддержку политзэков, - но в основном здесь все "в теме". Мы недооцениваем наш народ, не все открыто говорят [о своем отношении к политическим делам], но многие помогают. Вот бабушка лет 70 купила значки, а кто-то просто молча переведет деньги на адвокатов.
«Мерч» - футболки, значки, сумки и толстовки с надписями в поддержку фигурантов дел «Сети»*, «Нового величия», «ростовского» и «московского» - один из главных источников средств на оплату адвокатов подсудимых. Активистка из Новосибирска призналась, что дело «Сети»* перевернуло ее восприятие происходящего: она сама придерживалась анархистских взглядов и не могла представить, что за эти идеи могут пытать. Она опасается называть свое имя и даже в СИЗО фигурантам дела отправляет только анонимные открытки. Чтобы чем-то помочь ребятам и самой не стать свидетелем по делу, она анонимно помогает создавать дизайн для вещей, деньги от продажи которого идут на адвокатов:
- Надеюсь, эти вещи несут и просветительскую функцию, вызывают у людей вопросы и желание что-то узнать об уголовных преследованиях. Когда я устроилась на новую работу, в первый же день увидела у моей коллеги футболку с нашим дизайном. Это было очень приятно.
Кроме «мерча» товары для продажи приносили сочувствующие заключенным горожане. Больше всего было книг - от бестселлера Донны Тартт до книги Бориса Немцова о Путине. Бывшие обвиняемые по «московскому делу» Самариддин Раджабов и Егор Жуков писали в книгах и на футболках свои пожелания. Купить также можно было розовую клавиатуру, статуэтку в виде «фиги» с надписью «Нет кризису» (такая же есть на столе у главреда «Эха Москвы» Алексея Венедиктова) и даже коллекционный нож для чистки рыбы в подарочной упаковке. Фирма Burning Vozhd предоставила свечки в форме бюстов Дзержинского, Сталина и Путина.
- Не знаю, кого из них выбрать, - жаловалась девушка, держащая в руках свечки с лицом Сталина и действующего президента.
- Берите актуального, - посоветовал стоящий рядом молодой человек и указал на воскового Путина с фитилем.
«Дело „Сети“* - самое сложное»
Бывший фигурант «московского дела» Владислав Барабанов рассказал, что можно успеть сделать, чтобы поддержать обвиняемых перед приговором по делу «Сети»*. По его мнению, это самое сложное политическое дело: фигуранты - не звезды YouTube и не актеры, задержанные в центре Москвы, а «террористическая» 205-я статья отпугивает многих людей. Активист признается, что многие известные люди отказались публично поддержать фигурантов, даже несмотря на чудовищные пытки, которым их подвергли. Но некоторые согласились, и в соцсетях совсем скоро появятся видео в поддержку обвиняемых.
Барабанов заметил, что группа поддержки в Пензе, где были первые аресты, осталась небольшая — многих стали допрашивать в качестве свидетелей по делу, чтобы запугать. «В Москве об этом деле знают больше, чем в Пензе. Поэтому мы зовем приезжать туда 10 февраля на заседание суда», - рассказал активист. Он также призвал присоединяться к флешмобу в соцсетях: рассказывать о несостыковках в материалах дела и пытках фигурантов с хештегами #МЫВСЕВСЕТИ и #ОТ6ДО18 — по количеству лет заключения, которое грозит обвиняемым.
Муниципальный депутат поинтересовался у координатора ОВД-Инфо Аллы Фроловой, влияет ли количество поддерживающих в зале суда на приговор и имеет ли смысл максимально созывать людей на самые важные заседания.
- Мы приходим не в данную минуту давить на судью - это не давится. Чего им бояться? Придет вас 30 человек, а там за углом стоят 20 приставов, которые вас всех повыкидывают. Решает не судья - он это озвучивает дрожащим голосом. Но ходить надо, потому что это картинка для прессы и для других людей, это помощь тому, которого судят, он видит, что он не один и он все правильно делает. Президент велел Котова освободить. Только так это работает в ручном управлении. Но, чтобы он сказал, чтобы он услышал это имя, тысячи людей выходили на улицу, везде писали это имя, которое теперь известно на полмира. Помните день, когда Жукову дали условный срок и вместе с ним со штрафами отпустили еще несколько фигурантов? Что это за день подарков? Да потому что через два дня у Путина встреча с Макроном и ему нужна эта картинка. И это заслуга поддержки, всех и каждого. Кто деньгами, кто носит передачки, кто ходит на суды, а кто просто делает репост.
Алла Фролова с тяжестью в голосе сказала о предстоящем приговоре по делу «Сети»*. Она согласилась, что дело сложное: первые аресты случились осенью 2017-го, следователи пытались связать антифашистов с группой поддержки Владислава Мальцева, который призывал к революции «5.11.2017». И общество было не готово воспринять информацию о фальсификации уголовных дел и пытках и реагировать на нее активными действиями. Летом 2019-го ситуация стала иной:
- Людям было легко солидаризироваться с Павлом Устиновым — он актер, обыватель, без каких-либо политических взглядов. А в деле «Сети»* - антифашисты, которых у нас традиционны недолюбливают. Но нам нельзя останавливаться, и после приговора надо будет продолжать работу, выводить информацию об этом деле на международный уровень. А в оставшиеся до приговора дни — особенно блогерам — стоит рассказывать, что любой, у кого случайно обнаружатся любые политические взгляды, может оказаться на месте [фигурантов дела] «Сети»* и получить огромные сроки.
«Поддержка нужна и активистам»
О том, как важно поддержать матерей политзаключенных, рассказала девушка Владислава Барабанова Мария Шукалович. Осенью родители подсудимых объединились в движение «Матери против политических репрессий». Два года назад первыми объединились родители фигурантов дела «Сети»*. Дальше «Родительская сеть» объединяла все больше матерей — от дел «Хизб-ут Тахрир»* в Казани до «ростовского дела». Мария помогает мамам координировать действия в поддержку детей — когда Влада арестовали, она оказалась в одном из «родительских чатов» и оставить тех, с кем вместе переживала эти дни, уже не смогла. «С работой сочетать трудно, но мамы же как-то справляются. Мы все поддерживаем друг друга», - улыбаясь, сказала девушка.
За психологической поддержкой на ярмарку пришли активистки Серафима и Нелли. Они 137-й день стоят в пикетах у администрации президента. Их не расстроило, что на благотворительной ярмарке мало новых лиц — такие мероприятия нужны самим активистам, чтобы переключиться и отдохнуть.
- Вчера был суд у Максима Мартинцова и Егора Лесных. Когда я вечером встретилась с друзьями, то поняла, что просто не могу с ними разговаривать ни о чем другом - меня разрывали отрицательные эмоции. Важно, чтобы рядом был тот, кто понимает. Здесь, на маркете, много таких людей, и мы заряжаемся друг от друга, учимся не выгорать, - рассказала Серафима.
Девушки уверены, что информационная блокада вокруг темы политических репрессий уже прорвана. Обе раньше были далеки от политики: Серафима работала в рекламе, а Нелли — вела Instagram салона красоты. После летних протестов впервые вышли на пикеты:
- Когда человек падает на улице, кто-то пройдет мимо, кто-то станет снимать на телефон, а кто-то вызовет скорую и останется до конца. Пикеты вряд ли расскажут о репрессиях всей стране, но нам нужно что-то делать. И когда кто-то остановится и удивится, что репрессии — это не только ГУЛАГ, что это происходит сейчас — это уже важно.
Благотворительные аукционы и ярмарки в поддержку политзаключенных проходят в Москве каждый месяц. Мероприятия организовывали движение в поддержку фигурантов «московского дела» «Дело 212», партия «Яблоко», Сахаровский центр, движение «Открытая Россия». Пожертвовать средства на нужды обвиняемых по политическим делам и оплату адвокатов можно на сайтах инициативных групп по каждому делу.
*«Сеть» и "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" — террористические организации, запрещенные в России.