Администрация президента переадресовала Следственному комитету коллективные обращения родителей, объединившихся в движение «Матери против политических репрессий». Об этом «7х7» 27 ноября сообщили родственники подсудимых по делу «Сети»*.
Письма с требованием честных расследований политических дел в отношении их детей родственники передали в администрацию президента 19 ноября. Среди авторов обращения были не только матери, но и отцы, бабушки, дедушки, жены, братья и сестры фигурантов «московского» и «пензенского дел», «Нового величия», дела Азата Мифтахова и других.
В своем ответе родственникам от 19 ноября администрация президента пояснила, что проверять законность судебных актов можно только в порядке апелляции, кассации или надзорного судопроизводства. Иная процедура «ревизии» судебных актов, подчеркнули федеральные чиновники, недопустима:
«Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону».
Письмо от имени родственников фигурантов дела «Сети»* в администрацию президента относила Татьяна Чернова — мама одного из пензенских подсудимых Андрея Чернова. Они назвали ответ из Кремля «очередной „сухой“ отпиской» и предположили, что Путин их письма не читал.
— Мы обращались к президенту, а получили что-то невнятное из его канцелярии, от обычного консультанта. Не исключено, что до президента [наше] обращение и не дошло, — сказали «7х7» родственники подсудимых. — [Сотрудники администрации президента] перенаправили обращение в СК, и там ни слова о генпрокуратуре. А между тем мы именно об этом и просили президента — чтобы прокуратура занялась проверкой методов следствия в деле «Сети»*. Вместо этого в ответе нам пишут что-то про законность и обоснованность судебных актов, про статус судей в судебной системе. При чем здесь это? Не об этом просили. Просили наконец-то с пытками в этом деле разобраться. А прокуратура, видимо, не желает влезать в это дело, хотя генпрокурор [Юрий Чайка] неоднократно заявлял, что следствие деградировало. Но почему же тогда пензенская прокуратура покрывает эту деградацию?
Родственники фигурантов «Сети»* сказали, что очень ждут ответа из Следственного комитета РФ.
— Очень хочется надеяться, что из СК РФ кто-то "сунется" в это дело [«Сети»*]. Не на основании же меркушевской отписки [им] ответ писать! - сказали родственники подсудимых. Первую проверку по заявлениям о пытках проводил следователь военно-следственного отдела Следственного комитета по Пензенскому гарнизону Артем Меркушев. Родственники, адвокаты и подсудимые считают ее «необъективной» и «халатной».
«Пензенское дело» (дело «Сети»*) ФСБ возбудила в октябре 2017 года, по нему задержали 11 молодых людей из Пензы и Санкт-Петербурга. Подсудимые не признали свою вину и заявили, что «сознались» под пытками. Ни одно уголовное дело по их заявлениям о пытках не возбуждено.
Трое подсудимых в Пензе — Арман Сагынбаев, Дмитрий Пчелинцев и Максим Иванкин — голодали 11 дней (с 11 по 22 ноября 2019 года) с требованием заново расследовать их заявления о пытках. Судейская коллегия в Пензе 14 ноября начала изучать материалы проверок по заявлениям фигурантов о пытках. На заседании 25 ноября суд в Пензе отказал назначать медицинскую экспертизу по пыткам (следам электротока). Записи с видеокамер пензенского СИЗО, которые могли бы подтвердить или опровергнуть слова подсудимых, Центральный окружной военный суд из изолятора еще не получил.
*«Сеть» — террористическая организация, запрещенная в России.