Московские суды 6 декабря вынесли приговоры Егору Жукову и другим фигурантам «московского дела» о протестах против недопуска независимых кандидатов на выборы в Мосгордуму этим летом. Всех обвиняемых признали виновными и приговорили к лишению свободы, часть осудили условно. Как в соцсетях отреагировали на приговоры — в обзоре «7х7».
«„Органы не ошибаются“ и студент как бы на свободе»
Главный редактор «Эха Москвы» журналист Алексей Венедиктов прокомментировал заявление нового председателя Совета при президенте РФ по правам человека (СПЧ) Валерия Фадеева, который назвал приговор Егора Жукова «сбалансированным»:
— Суды не должны принимать «сбалансированных» решений. Суды должны принимать законные и справедливые решения.
Общественный деятель Михаил Ходорковский назвал приговор Жукову позором:
— То, что мы радуемся такому позору, лишний раз показывает, насколько деградировала судебная система.
Журналист "Радио Свобода" Михаил Соколов связывает «условность» приговора с волей президента РФ Владимира Путина:
— Условно, потому что либеральные ходоки достучались в Сочи: царю объяснили, что его же гэбисты подставляют. Напомнили, он же распоряжался студента отпустить. И вот и вышло решение: с одной стороны — «органы не ошибаются», с другой стороны — студент как бы на свободе. Такова царская «милость».
Политолог Александр Кынев увидел в приговоре студенту ВШЭ сигнал от власти:
— Живите тихонько, живите вполголоса, терпите и молчите, думайте молча — именно это послание власти гражданам через сегодняшнее решение суда по делу Егора Жукова.
Политик Дмитрий Гудков размышляет, что любая попытка изменить Россию мирным путем больше не работает:
— Даже за разговор об этом дают срок. Условный — за слова.
Журналист «Эха Москвы» Ксения Ларина считает, что «власть своими руками создала нового героя, нового политического лидера».
Писатель Борис Акунин высказал «литературоцентричное» мнение, что Жуков освободил себя сам, благодаря сильному и искреннему последнему слову:
— До сердца и ума доходят не просто правильные, а правильно сказанные слова. Лично я включился в эту историю (вообще-то одну из многих), когда прочитал в тексте совсем юного человека про «ответственность за себя» и «любовь к слабому» — как жизненную позицию. Это очень красивая, точная формула. Упечь автора таких слов за решетку для режима значило бы создать себе проблему. Многие ощутили в этом тексте нечто важное, на что нельзя не отозваться.
«По публике и герой»
Журналист Максим Кононенко сравнил историю Егора Жукова с делом футболистов Александра Кокорина и Павла Мамаева, осужденных за побои и хулиганство (вышли по УДО в сентябре 2019 года):
— Там люди за случайный инцидент год сидели в СИЗО под следствием, а потом уехали на реальный срок. Тут человеку, систематически (130 роликов, 13 миллионов просмотров) подстрекавшему школоту на нехорошие вещи, запретили на два года подстрекать со своего канала.
Журналист Антон Красовский не понимает причин ажиотажа, возникшего вокруг персоны Егора Жукова:
— Я не стану врать, я помалкивал, чтоб не бесить всех, но мне он не кажется ни интересным, ни симпатичным, ни перспективным. Я с ужасом каким-то хтоническим наблюдаю за истерией, которую взрослые люди устроили вокруг довольно банальных текстов, совсем чужих мыслей, каких-то неестественных формулировок. Когда 50-летние педики называют 21-летнего подростка лидером поколения — это еще окей, я могу это понять. Надо же на кого-то дрочить. Но когда это все превращается в ураган однообразных постов, каждый блогер пытается ******** пост у другого, чтоб хайпануть, я уже просто плачу.
По мнению заместителя редактора издания «Русский репортер», журналиста Марины Ахмедовой, речь Жукова в суде «фальшива и пошла». Она считает, что «по публике и герой»:
— Что абсолютно четко показало это дело? Оно прямо развернуло картину поведения людей, жаждущих социального одобрения. О сколько ко мне в комментарии пришло людей в белых одеждах рассказывать, как я должна думать и что должна писать. Что примечательно - раньше эти люди, когда я писала о реальных проблемах реальных маленьких людей, ко мне не приходили и не рассказывали, что надо сделать. А тут повалили стройной толпой, как я уже говорила в белом и с дешевым флагом в виде речи Жукова над головой. Зачем им это нужно? А для того, чтобы подать сигнал тому лагерю, к которому они хотят иметь принадлежность, — «Я свой. Я свой». На других фигурантах "московского дела" это поведение не просматривалось столь активно — сигналы подаются в тех точках, где хайп — оттуда они ощутимей. На Жукове был хайп.
«Когда экипированный бугай, нанятый бандитами, молотит мирных граждан — это не полицейский»
Заместитель редактора онлайн-издания Znak.com, журналист Дмитрий Колезев из Екатеринбурга заметил, что важно говорить и помнить о тех, кого приговорили к реальным срокам в «информационной тени» дела Жукова.
Блогер из Москвы Кирилл Шулика напомнил, за что осудили большинство молодых людей по «московскому делу»:
— Жукова — за то, что снимал видеоролики про политику. Да, студент-политолог рассказывал в роликах о политике, представляете. А остальные заступились за москвичей, которых месил ОМОН. То есть они не могли стоять и смотреть, как мужики с дубинками лупят их сограждан. Мы с вами знаем, что так делать нельзя, посадят, но они неравнодушные люди, которых достало, еще не настолько опытные в этом вопросе. Так вот вторая подлость и несправедливость тут в том, что те, кто просто хотел помочь избиваемым людям, получили наказания, а те, кто избивал, — видимо, премии.
Писатель Виктор Шендерович объяснил, почему один из осужденных, Никита Чирцов — политический заключенный:
— Еще и еще раз. Когда полицейский стоит на страже закона и права, нападение на полицейского — преступление против закона и права. Когда экипированный бугай, нанятый бандитами, молотит мирных граждан — это не полицейский, какие бы погоны и шевроны он себе не нашил и что бы сам о себе ни думал. Сопротивление ему, как и попытка вступиться за человека, которого бьют рядом, — не преступление. Это право свободного человека. Никита Чирцов — политический заключенный.
Экономист Никита Кричевский оценил строгость приговора Чирцова:
— Год колонии общего режима — и это тоже можно назвать «легко отделался», учитывая мировую практику.
Акцию в Москве 27 июля организовали независимые кандидаты в Мосгордуму, которых избирком отказался регистрировать на выборы. По их задумке, акция должна была пройти в форме встречи с избирателями. Нескольких кандидатов полиция задержала незадолго еще до ее начала. Тем не менее люди собрались возле мэрии Москвы, ожидая начала. Они разделились на несколько групп и начали гулять по центру. Полиция, в свою очередь, начала перекрывать площади, куда, по их информации, должны были подтянуться участники акции. Между ними и полицейскими начались стычки. По официальным данным, за различные правонарушения силовики за день задержали более 1000 человек.