Специального корреспондента «Медузы» Ивана Голунова 6 июня задержали в центре Москвы, якобы обнаружив у него в рюкзаке синтетические наркотики. В его доме тогда же якобы обнаружили кокаин и обвинили журналиста в попытке сбыта запрещенных веществ. Сам подозреваемый и его коллеги были уверены в том, что наркотики ему подбросили. 11 июня после широкой гражданской кампании протеста уголовное дело Ивана Голунова прекратили. "7х7" решил вспомнить дела о наркотиках, где вина подозреваемых была очевидна только следователям.
Жалауди Гериев. Чечня
Чеченского журналиста издания «Кавказский узел» правозащитники «Мемориала» признали политзаключенным. В 2016 году его осудили за хранение марихуаны на три года. По версии защиты Гериева, его задержали по пути в аэропорт, избили и подкинули пакет дикорастущей конопли. На сайте «Мемориала» привели причины для досмотра Гериева, о которых рассказал полицейский, задержавший журналиста: «Во-первых — борода, во-вторых — что он делал около кладбища?»
По версии полиции, около кладбища Гериев хотел выкурить марихуаны, но при себе у него не нашли никаких специальных приспособлений для этого. Двое понятых были фигурантами уголовных дел и подтвердили слова оперативников. Адвокаты Гериева заметили, что протокол допроса их подзащитного сфальсифицировали.
Оюб Титиев. Чечня
Руководителя чеченского отделения «Мемориала» Оюба Титиева задержали около села Курчалой. У него "нашли" наркотики под пассажирским сидением машины. По словам самого Титиева, ему подбросили пакет наркотиков дважды: первый раз у полиции не было понятых, его отпустили с сотрудником полиции, и снова на дороге их остановили, и снова «нашли» пакет запрещенных веществ. После визита силовиков в дом Титиевых его семья покинула Чечню. После задержания Оюба Титиева правозащитникам «Мемориала» в Ингушетии стали угрожать. Адвоката к нему допустили только после обращения главы Совета по правам человека при президенте Михаила Федотова и омбудсмена Татьяны Москальковой. Адвокат Титиева Султан Тельхигов тоже вынужден был уехать из Чечни. По мнению защиты, следствие сфальсифицировало результаты очной ставки с одним из свидетелей обвинения: когда свидетель не узнал Оюба Титиева, на следующий день после очной ставки ее результаты аннулировали, заявив, что свидетель на самом деле узнал правозащитника. В 2018 году Титиева осудили на 4 года колонии-поселения, но 10 июня Шалинский суд Чечни освободил его условно-досрочно. Решение вступит в силу через 10 дней. Титиева признали политзаключенным из-за фабрикации его уголовного дела.
Лия и Артём Милушкины. Псков
Гражданских активистов из Пскова Лию и Артёма Милушкиных заподозрили в распространении наркотиков в начале 2019 года. Лия Милушкина сидит с детьми под домашним арестом, а ее супруг — в СИЗО. Милушкина возглавляла отделение движения «Открытая Россия» в Пскове. Супругов обвинили в сбыте амфетамина. Обвинение строится на показаниях двух засекреченных свидетелей по псевдонимами «Денис» и «Оля», которые якобы покупали у Милушкиных наркотики.
Фёдор Овчинников. Москва
Предприниматель Фёдор Овчинников, основатель сети пиццерий «Додо-пицца», открыл свой первый ресторан в Сыктывкаре в 2011 году. В 2018 году его франшиза проникла в разные страны мира, в том числе в Южную Америку. В одном из его заведений в Москве сотрудники нашли наркотики и вызвали полицию. После этого Овчинникова несколько раз вызывали на допрос как свидетеля. Основанием было заявление пенсионерки, которая в присутствии журналистов опровергла свое участие в процессе. С Овчинникова и его франчайзера, в пиццерии которого нашли наркотики, взяли подписку о неразглашении. Сам предприниматель назвал дело «серьезной провокацией» и сказал, что его компанию подозревали в организации контрабанды наркотиков из Южной Америки.
Артём Лоскутов. Новосибирск
Организатор «Монстрации», новосибирский художник Артём Лоскутов в 2009 году провел месяц в СИЗО по обвинения в сбыте наркотиков. Правозащитник Павел Чиков выяснил, что офицера полиции Алексея Борникова, который "оформлял" Лоскутова, осудили на восемь лет колонии строгого режима за фальсификацию доказательств по другому уголовному делу:
«Меня, помню, удивляло, что на каждое заседание суда Борников приезжал на новой „тачке“: Инфинити, Лексусы, в таком духе. Хотя он всего лишь лейтенант и старше меня на пару лет (тогда ему было 24–25 лет). Позже со мной связывались люди из тюрем, которых посадил Борников — схема была похожа, им подбрасывали героин и вымогали деньги за освобождение. На обыски Борников привозил тех же понятых, что и ко мне. Я ходил давать показания о том, что понятые знакомы с опером, что это повод признать протоколы обысков незаконными, закрыть дела и отпустить людей, но это никому не помогло. Пару лет назад Борников попался на подбросе героина: повышал показатели раскрываемости, но, оказалось, за ним следили. Это не история про справедливость. Люди, которых он посадил, продолжают сидеть», — опубликовал Чиков рассказ Лоскутова.
Леонид Жегулёв. Москва
Брата корреспондента «Медузы» Ильи Жегулёва задержали осенью 2016 года. У него в карманах и дома нашли гашиш, родственники не отрицали, что Леонид изредка употреблял наркотики, но не согласились, что он их распространял. Они были уверены, что наркотики подбросили, а понятые были знакомы с оперативниками и приехали с ними на одной машине. После того, как Илья Жегулёв огласил информацию о преследовании брата, суд вернул дело в прокуратуру "из-за ошибок в тексте обвинения", но потом в апреле 2018 года его осудили на три года колонии общего режима. Леонид Жегулёв частично признал вину.
Александр Чечуров. Москва
Историю гражданина Белоруссии рассказал журналист и бывший активист запрещенной в России национал-большевистской партии (НБП) Роман Попков:
«2007 год. Оперативники ФСКН (сейчас влилась в МВД) спровоцировали Чечурова и его приятеля на преступление. Ну как, преступление… Под фальшивыми никами опера общались с этими двумя белорусами в интернете и упросили привезти на продажу им в Москву таблетки от кашля Туссал. В Белоруссии Туссал можно купить в аптеке свободно, а у нас он не входит в перечень зарегистрированных препаратов. Чуваки купили этого Туссала и поехали, идиоты, в Москву на поезде. Их „приняли“ прямо на перроне Белорусского вокзала. Так совсем молодой паренек оказался в нашей камере, в Бутырке, по обвинению в особо тяжком преступлении. Статья — 228.1 Уголовного кодекса РФ. Потому что разрешенные к свободной продаже в Белоруссии, но незарегистрированные в РФ таблетки от кашля Туссал содержат психотропное вещество декстрометорфан гидробомид в малых дозах. В один прекрасный день Саня вернулся в камеру из Тверского суда с приговором 14 (четырнадцать) лет. Это был один из самых тяжких дней у меня за всю отсидку. Представьте, как выглядит паренек двадцати с лишним лет от роду, который где-то в столице чужого государства получил 14 лет строгача. Из-за своей глупости, да, но и из-за беспредельной подлости оперов, которые их спровоцировали на преступление, выманили из страны в тюрьму».
Даниил Кацнельсон. Москва
Продюсера Кацнельсона задержали в московском аэропорту по прилете с острова Гоа. У него в багаже обнаружили курительную трубку, в которой оставалось 0,02 грамма наркотиков. Такую мизерную дозу вещества невозможно использовать, но ее достаточно для возбуждения уголовного дела о контрабанде и помещения в СИЗО.
Мартин Кочесоко. Нальчик
Активиста и лидера черкесской организации «Хабзэ» Мартина Кочесоко задержали 7 июня 2019 года по подозрению в обороте наркотиков. К нему не сразу пропустили адвоката от родственников, а до этого предоставили государственного адвоката по назначению. Черкесские активисты запустили петицию в поддержку Кочесоко — он в 2018 году организовал акции памяти погибших в Кавказской войне. Одна из акций — конный поход черкесов - закончилась столкновениями с полицией.
Михаил Храмцов. Юрья
В 2017 году на двух оперативников полиции из поселка Юрья в Кировской области возбудили уголовное дело по статьям «Подлог» и «Превышение полномочий» — их обвинили в том, что они подкинули наркотики задержанному Храмцову. В январе 2019 суд оправдал одного из них, второго признал виновным, назначив штраф 120 тыс. руб. Суд установил, что Храмцова доставили в отдел полиции без личного досмотра на месте задержания. Машину, на которой передвигался задержанный, также не досматривали по правилам, ее проверил без понятых инспектор ДПС по просьбе оперативников уже позднее. Он и нашел спрятанные в машине наркотики. Несмотря на то, что изъятие было незаконным, полицейский положил наркотики в пачку сигарет, которую засунули в карман джинсов задержанного, после чего ее изъяли при понятых.