Жителей Карелии принимали в субботу, 22 апреля, в здании правительства республики. Любой желающий мог попасть на прием к региональным чиновникам по предварительной записи. Этой возможностью воспользовались более 350 человек. Корреспондент «7x7» прошел по длинным «коридорам власти», побывал в высоких кабинетах, пообщался с людьми.
День единого приема граждан, когда каждому желающему открыт доступ ко всем чиновникам регионального правительства, стал нововведением врио губернатора Артура Парфёнчикова. Несмотря на то, что общение с гражданами — это прямая обязанность власти, реальная возможность лично рассказать о своих проблемах появляется у обычного гражданина нечасто. Последние несколько лет предшественник Парфёнчикова на посту руководителя региона Александр Худилайнен не баловал жителей Карелии открытостью. Его поездки по республике часто совпадали с временем предвыборных кампаний, а здание правительства ни разу не открывало своих дверей для всех желающих одновременно. Поэтому аншлаг, подобный тому, что случился во время приема граждан членами Совета по правам человека, был неизбежен.
Несмотря на грамотную организацию процесса (людей встречали в фойе здания на стойке регистрации и перераспределяли по кабинетам, у каждого была запись на конкретное время), очередей избежать не удалось.
— Прием ведется в 18 кабинетах параллельно. Прием ведут министры, заместители премьер-министра, заместители главы республики. Всем было назначено время записи. На каждого отводится 15 минут, но понятно, что многие вопросы требуют большего времени, поэтому кому-то приходится ждать своей очереди, — объяснил руководитель пресс-службы главы Карелии Иван Степанов.
Соседи по «Дому на Паустовского»: Хотим, чтобы застройщика посадили
Министерству строительства Карелии выдели огромный зал заседаний. В разных углах людей принимали параллельно три группы: министр Дмитрий Матвиец и два его заместителя. У входа — длинная очередь. Это несмотря на то, что еще в двух кабинетах прием по проблемам жилья и строительства ведут премьер-министр Александр Чепик и его заместитель Игорь Ширшов. Некоторые посетители недоумевали: почему они записывались на прием к губернатору, а принимать их будет заместитель министра строительства.
— Понятно, что все заявители хотели бы попасть на прием лично к главе. Но если человек еще не обращался в профильное министерство или к профильному заместителю главы, то его вопрос пытаются решить на уровне министерства. В тех случаях, когда вопрос не был решен там, человек попадает непосредственно к главе, — объяснял людям Иван Степанов.
Один из тех, кто не попал лично к врио главы республики, — Виталий Лужанский. Он и его соседи два года назад купили квартиры в строящемся доме в одном из спальных районов Петрозаводска. Подрядчик построил «коробку», поставил окна и подвел коммуникации. А потом пропал. На достройку денег не хватило. Руководители строительной фирмы братья Клюквины сначала пытались сделать вид, что будут заниматься домом, но в последнее время, по словам Виталия, прямо говорят о том, что делать этого не будут, потому что никакого финансового интереса у них уже нет. Не пугает предпринимателей даже возбужденное уголовное дело.
История дома на улице Паустовского хорошо известна не только журналистам (с жильцами дома мы общались несколько раз, в том числе в присутствии застройщика) и следователям. Знают о ней и в правительстве региона. Из-за того, что ему снова придется общаться с руководством Минстроя, Виталий расстроился.
— Конечно, они знают нашу проблему и по многим вопросам уже помогли. Но хотелось бы поднять ее на уровень выше. Хотя у меня появились новые конкретные вопросы, технические — про то, как нам быть с не подключенными по правилам коммуникациями, например. Их надо обсуждать с Минстроем. Надеюсь, сегодня это решим. Но к губернатору все равно надо попадать, потому что меня не устраивает и то, что затягивается следствие. Думаю, что следственный комитет можно попросить работать быстрее, пусть это обращение будет от имени правительства. Если раньше мы боялись, что Клюквиных посадят и они не будут достраивать дом, то теперь мы хотим, чтобы их посадили. Хотя бы моральный ущерб так возместим.
Пайщики «Нового Сайнаволока»: Законные средства исчерпаны, нужна политическая воля
Председателю жилищного кооператива «Новый Сайнаволок» Денису Ефремову повезло больше. Сначала его тоже записали на прием к заместителю премьер-министра Ширшову, но уже на месте Ефремов объяснил, что Ширшов с проблемой знаком, в правительстве работает комиссия, но не все вопросы по сложному делу кооператива можно решить на уровне министерств. Председатель кооператива настаивал на встрече лично с Артуром Парфёнчиковым, в итоге людей отправили на прием к премьер-министру Александру Чепику.
— Мы хотели пойти к Артуру Олеговичу Парфёнчикову, потому что уровнем ниже нашей проблемой уже занимаются. У нас в кооперативе есть многоквартирные дома, за строительством которых министерство строительства обязано следить, и оно это делает. Но есть много других домов, квартиры в которых были проданы уже несколько лет назад и до сих пор не построены. Эти дома строятся как индивидуальные, хотя квартиры в них продавались как в многоквартирных домах, и за этим министерство следить не уполномочено, а проблему решать надо.
Жилой комплекс «Новый Сайнаволок» начал строиться несколько лет назад. Застройщик предлагал всем желающим стать членами кооператива, показывал красивый план будущего микрорайона, приставлял к каждому персонального менеджера, завлекал скидками и спецпредложениями. Но денег на застройку всего микрорайона не хватило. В результате в нескольких домах люди уже живут, но в большинстве строений нет обещанных коммуникаций, а некоторые дома вообще стоят без крыши.
На бывшее руководство кооператива заведено уголовное дело, а директор уже несколько месяцев содержится в СИЗО. По данным следствия, пропало больше 100 млн руб. В числе пострадавших значатся около 80 человек, в большинстве случаев у них есть семьи, поэтому реальное число пайщиков, оставшихся без жилья, превышает 300 человек. Именно это, по мнению Ефремова, должно привлечь внимание новых региональных властей к проблеме. Но поскольку российское законодательство ограничивает возможности влияния государства на жилищные кооперативы, для решения проблемы «Нового Сайнаволока», по словам Ефремова, нужна политическая воля и политические решения.
Выслушав представителей кооператива, задав им вопросы и обсудив возможные варианты с вызванными на встречу министром строительства и представителем госкомитета по управлению госимуществом, премьер-министр Чепик подытожил:
— Я прекрасно понимаю право и желание людей жить в купленных квартирах. Мы со своей стороны будем вам помогать. Но в рамках наших полномочий. Я даю поручение обратиться в следственный комитет с просьбой выделить дополнительных людей для ведения дела и обратить на него особое внимание. С министерством строительства будем решать вопрос с коммуникациями. С администрацией Петрозаводска надо обсуждать вопрос о передаче в муниципальную собственность дороги, которую застройщик не достроил. Комитет по госимуществу будет вместе с администрацией города и Росреестром следить за тем, как застройщик распорядится оставшимися у него участками, чтобы пустил деньги на достройку домов.
Однако главный вопрос — о политическом решении, то есть о возможности прямого влияния представителей администрации губернатора на представителей застройщика — с повестки дня премьер-министр снял:
— Представьте: завтра я вызову к себе застройщика и буду на него давить за рамками законодательства. Он отсюда выйдет и сразу пойдет в прокуратуру. И тогда на вопросы прокуратуры будет отвечать не он, а я. А вам это ничем не поможет. Давайте действовать сообща, но в правовом поле.
Клиенты «Саны»: Мы уже ни во что не верим, но будем бороться, пока можем
Самая длинная очередь образовалась у кабинета заместителя премьер-министра Игоря Ширшова. Именно к нему направили всех записавшихся на прием клиентов группы компаний «Сана». История дольщиков «Саны» — одна из самых обсуждаемых и сложных проблем строительного рынка Петрозаводска. Руководители компании придумали хитрую схему выдачи займов и продажи квартир людям, которые не могли получить банковскую ипотеку. После подписания предварительного договора на покупку квартиры и внесения задатка составлялся основной договор купли-продажи, но уже не в рублях, а в условных единицах, привязанных к курсу евро. Люди вынуждены были подписать основной договор, но после того, как курс евро сильно вырос, мало кто смог выплачивать возросшие взносы. Тогда руководство компании «Сана» стало обращаться в суд и выселять людей из их квартир, а сами квартиры — перепродавать.
— Я уже насчитала около 10 человек из наших, которые прошли передо мной, и точно знаю еще нескольких, которые записаны после обеда. Мы со своей проблемой были уже везде — и в прокуратуре, и в судах. Мы уже ни во что не верим, но пока сможем, будем бороться. Мы понимаем, что сами виноваты, что зря подписали договоры в условных единицах. Но к «Сане» очень много вопросов — и о том, что они занимаются банковской деятельностью без лицензии, и о том, что подписи подделывают. Мы уверены, что это мошенническая схема. А в результате — сотни людей на улице, в том числе семьи с детьми. Моя дочь не выдержала этого, сошла с ума, находится в психиатрической больнице. А я с внуком — на улице, — жаловалась женщина, представившаяся Лесей.
Уголовное дело по статье о мошенничестве в особо крупном размере уже возбудили в региональном следственном комитете. Но ведется оно не быстро, результатов пока нет. Дольщики «Саны» боятся, что это дело не приведет к реальным обвинениям, а значит, людей и дальше будут таскать по судам, запугивать и выселять из их квартир.
— У меня ребенок заканчивает 9 класс, мне дали отсрочку реализации решения суда о выселении до июля, то есть пока он не сдаст экзамены. Потом нам придется выселяться на улицу. Мой доход сейчас — 8 тысяч рублей. Я не смогу даже квартиру снять. А эти бандиты из одной из сановских фирм, которой мою квартиру перепродали, уже приходили ко мне и выламывали дверь, хотя есть решение суда об отсрочке выселения. Мы хотим просить, чтобы государство нам помогло. Чтобы наказали руководителей «Саны», чтобы перестали выселять людей из квартир. А пока ведется следствие, мы просим, чтобы нам дали жить в наших квартирах или предоставили другое жилье, — еле сдерживала слезы Елена.
После выхода из правительственных кабинетов многие рассказывали о своих впечатлениях. Кому-то очень понравилось говорить о своих проблемах напрямую, кто-то впервые попал на прием к министру или самому губернатору. Но многие жаловались на то, что их проблема на уровне министерства уже решалась, но не решилась, а на прием записали снова к замминистра. Иван Степанов объяснил это появлением в правительстве новых лиц и новых ведомств, которые смогут по-новому посмотреть на нерешенные проблемы:
— Глава нам говорит о том, что вся система контроля в правительстве будет переформатирована и ужесточена. Одним из своих постулатов он видит повышение эффективности работы правительства. Единый день приема — лишь одно из новшеств, направленное на совершенствование работы с гражданами.
Предыдущее правительство Карелии не сумело решить важных проблем в строительной сфере. Не помогли ни митинги, ни пикетирование здания правительства. Поэтому надежды обманутых дольщиков и пайщиков связаны с новым правительством. Вдохновленные историей спасения Сунского бора, многие поверили в желание Артура Парфёнчикова и его команды встать на сторону людей и постараться подойти к их жизненным трудностям не только с формальной, но и с человеческой стороны. Многие назвали день открытых дверей хорошим началом нового руководства; о том, каким будет продолжение, будут судить уже по количеству решенных вопросов.
Реклама: