Противостояние жителей деревни Суна с разработчиками карьера завершилось победой защитников леса. 17 марта компания «Сатурн Нордстрой» направила заявление в Минприроды Карелии о прекращении права пользования недрами на территории Сунского бора. Это означает, что в ближайшее время будет расторгнут и договор аренды лесного участка. Информацию об этом опубликовал врио главы Карелии Артур Парфёнчиков на официальном сайте правительства республики.
— С первого дня моей работы в должности временно исполняющего обязанности главы Карелии представители общественности и средств массовой информации просили обратить особое внимание на ситуацию в Сунском бору Кондопожского района. Противостояние местных жителей и предприятия по разработке песчаного карьера приобрело крайние формы после того, как пожилые люди, ветераны войны, в конце прошлого года разбили палаточный лагерь, чтобы не допустить использования лесного участка, выделенного для добычи песка. Все процедуры по оформлению лесного участка с целью недропользования были проведены в соответствии с законом, вот только голос людей, для которых Сунский бор — это неотъемлемая часть их истории и образа жизни, — никто не услышал, — заявил Артур Парфёнчиков.
Эта новость стала шоком для защитников Сунского бора. В разговоре с корреспондентом «7x7» Татьяна Ромахина рассказала, что узнала о победе «Сунских партизан» от журналистов и долго не могла поверить в услышанное.
— Я тут же зашла на сайт правительства, открыла эту новость, читаю, а сосредоточиться не могу — буквы все скачут перед глазами, смысл не могу поймать. И даже после этого не понимала — верить, не верить. Стала листать в интернете, мне стали звонить, но я ничего не могла сказать. И потом что-то произошло, и у меня началась истерика — я ревела, меня трясло. Пять лет мы с этим карьером боремся! А последние девять месяцев... Мы говорим теперь — да мы выносили эту победу как ребенка! Это наше дите!
— Как отреагировали те, кто в лесу дежурил в это время?
— Я им позвонила, а они уже знают. Нине Петровне Шалаевой уже звонили, да и в интернете она прочитала сама. Мы ведь ей планшет купили, научили ее интернетом пользоваться. Так что они все сами узнали и счастливы были.
— Когда планируете вывезти лагерь из леса?
— Мы ждем документов, думаю, он должен скоро появиться. А то ведь сказать сказали, но нам надо убедиться, что все официально. Пока все остается так, но, надеюсь, в ближайшее время нам должны ответить. Тем более, что мы Артуру Олеговичу отправили официальное обращение. Так что когда будут официальные подтверждения, только после этого мы начнем снимать лагерь. Надеюсь, река еще не поплывет, успеем все вытащить из леса.
— Мы готовы помогать перевозить вещи, так что сообщайте, когда будет переезд.
— Обязательно. Но мы уже приняли решение, что на майские праздники мы организуем праздник. На берегу реки мы поставим столы, пригласим всех-всех, кто нам помогал — журналистов, которые нас поддерживали, ученых, экологов, активистов! Мы сделаем большой праздник! Мы очень благодарны всем. Наша победа случилась только потому, что мы все объединились. Одни мы бы ничего не добились. Конечно, мы жили там, нам это далось с трудом и болью, но рождение чего-то нового не бывает без труда и боли, поэтому мы рады!
— Зато у вас теперь знаковое место в лесу есть. Будете экскурсии водить?
— Да, мы хотим как-то отметить это историческое место, чтобы оно осталось для детей, для внуков. Чтобы люди знали, что не бывает ничего так просто, что под лежачий камень вода не течет.
Жители деревни Суна пять лет боролись за сосновый бор, который был отдан компании «Сатурн Нордстрой» под разработку песчаного карьера. Этот лес — единственное место для местных жителей, где они традиционно заготавливают грибы, ягоды и лекарственные травы.
В 2015 году в лесу были обнаружены краснокнижные растения — лишайник лобария легочная и мох неккера перистая. Тогда планируемые работы по разработке карьера отложили. Но после того, как Росприроднадзор России разрешил предпринимателям переместить краснокнижную лобарию за пределы предполагаемого карьера, работы по вырубке леса начались.
Летом 2016 года жители деревни Суна разбили лагерь в лесу, чтобы предотвратить уничтожение леса. В феврале вопрос о социальном конфликте между жителями Суны и бизнесом обсуждали представители Совета по правам человека. Они побывали на месте дежурства в лесу и пришли к выводу, что все разрешения выданы без нарушений, однако мнение людей надо уважать.