Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Сыктывкарский суд признал незаконными действия тюремщиков по задержанию одного правозащитника из двух

Сыктывкарский суд признал незаконными действия тюремщиков по задержанию одного правозащитника из двух

Сергей Сорокин
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Сегодня, 26 апреля, судья Сыктывкарского горсуда Татьяна Попова, рассмотрев совместное исковое заявление правозащитников Николая Дидюка и Эрнеста Мезака,  просивших признать незаконными действия сотрудников сыктывкарской исправительной колонии (ИК)-25, 28 октября прошлого года задержавших заявителей и ограничивших их право на свободу передвижения, удовлетворила  просьбу первого из вышеназванных истцов и оставила без удовлетворения требования второго.

Эрнест Мезак (слева) уверен, что ни на йоту не нарушил закона, пронеся на территорию ИК-25 фотоаппарат. Фото Сергея Сорокина.
 

«7x7» подробно рассказывал об инциденте, случившимся в сыктывкарской ИК-25 28 октября 2010 года. В тот день члены Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Коми Эрнест Мезак и Николай Дидюк прибыли в колонию строго режима для проведения контроля за соблюдением прав человека в указанном учреждении. Во время осмотра ШИЗО г-н Мезак обратил внимание на осужденного со значительными повреждениями на лице. Устно спросив у него разрешение на фотографирование, правозащитник достал лист бумаги для составления соответствующего разрешения, а также фотоаппарат. Сразу же после этого сотрудники колонии во главе с ее начальником г-ном Жердевым, сопровождавшие комиссию ОНК, обвинили г-на Мезака в незаконном проносе на охраняемую территорию фотоаппарата (являющегося согласно приложения к «Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений» запрещенным предметом) и потребовали немедленно пройти с ними в кабинет начальника учреждения для составления протокола об административном правонарушении.

На охраняемой территории ИК-25 правозащитников насильно удерживали в течение шести часов. За это время выяснилось, что Эрнест Мезак, помимо фотоаппарата, пронес на территорию ноутбук и деньги, запрещенные теми же вышеназванными ведомственными правилами. Был составлен протокол об административном правонарушении. Г-н Мезак сдать запрещенные предметы отказался, а факт совершения им правонарушения категорически отрицал, апеллируя к УИК РФ, в ст.24 которого закреплено право на проведение членами ОНК фото- и киносъемки, которое невозможно реализовать без проноса на охраняемую территорию соответствующей техники. При этом в законе отсутствует какое-либо указание на проведение согласований по поводу проноса аппаратуры.

Во время нахождения в кабинете начальника ИК-25 у Николая Дидюка ухудшилось самочувствие. Однако ему не разрешили покинуть территорию колонии, несмотря на то, что в отношении него каких-либо действий в рамках производства по административному правонарушению не совершалось, а протокол об административном задержании не составлялся в отношении обоих правозащитников. Была вызвана скорая помощь, зафиксировавшая у г-на Дидюка гипертонический криз.

Мировой суд Куратовского судебного участка, куда были переданы составленные документы о правонарушении г-на Мезака, производство по делу прекратил в связи с отсутствием состава административного правонарушения. После чего правозащитники обратились в Сыктывкарский горсуд с просьбой признать незаконными действия сотрудников ИК-25, выразившиеся в задержании заявителей и ограничения их права на свободу передвижения.

Вчера в судебном заседании был опрошен врач скорой помощи, приезжавший 28 октября прошлого года по вызову к Николаю Дидюку. Врач подробно рассказал, какая помощь была им оказана правозащитнику, а также сообщил о том, что он хотел забрать г-на Дидюка с собой, поскольку состояние его здоровья требовало госпитализации, однако получил отказ в этом от сотрудников ИК-25.

В сегодняшнем заседании во время выступлении в прениях Эрнест Мезак, в частности, еще раз подчеркнул тот факт, что пронос ноутбука, фотоаппарата и денег на территорию колонии ничем не запрещен, что протоколов задержания в отношении их так и не было составлено, и попросил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Николай Дидюк, который сам в течение многих лет работал в пенитенциарной системе Коми, оценил происшедшее с ними 28 октября прошлого года следующим образом:

- Там беззаконие на беззаконии. Я не жажду крови, но их просто надо немножко остановить, и в их лице показать другим представителям управления исполнения наказаний, что так действовать, так жить нельзя...

Проведя четверть часа в совещательной комнате, судья Татьяна Попова огласила резолютивную часть своего решения, удовлетворив исковые требования Николая Дидюка и отказав Эрнесту Мезаку.

«Институт общественного контроля за местами принудительного содержания должен быть защищен от провокаций со стороны тюремщиков, в том числе должна быть защищена личная неприкосновенность членов ОНК. Поэтому и это решение, и решение того же Сыктывкарского горсуда, в соответствии с которым не было признано право членов ОНК проносить на охраняемую территорию личные мобильные телефоны, будет оспорено в Верховном суде Коми и, если понадобится, в Европейском суде по правам человека», - прокомментировал Эрнест Мезак корреспонденту «7x7» вынесенное судебное решение.

 

Материалы по теме
Мнение
11 сентября
Виталий Аверин
Виталий Аверин
Поделюсь своими впечатлениями от дебатов Трампа и Камалы Харрис
Мнение
3 августа
Валентина Кривозуб
Валентина Кривозуб
За четыре года количество политзаключенных выросло в два с лишним раза
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме