После начала войны гражданские учреждения стали использоваться для «нужд российской армии». Их перепрофилируют в военные госпитали, заводы по производству дронов и военной амуниции.
Что именно забрала война у гражданского населения в российских регионах — в обзоре «7х7».
Больницы и роддома
Впервые о лечении военнослужащих в гражданских больницах стало известно в Белгороде. В марте 2022 года городская больница №2 перестала принимать жителей, их место заняли военные. По информации «Новой газеты» (позже издание изменило текст новости), солдаты якобы поступили с легкими ранениями в травмпункт медучреждения, а из-за большого количества участников войны руководство больницы привлекло к работе врачей из коммерческих клиник. Министр здравоохранения Белгородской области Андрей Иконников отрицал, что в больнице лечат только раненых военных. Позже, в ноябре 2022 года, заместитель главврача Олег Сергеев рассказал, что в марте, апреле и мае больница №2 действительно функционировала как военный госпиталь.
Федеральный закон запрещает лечить раненых военнослужащих в гражданских стационарах. Военные не платят налоги, которые зачисляются в Фонд социального страхования РФ, поэтому им не положен полис ОМС. Но экстренную помощь, как и любому гражданину, им обязаны оказать в любом медучреждении. Для нее полис ОМС не нужен.
Кроме того, Владимир Путин поручил Минздраву отдать гражданские больницы под лечение военных. Массовое перепрофилирование медучреждений началось летом 2023 года.
В июле 2023 жители Севастополя (столица Крыма, многие страны-члены ООН не признают его присоединение к РФ) пожаловались, что больницы переполнены ранеными. Люди не могли записаться на плановые приемы и операции. Врачи поликлиник перестали выдавать направления на обследования и операции в самую крупную севастопольскую городскую больницу №1, которая проводит половину хирургических вмешательств в городе. Перепрофилировали и городскую больницу №9, которая расположена в самом большом районе города и в которую за помощью обращаются жители десятков сел.
В августе 2023 года комитет по здравоохранению Петербурга заявил, что 17 гражданских больниц города уже оборудованы под прием раненых военнослужащих. Участников войны в них обещали принимать вне очереди.
Здание роддома №5 в Ростове-на-Дону экстренно переделали в военный госпиталь в феврале 2024 года. Из медучреждения досрочно выписали рожениц, а еще не родивших направили в другие больницы и роддома региона. Одну из женщин выгнали за день до родов – ей пришлось ехать в другой город, хотя она с трудом ходила. Сразу после массовых выписок в роддом поступили раненые солдаты. Медперсоналу роддома предложили перейти на работу в госпиталь. Для этого нужно было пройти трехмесячную подготовку военно-полевого медика, а потом набраться опыта в «зоне спецоперации».
В Омске под госпиталь ветеранов войны переделают роддом №5, здание которого закрыли в ноябре 2022 года. Медперсонал тогда перевели в городскую больницу. Сотрудники предполагали, что здание роддома “кому-то нужно”. В мае 2024 года стало известно, что на капитальный ремонт будущего госпиталя власти выделили 400 млн руб.
По словам министра здравоохранения РФ Михаила Мурашко, к концу 2022 года в больницах не хватало 25–26 тыс. врачей и 50 тыс. сотрудников среднего медперсонала (фельдшеров, медсестер, медбратьев и др.). В 2023 году дефицит среднего медперсонала достиг 63 тыс. человек. По данным опроса сервисов “Врачи.ру” и “Актион медицина”, около 26% врачей в 2023 году хотели уволиться из-за переработок. Большинство из них - терапевты и анестезиологи-реаниматологи.
Торговые центры
В конце декабря 2022 года власти Удмуртии начали превращать торговые центры в предприятия по сборке беспилотников. Первым в списке оказался ТРЦ «Италмас», который расположен в центре жилого района Ижевска. Горожан это возмутило, и они создали петицию против закрытия ТЦ. Она собрала 4 тыс. подписей.
Один из арендаторов торгового центра – владелец банного комплекса «Ижевские термы» - отказался переезжать. Он подписал с бывшим владельцем ТРЦ договор аренды на 30 лет и выселение арендаторов из здания посчитал незаконным. Его запугивали Росгвардией, ЧОПами и внезапными эвакуациями, поэтому комплекс был вынужден съехать в сентябре 2023 года.
В июле 2023 года ижевский торговый центр «Новый дом» выкупила компания по производству беспилотников. В том же месяце выяснилось, что в городском торгово-развлекательном комплексе «Столица» начнут производить дроны. В «Столицу» к этому моменту готовились переезжать «Ижевские Термы». Однако после новостей о дронах торговый комплекс разорвал с ними договор. Согласно источникам проекта “Удмуртия против коррупции”, Минобороны заявило владельцам ТРК, что ведомство в любом случае будет «национализировать» здание «Столицы». В сентябре 2023 новое предприятие «Аэроскан» в бывшем ТРК “Столица” представили Путину. Он посмотрел, как производят беспилотники «Ланцет» и дроны-разведчики.
Заводы и фабрики
В Курской области под военные нужды перепрофилировали 18 заводов и предприятий, которые занимаются производством аккумуляторов, обуви и пошивом одеял. Об этом власти заявили в декабре 2022 года.
Курский аккумуляторный завод и раньше производил изделия для военных целей. Однако с началом войны количество военных заказов увеличилось втрое и достигло 50% от всего производства.
Предприятие «Бел-поль» до войны занималось пошивом одеял и подушек, а теперь производит спальные мешки, бескаркасные носилки и военные баулы на фронт. Швейное предприятие «ФормТекс» шьет спальные мешки и водонепроницаемые сумки-аптечки для военных. Раньше оно специализировалось на текстиле для ресторанов и гостиниц. Курская фирма «Расаа» выпускает берцы, а «Промтекстиль» отшивает по 50 комплектов термобелья в день.
В ноябре 2022 глава Тамбовской области Максим Егоров заявил, что региональные предприятия перепрофилированы под нужды армии. По его словам, промышленные предприятия уже тогда выпускали маскировочные тенты и пламегасители для стрелкового оружия.
Предприятия Краснодарского края перешли на производство военной экипировки: термобелья, спальных мешков, военных рюкзаков и другого. Пресс-служба губернатора сообщала, что под перепрофилирование попали более 20 региональных фабрик и заводов.
О начале производства военного обмундирования в 2022 году говорили власти Челябинской, Липецкой, Тульской, Тверской, Кемеровской и Кировской областей. В число предприятий вошли не только небольшие фирмы и компании, но и одни из самых крупных фабрик России. Например, Кировская трикотажная фабрика.
В особой экономической зоне «Алабуга» в Татарстане, где располагались торговые компании, в 2023 году начали собирать боевые дроны из иранских комплектующих. Раньше в «Алабуге» находились резиденции крупных компаний и фирм - среди них иностранный автоконцерн Ford. На сборку дронов отправили студентов. Ангар, где создают оружие, занимает 40 тыс. кв. метров. После начала военного производства Елабужский район, где располагается «Алабуга», атакуют беспилотники.
И даже МФЦ
В апреле 2023 года здание нового челябинского МФЦ забрали под размещение центра для военных и их семей. Там будут оказывать медицинскую, психологическую, юридическую и социальную помощь. Изначально МФЦ строили для паспортно-визовой службы и управления по вопросам миграции.
В ноябре 2023 года Путин утвердил бюджет на 2024 год. Согласно ему, на военные нужды РФ потратит рекордные 30% от всего объема бюджетных ассигнований.
Экономист Владислав Иноземцев не считает расходы на военные нужды «приговором» для российской экономики. По его словам, в бюджете предусмотрены завышенные цены на военную продукцию и высокие зарплаты рабочих и менеджеров. Хотя госдолг России и увеличится, в 2024 году это приведет к поверхностным экономическим проблемам. А социальные расходы будут сокращать в пользу оборонных постепенно. Но в перспективе четырех-пяти лет при такой стратегии проблемы могут стать системными.
Экономист Андрей Яковлев, напротив, думает, что военное распределение бюджета приведет к высокой инфляции. Деньги, потраченные на оборонную сферу, уйдут на продукцию, которая «сгорит» на фронте. Высокие выплаты мобилизованным и их семьям приведут к повышению спроса на бытовые товары и жилье. Спрос превысит предложение, а нарастить выпуск именно бытовых товаров не получится из-за отсутствия денег на оплату производства и рабочих рук. По мнению Яковлева, на расхождения спроса и предложения рынок отреагирует ростом цен и импорта уже готовых товаров.