Любой человек, активно потребляющий контент оппозиционных российских медиа, знает, что конфликт Каца и команды Навального начался еще в 2013 году и с тех пор никогда не прекращался, то воспламеняясь, то затухая.
Но, пожалуй, нагляднее всего он проявился в 2015 году. Не все уже вспомнят, что после убийства Немцова, было решено создать Демократическую коалицию во главе с партией ПАРНАС (тогда она называлась РПР-ПАРНАС). Увы, именно тогда и Кац, и Навальный проявили себя с самой худшей стороны. Сначала Навальный фактически вышвырнул из коалиции Каца, что, безусловно, было не только не этично, но и губительно для общего дела. Ведь это во всяких собственных опросах и интервью ничего не понимающим в российской реальности зарубежным СМИ можно гнать басни, что «нас поддерживают многие миллионы», «Россия жаждет перемен и рвется на Запад», но реальность такова, что и Навального, и Каца, и всех остальных поддерживали крупицы электората, которые лишь при максимальной мобилизации всех своих ресурсов могли бы вырасти во что-то, отдаленно напоминающее серьезную политическую силу, способную бороться с режимом не только в интернете. Бесцеремонное отторжение какой-то из этих сил ведет к очень печальным последствиям.
Но не нужно лепить из Каца лишь жертву Навального. После того как его не взяли в коалицию, он не нашел ничего лучшего, кроме как еще сильнее ударить по перспективам реальной борьбы с путинским режимом на выборах — и запустил чисто спойлерский механизм в виде партии "Гражданская инициатива". На региональных выборах 2015 года, которые, как тогда многим казалось, могут сильно повлиять на дальнейший расклад, Кац продвинул списки ГИ ровно в тех же самых регионах, где и РПР-ПАРНАС. Но зачем? Ответ очевиден: чтобы быть спойлером, отнимающим голоса у демкоалции. Вероятно, Кац рассчитывал, что руководство демкоалиции видя, как он мешает ей завоевывать голоса, все же примет его в коалицию, а он тогда снимет ГИ с выборов.
Но все эти политики, оппозиционеры, либералы и демократы, увы, в миллионный раз забыли, что кроме их личных амбиций есть еще и реальный (пусть и не такой многочисленный) либеральный электорат, который не претендует на депутатские мандаты, но искренне хотел видеть в политике здоровую политическую силу, которая борется с Путиным, а не сама с собой.
Правда, в итоге ни нежелание брать Каца в коалицию, ни его спойлерская работа по сути ничего не решили. На региональных выборах 2015 года ГИ не зарегистрировали ни на одни из выборов (разумеется, нашли брак в их подписях, как же иначе…), а ПАРНАС пустили только на одни — в Костромскую область — где партия провалилась глубже некуда. А к выборам в госдуму 2016-го, которые изначально и были ключевой целью демкоалиции, уже и коалиции не было, а ПАРНАС получил столь удручающий результат, что даже и вспоминать не хочется.
Но можно ли после всего этого всерьез надеяться, что расследование Каца про ФБК*, равно как ответ ФБК* Кацу, преследует хоть какую-то еще цель, кроме как в очередной раз свести счеты друг с другом и переманить на свою сторону какую-то часть общего оппозиционного электората?
Ясно одно: политическая деятельность в любой стране мира всегда связана с информационными и финансовыми манипуляциями, но в стране, где нет и намека на честные выборы, свободу слова и независимость суда, вся политика в принципе может сводиться только к информационным и финансовым манипуляциям. И виноваты в этом не Кац и Навальный, а [режим] во главе с Путиным.