Исследования в области мозговой навигации проливают свет на удивительные способности нашего мозга. В 1948 году Эдвард Толмэн впервые предложил идею существования у животных своеобразной "карты местности" в мозге. Работая с крысами, Толмэн предположил, что после изучения окружающего пространства, мозг формирует когнитивную карту, которая помогает выбирать оптимальные маршруты.
Эта идея встретила сопротивление у его коллег, преобладали представления о выборе пути на основе реакции на внешние стимулы. Однако, с появлением методов записи активности нейронов, Джон О’Киф обнаружил первые элементы "GPS-системы мозга" в 1970-х годах - "клетки места", которые активировались у крыс в определенных точках, помогая им ориентироваться в пространстве.
В 2005 году супруги Мозеры дополнили эту картину, обнаружив "нейроны решётки" в энторинальной (в области височной) коре, которые образуют сложные гексагональные сети, помогая мозгу понимать пространство в трех измерениях. Вместе с нейронами места, нейронами направления головы, нейронами границы и нейронами скорости нейроны решётки входят в систему, которая обеспечивает пространственную ориентацию.
Открытия Толмэна, О’Кифа и Мозеров стали ключом к пониманию мозговой навигации и ее роли в поведении животных и человека. Эти исследования не только расширяют наше понимание организации мозга, но и имеют важные практические применения в медицине и технологиях, включая разработку методов лечения неврологических заболеваний и создание новых навигационных систем.