На ВГТРК вышел огромный (час двадцать) пропагандистский фильм Аркадия Мамонтова «Иноагенты», в котором объясняется, какие иноагенты плохие, как они не любят родину, как хотят ее развалить и все такое прочее. Разумеется, фильм построен на множестве передергиваний и вырванных из контекста реплик и представляет совершенно искаженную картину реальности. Такой винегрет для не очень вдумчивой аудитории, в котором связь между отдельными кусками обусловлена только причудливой логикой автора.
Мелькают посол Евросоюза в РФ, «Ельцин Центр», украинские нацисты, кадры советской пропаганды про «Радио Свобода», отрывки выступлений Шульман и Каца (последнему отдельно припомнили что он продает на аукционе единорогов по сотни евро за штуку). Все это сдобрено цитатами из Достоевского и глубокомысленными комментариями православного политолога Натальи Нарочницкой и писателя Юрия Полякова. Певец Шарлот, сжегший свой паспорт, кается на камеру. Упоминается даже гипноз. Связующим нарративом стал «Съезд иноагентов» в Берлине, где авторы фильма под видом то ли сербских, то ли боснийских журналистов сняли все происходящее (впрочем, мероприятие было открытым). Заканчивается все пасторальным портретом айтишника, который много лет назад ходил на митинги оппозиции и уехал в США, а потом прозрел, понял, что любит Россию, привез из Америки жену, живет в избе, ходит в ушанке и счастлив.
Цель публикации этого произведения пропагандистского искусства пока неизвестна — то ли Аркадию Мамонтову просто надо было чем-то заниматься, то ли это подготовка к какому-нибудь очередному ужесточению для иноагентов и заодно для всех россиян. Хотя в последнее время любые ужесточения проводились без особой подготовки.
Из интересного, помимо использования балканских журналистов в качестве прокси российской пропаганды, — украденные письма Леонида Гозмана о его европейской недвижимости и банковском счете. Гозман сказал мне, что письма подлинные — недвижимость он действительно покупал, хотя уже довольно давно и в кредит. Скорее всего, письма украли из его почты, но, по словам Гозмана, увеличили в них цифры. Гозману посвятили чуть ли не треть фильма, получился такой оммаж ФБК*: пока вы ищете виллы единороссов в Испании, мы нашли домик либерала в Италии! Тут, правда, упускается тот момент, что либерал Гозман не бил себя кулаком в грудь и не кричал на каждом углу, что он славянофил, а на Европу нужно сбросить ядерную бомбу (как, например, сделал его коллега по интеллектуальному цеху Сергей Караганов, у которого в этой самой Европе нашлись уже две квартиры).
Интересно, что даже в этой пропагандистской каше нашлись крупицы серьезной и небесполезной дискуссии — вероятно, это получилось у авторов случайно. Суть вот в чем. Уже упомянутая околовластная мыслительница Наталия Нарочницкая в фильме говорит, что для России бытие в виде великой державы — это не прихоть, а единственно возможная форма существования. А «иноагентка» Анна Наринская во фрагменте своего интервью (видимо, тоже каким-то прокси-интервьюерам) говорит, что, напротив, само слово «великий» абсолютно пустое и вредное, и когда мы говорим, что Россия должна быть великой, то смысл у этого один — что она имеет право применять насилие, чтобы загонять другие страны и народы под свое влияние. Вот эта дискуссия о том, обречена ли Россия стремиться быть «великой», или она может существовать будучи «нормальной» (обычной) страной, мне представляется довольно интересной. Но жаль, конечно, что эти крупицы смысла приходится выковыривать из какого-то куска пропагандистского шлака.
P.S. Фильм большой, но Аркадий Мамонтов указан в титрах его единственным автором. Другие, видно, постеснялись и не хотят попасть под санкции.