Две негодяйки психопатического типа, которых близорукая пресса по недоразумению называет «экоактивистками», облили каким-то пойлом «Мону Лизу» Леонардо да Винчи в Лувре. Захотели получить минуту славы при полном отсутствии мозгов.
Le Monde цитирует их крики: «Что важнее: искусство или право на здоровое и устойчивое питание? Наша сельскохозяйственная система больна. Наши фермеры теряют работу. Каждый третий француз не ест каждый день».
Левацкое движение Riposte Alimentaire направило в AFP пресс-релиз, в котором взяло на себя ответственность за акцию и заявило, что обливание «Моны Лизы» супом — это «начало кампании гражданского сопротивления, которая несет в себе четкое требование, выгодное для всех: социальное обеспечение для устойчивого питания».
«Моне Лизе», слава Богу, ничего не угрожает, она под бронированным стеклом, эти плевки безумных для неё ничтожны. К слову, не все ценные картины в мировых музеях достаточно защищены от идиотов.
Но подъем левацкого общественного движения в какой-бы то ни было сфере очень опасен. И не только для произведений искусства, которые эта гопота готова повредить или уничтожить. Вопрос в том, что у любого левацкого движения в принципе отсутствует культура, в том числе культура протеста. Коллективная и становящаяся массовой Грета Тунберг – это знак вырождения протеста и деградации общества.
Только в глубоко нездоровую голову может прийти альтернатива: искусство или право на здоровое и устойчивое питание. То есть если Лувр перестанет экспонировать Леонардо да Винчи, то все французы будут есть каждый день, а фермеры получат работу? Глупость же.
Левацкие протесты приобрели новую силу после распространения современных медиа: социальные сети создали возможности, при которых доступ к многомиллионной аудитории для любого человека стоит абонентскую плату за его мобильный номер. Какие бы то ни было барьеры безопасности и разумности перед любыми публичными дикостями отсутствуют.
Подъем этой общественной пены прямо связан с банкротством публичной политики: когда политики не делают свою работу ответственно, не слышат общество и не решают вовремя накопившиеся проблемы, на их место приходят гопники, которые создают у общества иллюзию быстрого, простого и даже примитивного решения сложных проблем.
У этих гопников нет представления о ценностях, в том числе ценностях культуры, они готовы ворваться в любой дом в грязных сапогах и наследить в любом общественном храме, пытаясь при этом представить себя защитниками общественных интересов. Это очень опасно.
Такие выходки требуют, с формальной точки зрения, юридического реагирования в соответствии с уголовным законом, но намного важнее этого – содержательного политического ответа: как должны быть устроены отношения общества и власти, чтобы избежать усиления влияния больных на голову хулиганов на общественную жизнь, не допустить их прославления и героизации, не сделать их успешными, не наплодить им последователей.
Дурной пример не должен быть заразителен.