Сегодня утром, 20 ноября, в Санкт-Петербурге умерла Нина Семёновна Катерли – писатель, публицист, правозащитник. Бабушка режиссера Евгении Беркович, арестованной за антитеррористический спектакль, который власти решили объявить террористическим.
Мы стали общаться с Ниной Семёновной регулярно именно после возбуждения уголовного дела против Жени Беркович («Женьки», как называла внучку бабушка) и Светланы Петрийчук. Последний звонок был в минувшую субботу.
Нина Семёновна была человеком несгибаемым, бесстрашным и оптимистичным. Никто не знает, насколько ее жизнь была сокращена варварским уголовным делом против Беркович и Петрийчук, но переживания ее о судьбе Жени были сильнейшими. Она очень надеялась дожить если не до конца режима, то до встречи с Женей. Запаса времени и сил не хватило. Так или иначе, у криминального антисемитского дела по спектаклю «Финист Ясный Сокол» появилась первая человеческая жертва.
Нина Катерли получила опыт политического сопротивления с первых свободно написанных слов, которые в начале 1980-х не пропустила советская цензура. Тогда повести Нины Катерли по ее решению пошли в самиздат и заграницу. Реагировать на политическую реальность было легче в форме полуфантастики, за которой легко угадывалась уродливая советская действительность.
Эти публикации Нины Катерли вошли в неизбежное столкновение с КГБ и советской властью. События тех лет описаны Ниной Семёновной в повести «Вторая жизнь», вошедшей в книгу воспоминаний «Чему свидетели мы были». Всего Нина Катерли выпустила 15 книг прозы и публицистики. Все они стоят на сокровенной полке подлинной литературы, продиктованной талантом и совестью.
Правозащитная работа, которую Нина Катерли считала не менее важной, чем литературную, привела к созданию целого ряда документальных повестей о политических судебных процессах. Нина Семёновна никогда не боялась ставить публичную подпись под обращениями в защиту политзаключенных и обращениями протеста против уничтожения прав и свобод человека в России. Рассказала однажды, как полицейский сказал ей: «Мы все думаем так же, как вы, только молчим».
Книги Нины Катерли вышли в свет на русском, английском, немецком, французском, японском, китайском, венгерском, чешском и других языках. В мире ненависти и вражды эти книги – нити мира и свободы, способные сохранить живое человеческое общение между людьми, разделенными границами и правительствами.
В бездонную неосоветскую эпоху, в которую провалилась наша страна, книги Нины Катерли помогут людям прожить и пережить время несвободы и варварства. Нина Семёновна не дожила до возвращения свободы, но сохранила ее внутри себя. А душа бессмертна.
Мои соболезнования ближайшим родным людям Нины Семёновны – Елене Михайловне Эфрос и Евгении Беркович. Сил вам на долгие темные времена и семейной любви, сильнее которой нет ничего на свете.