Прорыв плотины Каховской ГЭС уходит с первых полос мировых медиа, уступая место другим трагедиям, между тем гуманитарная катастрофа в Приднепровье постепенно, день за днем, раскрывает свой чудовищный масштаб.
По обе стороны Днепра произошла крупнейшая после Чернобыля человеческая и экологическая катастрофа, статистика которой умножается каждый час.
Власти России и Украины официально сообщили о первых погибших. Как обычно во время больших трагедий, информация будет раскрываться постепенно и понемногу, чтобы в обществе притупилось восприятие, и без того реагирующее на только большие цифры.
Пока не сойдет вода и не освободит территории городов и деревень, достоверно говорить о числе погибших будет невозможно. Нас могут ждать страшные открытия. Есть риски, что не всех утонувших смогут найти.
Многие люди до сих пор сидят на крышах своих домов без пищи и питьевой воды и ждут, когда их спасут. С момента катастрофы (ночь на 6 июня) прошло уже пять суток. Это критично много.
Некоторые населенные пункты будет невозможно восстановить, и неизвестно, будут ли готовы сами люди снова жить на этих трагических местах.
Погибшие животные и птицы исчисляются десятками тысяч, точное их число никогда не будет названо. Некоторые редкие популяции могут погибнуть навсегда.
Изменён весь ландшафт Приднепровья по обоим берегам реки. Скорость течения Днепра повысилась в 10 раз. Начался и будет нарастать кризис с питьевой водой. Сельское хозяйство на огромных площадях более невозможно.
Вода подняла целые минные поля и пронесла уже сотни километров. Где «приземлятся» эти мины — бог весть. Но кто-то споткнется о них.
В местах таких глобальных катастроф должны немедленно появляться международные гуманитарные организации, но они практически не готовы к работе в зоне боевых действий.
Никогда во время таких бедствий не хватает ресурсов государства. Но волонтеры жалуются на препятствия в работе. Хотя многих людей спасли именно волонтеры. Кому может мешать волонтер во время угрозы гибели людей? Кому-то из попавших в беду не хватит сил и часов дождаться помощи. Кто ответит за это?
По прорыву плотины Каховской ГЭС необходимо открытое международное криминальное расследование. Мир напичкан техническими средствами слежения и контроля, с помощью которых можно по секундам, шагам и звукам воссоздать всю картину, назвать участников и соучастников, передать следственным органам и суду все необходимые доказательства для правосудия. Я уверен, что рано или поздно это следствие состоится и хочу увидеть этот суд.
Но сейчас каждую минуту у кого-то из тысяч несчастных людей может оборваться жизнь. Все международные силы спасения должны быть направлены на обе стороны Днепра. Россия и Украина обязаны принять эту помощь незамедлительно и без условий, в том числе обязаны обеспечить безопасность спасателей в зоне боевых действий. Все препятствия к работе волонтеров должны быть устранены. Информация о погибших и пропавших без вести должна публиковаться.
Мир проходит тест на человечность во время бесчеловечных событий. Жажда победы на поле боя затмила во многих головах другое поле катастрофы — тоже рукотворной, но не менее страшной.
Спасение людей в Приднепровье могло бы стать примером и прологом для завершения военной катастрофы. Но пока ничто не говорит о том, что слепые увидели потоп безудержной смерти, а глухие стали слышать зов умирающего человека.