В Конституционный суд России поданы две жалобы (моя и Николая Кузьмина) на конституционность норм российского законодательства о выборах, установивших ограничения для участия в выборах для «лиц, причастных к деятельности экстремистских организаций».
В августе 2021 года суды отменили мою и Николая Кузьмина регистрацию кандидатами в депутаты Государственной думы России и Псковского областного собрания депутатов от партии «Яблоко» по основаниям «причастности» из-за организации и участия в несогласованных публичных мероприятиях в январе 2021 года в Пскове.
Мы требуем признать не соответствующими Конституции РФ нормы пункта 3.6 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 8.1–8.4. Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Мы полагаем, что эти нормы законов нарушают положения Конституции РФ:
— о политическом многообразии (часть 3 статьи 13);
— о непосредственно действующих правах и свободах, которые определяют смысл и содержание деятельности публичной власти (статья 18);
— о запрете дискриминации (часть 1 и часть 2 статьи 19);
— о свободе слова и мысли (часть 1 и часть 4 статьи 29);
— о праве участвовать в управлении делами государства, праве избирать и быть избранным (часть 1 и часть 2 статьи 32);
— о запрете обратной силы закона (часть 1 и часть 2 статьи 54);
— о запрете издавать законы, которые отменяют или умаляют права и свободы человека и гражданина, а также об исчерпывающем перечне оснований для ограничения таких прав и свобод (часть 2 и 3 статьи 55).
Жалобы подготовлены юристами Института права и публичной политики, которые представляют наши интересы.
Власти России знали, какие вопросы будет решать Государственная дума восьмого созыва. Была поставлена задача не допустить избрания в парламент ни одного депутата, не согласного с политикой Путина, то есть провести полную предварительную политическую зачистку федерального парламента. Для этого было использовано много способов, в том числе был спешно принят закон о запрете участвовать в выборах политикам, якобы причастным к деятельности организаций, признанных экстремистскими. Критерии для такого «признания» были безразмерными, применить закон можно по отношению к любому человеку, публично не согласившемуся с властями.
Более того, закон получил обратную силу, хотя один из авторов закона сенатор Андрей Клишас публично заявил в мае 2021 года в «Парламентской газете», что для применения закона потребуется признать кандидата причастным к деятельности экстремистской организации уже после вступления закона в силу, и такое решение суда должно вступить в силу также после вступления в силу закона. Более того, решение суда о признании организации экстремистской также должно было вступить в силу после начала действия закона.
Все эти заявления оказались введением в заблуждение. По мне и Николаю Кузьмину не было отдельных судебных решений о «причастности», но суды сочли допустимым, чтобы один и тот же суд в одном и том же решении разрешил вопрос о «причастности» и, не дожидаясь вступления решения в силу, отменил решение о регистрации кандидата. В качестве судебных решений о «причастности» были проэксплуатированы принятые в январе 2021 года решения Псковского городского суда, принятые в рамках производства по КоАП.
Мы прошли четыре этажа судебных инстанций, включая кассацию и надзор в Верховном суде, и, несмотря на видимые колебания судей Верховного суда, не смогли отстоять свое право.
Принципиальное решение о намерении обратиться с жалобой в Конституционный суд было принято еще во время споров в судах общей юрисдикции в августе 2021 года. Мы несколько месяцев готовили жалобы и сейчас требуем признать не соответствующими Конституции России сами нормы закона, позволившие произвольным образом ограничить избирательные права граждан.
30 мая 2022 года обе жалобы были поданы в Конституционный суд РФ. 1 июня секретариат КС начал их изучение.