Генеральная ассамблея ООН утвердила дату 24 марта как Международный день права на установление истины в отношении грубых нарушений прав человека и достоинства жертв (International Day for the Right to the Truth concerning Gross Human Rights Violations and for the Dignity of Victims) своей резолюцией A/RES/65/196 от 21 декабря 2010 года.
Вопрос о применении права на установление истины нередко поднимается в контексте грубых нарушений прав человека и серьезных нарушений гуманитарного права. В случаях массовых расправ, насильственного исчезновения, пропажи без вести, похищения детей и применения пыток пострадавшие лица и их родственники требуют обеспечения осведомленности об этих событиях.
Право на установление истины предполагает получение полных и подробных достоверных сведений о происходивших событиях, конкретных обстоятельствах этих событий и их участниках, включая информацию об обстоятельствах, при которых были совершены нарушения, а также о причинах этих нарушений.
День в календаре был выбран в честь Оскара Арнульфо Ромеро (Oscar Arnulfo Romero) — архиепископа города Сан-Сальвадора. Монсеньер Ромеро выступал против бедности, социального неравенства, убийств и пыток в Сальвадоре. За свои взгляды архиепископ подвергался нападкам со стороны приверженцев радикальных течений и в итоге был убит. Это случилось 24 марта 1980 года.
Представители Организации Объединенных Наций признали ценность и важность работы, проделанной Оскаром Ромеро, и приняли решение установить новую дату в день гибели архиепископа.
«Учитывая те ценности, которые отстаивал монсеньор Ромеро, его преданность служению человечеству, его постоянные призывы к диалогу и неприятие всех форм насилия, предлагается всем государствам - членам ООН и международным организациям надлежащим образом отмечать этот Международный день», — говорится в резолюции Генеральной ассамблеи.
Международный день проводится в первую очередь для того, чтобы почтить память жертв грубых и систематических нарушений прав человека, а также напомнить о важности права на установление истины и на справедливость. Кроме того, в этот день проводятся мероприятия, призванные отдать дань уважения тем, кто посвятил жизнь борьбе за права человека или пал в этой борьбе.
Написанное выше взято мною из сети Интернет.
А теперь – собственные мысли.
Что, по моему мнению, надо сделать, чтобы обеспечить установление истины в отношении грубых нарушений прав человека и человеческого достоинства?
Во-первых, наполнить общественные наблюдательные комиссии и общественные советы при органах власти правозащитниками; впрочем, об этом я уже много раз писал.
Во-вторых, распространить общественный контроль на следствие, дознание и суд. Такой контроль не сможет контролировать выводы суда. Но логическую корректность выводов, соблюдение процессуальных гарантий, выявление злоупотреблений закрытостью судебно-следственных действий они смогут выявлять всегда.
В-третьих, ввести право лица, в отношении которого проводятся оперативно-разыскные действия, на помощь адвоката.
В-четвертых, предоставить право выступать в качестве защитника людям, которые не являются ни адвокатами, ни юристами; для значительной части наших граждан оплачиваемая адвокатская помощь недоступна, а бесплатные адвокаты нередко выступают на стороне следствия и суда.
В-пятых, предоставить право осуществления за работой органов полиции и уголовно-исполнительной системы депутатов органов местного самоуправления.
В-шестых, ввести единый межведомственный реестр задержанных на территории всего субъекта Федерации; об этом я уже недавно писал.
В-седьмых, ввести право любого подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего на проверку его показаний на полиграфе; исключить дурацкую норму о том, что данные психо-физиологического исследования почему-то якобы не являются доказательством.
В-восьмых, обеспечить право любого задержанного на отправку электронных писем.
В-девятых, упростить порядок предоставления свиданий подозреваемым и обвиняемым.
В-десятых, вернуть в УПК РФ норму о том, что предварительное следствие, судебное разбирательство, рассмотрение дела в порядке в порядке апелляции, кассации и надзора производится на принципах объективности, всесторонности и полноты.
И это – минимальный пакет мер.
Без этого ничего не получится.
Так как механизму беспредела все равно, кого мочить.
А структуры, вкусившие аромат беспредела, приходят в такое состояние, когда им уже все равно, кого мочить.