В книге Рамвидаса Раценаса «Литва — Коми — Литва. Записки спецпереселенца» есть такой сюжет: вплывает баржа с литовскими переселенцами летом 1940 года в Коми край. Они плывут вверх по Вычегде из Котласа, куда их доставили по железной дороге, и первая остановка на Коми земле — это село Жешарт. Большое село 1700 жителей. И там были высажены первые литовцы-поселенцы. Сам Рамвидас, маленький мальчик, с мамой и другими родственниками уплыл дальше в сторону Корткероса. Но, видимо, оставшиеся литовцы рассказали ему уже позже самые больше впечатления от Жешарта. А их два. Первое, они работали в столярной мастерской, которая располагалась в здании закрытой церкви. Второе впечатление — это то, что им выделили для посадки картошки территорию кладбища, которое недавно ликвидировали в Жешарте, и поселенцы прямо на могилах сажали картофель. Это было самое большое впечатление у прибывших из Литвы набожных литовцев-католиков, которые после расселения первым делом, по воспоминаниям, создавали алтари для семейных молитв в своих комнатах.
Это было, видимо, шоком для людей, которые впервые столкнулись с таким жестким проявлением атеизма, когда можно было превращать храм в столярную мастерскую, а могилы в огород и это рассматривалось местными жителями как нечто нормальное. Видимо, разговор идет о единственной каменной церкви в Жешарте, построенной в 1807 году, развалины которой до сих пор стоят там: церковь Спаса Нерукотворного Образа.
Следующей остановкой литовских спецпереселенцев было Серёгово, пароход затащил их баржу вверх по Выми до Серёгова, и здесь он высадил на берег раввина и несколько учеников еврейской духовной школы, которых в 1940 году арестовали в Литве и отправили в глубь СССР как беженцев. Дело в том, что в 1939 году немецкие войска вторглись в Польшу и захватили Белосток, где была эта духовная иудейская школа. Раввин с несколькими подростками бежали в тогда еще независимую Литву. Потом Белосток немцы передадут СССР, но раввин с подростками не захотели возвратиться назад из религиозной Литвы в атеистическую Россию, тем более что слухов о том, что происходило с религиозными общинами в СССР, ходило много. Не прошло и года, как СССР вторглась в Литву и раввина с подростками арестовали, как беженцев и отправили в Коми край вместе с арестованными «буржуазными» литовцами. Вот они оказались на одной барже. Рамвидас описывает: «В течении всего пути, надев на голову ритуальные шапочки, повернувшись лицом к стене баржи и ни на кого не обращая внимания, они усердно молились своему Богу».
Подростки с раввином сошли, и автор воспоминаний не знает, что с ними произошло, но, видимо, из рассказов других поселенцев он делает страшный вывод: «Но Бог не услышал их молитвы — в первую же зиму большинство из них, непривычных к физическому труду, плохо одетых, погибло». Но, может быть, кто-то из них и выжил и потом ассимилировался с местным населением или даже вернулся назад в Белосток и узнал что там, после второго прихода немцев, было создано большое еврейское гетто и почти все евреи, а значит, большая часть семей этих подростков были просто уничтожены. Было ли это так или было как-то по-другому - мы этого уже не узнаем.
Фото здесь.
Изумление набожных литовцев понятно...
К 1940 году большевицкая пропаганда безбожия отработала уже более 20 лет, мозги народа были промыты начисто. Много церквей было разрушено или перестроено во что попало. Так, на улице Чайковского (Сергиевской), 14 в Питере, всея артиллерии собор Сергия Радонежского был частично разрушен и перестроен в милицию...
https://images.app.goo.gl/fjawZ67bKCdGPctv9
https://images.app.goo.gl/5q3V1Cc4dgbmFJRT9
В конце 90-х безбожники РК распилили Северный завоз, похитив свыше 700 миллионов бюджетных рублей. Ни стыда, ни совести, креста на них не было! Особенно "отличился" у них инспектор минфина В. Ермилов, любый безбожник.
Да, тогда многие поселки повымерзали в Ижемском крае. Не завезли уголь и дизтопливо, украли деньги на северный завоз. Сколько людей поумирало - ни кто не считал. А Vova теперь в храм ходит, грехи замаливает. В рай попасть очень хочет.
Дедок, насчет "сколько поумирало людей" ты бы поосторожней. А в Ижемском крае печки топили и топят дровами из лесу. И люди там живут в основном в селах и деревнях. В Коми в поселках живут пришлый народ - таких в Ижемском крае немного.
Лучше бы Vova во ВСИН попал.
Дедок, ошибку в названии вашего градообразующего ведомства сделал намеренно?
Дедок-на-Дежневе и в слове " Изьваса" специально делает ошибку, знает, что я за ним слежу и фиксирую его комментарии. Врёшь, не уйдёшь!
Многих лет тебе жизни и здоровья. И ума ещё хоть чуть-чуть.
А что там хорошего?
на богоугодные дела и пилили. Господь ведает верных своих 😇
Если баржа плывет против течения вверх по реке, это не значит, что она "всплывает". Всплывать -подниматься из глубины на поверхность воды.
Прошу извинения у автора поста. Разглядел - у него применено слово "вплывает", что вполне допустимо и к месту.
Сбылась мечта коми патриота, автономиста Д.А. Батиева, который мечтал о построении великой Зырлянтии используя труд военнопленных и зеков. Умный и деятельный был коми морт.
Локчимлаг в свое время был одним из самых больших лагерей на земле Коми, как бы государством в государстве. Он состоял из многочисленных лагерных подразделений, участков, командировок и подкомандировок, разбросанных в бассейне Вычегды и ее притоков Лэкчима и Нема.Локчимлаг занимался лесозаготовками. Он был богато оснащен отличной по тем временам техникой, по тайге проложены прекрасные лежневые дороги, в местах подвоза срубленного леса было немало так называемых круглолежневок, имелись высокомеханизированные лесопилки, механические мастерские, гаражи, локомобили, хорошо оборудованные склады, перевалочные пункты, пожарные депо и т.д.
Начальник Локчимлага в своем королевстве делал что хотел. Управление лагерем осуществлялось армейским методом. Обслуживать такое хозяйство и руководить им могла только многочисленная, хорошо подготовленная техническая интеллигенция. Инженерно-технический персонал, даже главбух Локчимлага, были зеками. Вольными были здесь только начальство и охрана.
Садо-мазохизм мы относим к тяжёлым и опасным перверзиям ☠️
Так этого автономиста Батиева потом и посадили в ГУЛАГ, за который он так болел душой, а потом и насовсем расстреляли. Не удалось ему въехать в великую Зырляндию на чужом горбу.
Куда пропал "Так", который настоящий? Что-то его уже нет целый день...
Хочешь сказать, что ты, конечно, тоже "Так", но не настоящий, а самозванец?
Именно так. Мне, деду двух внуков, скрывать правду ни к чему, тем более - говорить неправду.
А зачем тогда пишешь под не своим ником... ну, иногда, скажем так.
А ты знаешь правду? Уверен? Похоже, что нет. Потому и пишешь не от своего имени, чтобы не отвечать за слова. Зачем самому отвечать, если можно стрелку перевести на другого и подставить, не так ли?
Увы, это не лечится... 🧐
Психиатр и пациенты, все смешались в одной палате для буйных скандалистов. Когда же им сделают укол успокоительного?
Годно начертано. Бывает, только забивать начинаю в поисковик "7х7", а вже чую, як аноним воет " Моё имя! Мою фамилию!" Неприятно, от того визгу, но терплю, захожу на сайт и вижу, что чуйка не подвела. :)
Виктор Сумкин, когда перестанешь учить ижемских оленеводов тому, как им разводить оленей? Ты уверен, что твои советы им в чем-то могут быть полезными, тем более тебя об этом они не просят?
На днях он сам цитировал "умность" от Платона о глупцах. В точку.
Вообще-то диалог выше написан не для тебя.
Поди, разбери тут вас, истеричных и неуравновешенных анонимов, кто к кому обращается и на что отвечает. В палате у вас кавардак и вакханалия. Поэтому и смотрю биатлон, а Губерниев, чудак, довёл меня до смеха и слёз. ))))
31 января Эстонский институт исторической памяти проведет Таллинне в Доме писателей презентацию сборника «Финно-угорского мартиролога жертв государственного террора в СССР», посвященного эстонцам.
В двухтомнике впервые собраны имена 8517 эстонцев, которые остались в СССР после образования Эстонской Республики в 1918 году и стали жертвами сталинского террора, в основном в 1937–1938 гг.
До публикации сборников, о репрессированных эстонцах было сделано шесть выпусков, посвященных: марийцам в 2007 году, мордвинам – 2011, коми – 2012, удмуртам – 2013, карелам – 2013, а также вепсам, ижорцам, манси, нганасанам, ненцам, саамам, селькупам, хантам и венграм, проживавшим в 1917-1953 гг. в СССР – 2015. Все они издавались в Саранске. Еще неопубликованным осталось собрание имеющихся биограмм о репрессированных российских финнах.
https://mariuver.com/2022/01/29/kniga-o-repress-fu/
О репрессированных коми был сделан отдельный выпуск в 2012году. Господа Бобраков, Сажин, что нибудь вам известно об этой книге? Если да, то не могли бы рассказать о ней на страницах 7х7 Коми?
Епифаний Премудрый
Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского.
"Кудесник, часто приходя иногда тайно, иногда явно, развращал новокрещеных людей, говоря: "Братья пермяки, отеческих богов не оставляйте, а жертв им и треб не забывайте, а старый исконный обычай не покидайте, давней веры не отметайте. Как делали отцы наши, так и вы делайте, меня слушайте, а не слушайте Стефана, который пришел от Москвы. А от Москвы может ли добро придти? Не оттуда ли к нам тягости приходят, дани тяжкие и насилие, тиуны, и доводчики, и приставы?Поэтому не слушайте его, но меня слушайте, — добра хочу вам. Я ведь вашего рода и одной земли с вами, один род и единоплеменник, и одно колено, и один язык. Лучше вам меня слушать, потому что я ваш давний учитель, и подобает вам меня слушать, старца, как отца. А этот русин, пришедший к тому же из Москвы, младше меня, малолетний и юный телом, по годам мне годится в сыновья или внуки. Поэтому не слушайте его, но меня слушайте, и моего предания держитесь, и крепитесь, чтобы не вас победили, а вы бы победили его".
Епифаний Премудрый
Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского
"Однажды преподобный раб Божий Стефан, помолясь Богу, сотворил молитву и вошел в некое место, где была их знаменитая кумирница, иначе капище, и собрался разорить идолов. И опрокинул жертвенники, и богов сравнял с землей, и с Божьей помощью знаменитую их кумирницу поджег, огнем запалил ее. Все это сделал один, когда идолослужители не знали и кумирников не было, и не было ни спасающих, ни защищающих."
Епифаний Премудрый
Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского.
"И каждый день молитву творил над ними и, в назначенное время помолившись о них, научил их преславной вере христианской; и с женами, и с младенцами крестил их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И научил их грамоте пермской, которую до того впервые сложил, и всем их новокрещеным мужчинам, и юношам, и мальчикам, и маленьким детям велел учить грамоту, часословец, и восьмигласник, и песни царя Давыда."
Епифаний Премудрый
Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского
"И совершилось чудо в земле той, где прежде были идолослужители-бесомольцы, теперь богомольцы появились, где храмы идольские стояли, кумирские жертвенники и капища, церкви святые устроялись и монастыри и богомолия учинялись.
Бог, милостивый человеколюбец, все устраивающий на пользу людей, и не оставляя рода человеческого без разума, но приводящий к разуму и к спасению, который пощадил и помиловал людей пермских, воздвиг и дал им, как в древности в Израиле Веселеила, полного мудрости и искусства, так и Стефана, мужа доброго и благословенного, послал к ним."
Из века в век одно и тоже.
Даже идивление этому адептов из Великого Города....))))
В довоенной Литве был очень высокий уровень антисемитизма. А в военное время литовские батальоны принимали участие в карательных акциях на территории Литвы, Белоруссии и Украины, в расстрелах евреев в селении Верхние Панеряй, в расстрелах в IX каунасском форте, где от руки гестапо и их пособников погибло 80 тысяч евреев, в VI форте (35 тысяч жертв), в VII форте (8 тысяч жертв).
Литовские националисты (отряд под руководством Климайтиса) в течение первого каунасского погрома, в ночь на 26 июня, уничтожили более чем 1500 евреев.
От того, что в городе Вятке в 1905 году был еврейский погром вы же всех жителей Кирова не объявляете антисемитами?
В Вятке евеейский погром? Интересно, где можно об этом почитать?
Погром в городе Вятке в 1905 г был не еврейским. Там было типа нынешних русских маршей против "революционеров". Среди убитых погромщиками не было евреев, и революционеров, кстати, тоже.
Если Сажин написал "Еврейский погром", значит прочь сомнения! Погром был еврейским и точка! Ну, а как без еврейского погрома?
Погром можно считать и еврейским, если погромщики под революционерами подразумевали евреев.
Вообще-то грабят всегда тех, у кого есть чего взять. Если богатых евреев мало, можно пограбить и "своих". Но "чужих" грабить всегда приятнее 😂☠
Краевед Н.И. Ульянов писал в своих «Очерках истории народа коми»:
«Когда Мандельбаум под напором белых отступал через с. Помоздино, за ним шло множество подвод, нагруженных великолепными малицами, совиками, пимами, шёлковыми и бархатными одеждами, швейными машинками, граммофонами, никелевыми самоварами и прочими предметами «роскоши и цивилизации» проникшими в этот почти первобытный край».
Как-то плавно от литовцев перешли/вернулись к коми-зырянам и, предполагаю, скоро увидим и копипасты текстов о коми-ижемцах.
О погромах 1905 года так и написано: "В других городах, где еврейского населения было немного, в том числе в Вятке, погромы носили политический характер".
Странная особенность историка Игоря Сажина — любой погром выдавать за еврейский.
Политика или расизм - всё это только ширма. Если можно будет грабить - будут грабить. Евреев, буржуев, нэпманов, чиновников, иноагентов, единороссов... Кого можно, того и будут.
"Эх! Эх!
Позабавиться не грех!
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче голытьба!" (С)
Инспектор Вова, а разграбление северного завоза - это политика или расизм? 700 млн стыренных бюджетных рублей (при тогдашнем курсе 5-6 рублей за доллар) - это не хухры-мухры.
Это такая форма заступничества за погромщиков?
Кого-то ограбили? Кто потерпевший? И где же само награбленное, не у всех ли на виду?
На инспекторе Вове Ермилове уже пробы негде ставить...
Интимный вопрос:
А где у тебя свободное местечко?
Сажин, допустим, ошибся. Но этот погром во Вятке прошелся по Российской империи одной волной с преимущественно еврейскими погромами. Будь во Вятке больше евреев, то погром бы стал еврейским.
Погром во Вятке - первый случай, о котором написал Сажин. Где читать о всех других случаях, на основании которых ты делаешь вывод о его особенности?
к каменту от 11 фев 13:00
Где читать о других погромах, которые позволи тебе сделать вывод о странной особенности Сажина?
Заявление о некой странной особенности Сажине не есть ли ввод публики в заблуждение? На основание одной публикации можно ли делать такие заявления? Или тебе известны некие другие публикации?
Какие публикации у Сажина? Посты в бложике на уровне - одна бабка сказала. Не историк он вообще.
А не прячется ли сам И. Сажин за кличкой " Так"?
Дело не в Сажине, а в тебе. Будь умнее.
Если написать то же самое о Дедке, уверен, комментарий не опубликуют.
Известный коми писатель, философ, фольклорист, этнограф К. Ф. Жаков еще в 1916 году в своей поэме "Биармия" словами главного героя князя Яура передал вам, потомкам, свое слово - призыв о гуманном отношении друг к другу. Анонимный " Так" в минуты душевного беспокойства и нервозности читай, как молитву:
«Вы живите меж собою
Дружелюбно и согласно
И не ссорьтесь по-пустому.
Кошкой черною бороться
Из-за слова не полезно.
Зря сердиться на людей же
Бестолково не разумно.
Избегайте братской ссоры,
Чужеземцев уважайте,
Слабых старцев почитайте.
И любите человека
В каждый час и повсеместно.»
Дедок, посмотри в зеркало.
Неужели ты думаешь, что забудем твои слова, в течении многих лет которые ты изо дня в день писал на 7х7, на банке?
Чужеземцев уважайте,
Слабых старцев почитайте.
Помни, кто вас в люди вывел и детям дай завет.
Зэки-уголовники, отсидевшие срок и осевшие здесь? Об этом тоже слышали.
Потомок одного из них почему-то решил, он имеет право учить ижемских оленеводов, как им оленей разводить.
Если судить по твоим копипастам - ты и есть истинный и единственный историк и по совместительству - учитель оленеводству оленеводов.
Учить оленеводов оленеводству может только олень. Да, он ещё и северный.
Читать нужно больше, тогда и вопросы отпадут. Не ленись, дерзай.
Тут некий сверхсамоуверенный чувак вовсю учит ижемских оленеводов тому, как им этим оленеводством заниматься. Не уподобляйся этому чуваку.
Этому сверхсамоуверенному чуваку, один следопыт все мозоли на пятках сгрыз. Почти загнал старика.
Читайте мудрые мысли Платона о глупцах.
Зачем Платона? Сажина читайте, про еврейские погромы на Вятке.
Дедок, тебе всё ещё кажется, что ты мало наговорил?
Дедок, кстати, кого обзываешь Шпаком? Не забывай, что можешь получить и ответку. А Сажин - уважаемый среди правозащитников челоовек, оговоркой о погроме в городе Вятке свою репутацию не испортил, ну, может, если не считать таких специфичных чувачков, как ты.
Дедок, не советовал бы тебе нажить врага в лице Сажина - кишка у тебя тонка, чтобы с ним тягаться.
Сажин яркий зоозащитник, согласен.
И что кишка твоя тонка - тоже?
Поэтому и обзывается, что кишка тонка...
Кетчуп и морда - перформанс!
Дедок наезжает на Сажина? Фамилия не нравится?
Ну конечно не еврейский погром был в Вятке: "Было разгромлено три магазина - Зингера, Зильбермана, Кацнеленбогена, аптека Кацнельсона и гостиница Чучалова, куда забегали преследуемые толпой люди".
Причём тут магазины? Ты читай кого убивали, а не грабили. Вон, в Казахстане, толпа громила магазины не смотря кто там хозяин казах или еврей, давай и казахскую бузу ещё назови "еврейским погромом". "Историк", млин.
Сажин - беспристрастный историк. Если ограбили еврея - то это еврейский погром. Если еврея арестовали - то это холокост.
Уважаемый, Аноним! Как вы по фамилиям вятских горожан смогли этничность определить? Или вы думаете в России евреи носили только необычные фамилии? И при этом толпа погромщиков паспорта спрашивала? Погром тем и страшен, что убивают по им одним ведомым признакам. Кто-то там выше написал, что это был погром против революционеров. Но в этом большая проблема. На революционере не написано, что он революционер. А потому в порыве "патриотизма" громили и убивали то, что погромщикам казалось с виду чужим. На магазине не русская фамилия - громим, по улице идет человек с темными волосами - забьем, а было и по другому, кто-то из толпы крикнет "я его знаю он "жадина" еще та" и толпа помчалась бить не важно кого, потому что кому-то показалось, что он по поведению тоже еврей. Толпа искала виновных и врагов. Ну и самое главное. Вятские газеты вышедшие в городе на следующий день после погрома тут же назвали его "еврейским" и у них на это были основания, потому что газетчики видели эту толпу, слышали, что она кричала, к чему призывала.
Что-то все таки ушли от сути поста.
А по сути поста есть что сказать:
1) В 1918 г церковь была отделена от государства. Содержать огромное количество приходов без государственных денег было не возможно. Огромное количество храмов и церквей, ставших не нужными, ветшали и не обслуживались. Такие постройки либо разрушались, либо использовались в хозяйственном назначении. Похожее сейчас происходит в Европе, где христианские приходы реконструируют, например, в мечети для мигрантов.
2) Про огороды на кладбище. Это обычная практика. Древние захоронения, куда не приходят уже люди, рекультивируются, застраиваются. Мало того, древние захоронения (курганы, пирамиды фараонов) раскапываются археологами и вандалами намеренно.