В Центральном выставочном зале развернулась очень симпатичная выставка — «Шедевры мастеров Парижской школы» из коллекции питерской PS Gallery.
Это выставка графических работ 30 художников XX века, так или иначе живших во Франции, многих из которых очень условно можно отнести к Парижской школе, да и само это название скорее историко-топографическое, чем культурологическое. Но дело не в этом.
Я, признаться, думал, что это очередной сугубо провинциальный проект (провинциальный по бедности культурных бюджетов), на котором будут представлены работы второго, третьего и т. д. "экспозиционных рядов", оправданные лишь громкими именами авторов, и типа скажите спасибо, что представлены подлинники, а не очередной мультимедиасуррогат. Но все оказалось не так печально.
Во-первых, работы великих действительно присутствуют в экспозиции: Пикассо, Матисс, Шагал, Шемякин, Дали... причем действительно в подлинниках, в том особом смысле подлинности, который мы распространяем на не первые оттиски оригинальных офортов, литографий и т. п. Во-вторых, кураторы выставки, конечно, несколько переборщили со словом "шедевры" в названии, но в экспозиции действительно есть несколько симпатичных, прелестных, шикарных, великолепных работ, ради которых, по-моему, и стоит эту выставку посетить. Причем большинство из этих нескольких выдающихся работ мне, например, были неизвестны, думаю, они были/будут сюрпризом и для большинства посетителей. Впрочем, и прочие работы не испортят вам настроения, поскольку "мастерство не пропьешь" и имена авторов гарантируют вам добротность, интересность, необычность и по совокупности познавательность многого из представленного.
Что действительно несказанно поразило меня, так это серия черно-белых иллюстраций Шагала к "Мертвым душам". Вообще-то Шагал меня никогда ничем не трогал, а его фирменная цветовая гамма так и вовсе раздражает - сумбурное грязное разноцветье. Но здесь я просто застыл: ничего более гоголевского, в смысле комично-уродливой экспрессивности его героев, я не видел. Шагал ухватил самую суть обитателей этого человеческого зоопарка. Или это просто монохромность иллюстраций примирила меня с Шагалом.